Ее древность впечатляет. Исследователи считают годом ее рождения примерно 1200-й. И возраст этот вызывает "священный ужас" - а где же она была раньше, кто, на дне каких сундуков таил ее? Иконы, написанные до середины XII века, называют "домонгольскими" (то есть созданы они до нашествия Золотой Орды), и не так уж много их сохранилось - всего около 20 штук. Находка столь почтенной, неизвестной знатокам ранее и прекрасно сохранившейся иконы немедленно вызвала волну сомнений в умах искусствоведов. А вдруг - подделка? Но, по уверениям исследователей и реставраторов, проведенная экспертиза была такой дотошной, что для сомнений не осталось места. Новейшие методы позволили не только тщательно изучить состав краски и липовую доску, на которой написана икона, но и определить, как изменился за века ее цвет. Оказывается, фон иконы по замыслу мастера был розовым (теперь он напоминает березовую кору - серый, кое-где желтоватый, с темными прожилками), и то, изначальное, сочетание розовых, зеленоватых, золотых пигментов создавало изысканный колористический строй.
С некоторым усилием место рождения иконы определяют так - византийская провинция. Судя по высокому мастерству иконописца, он принадлежал к придворной школе. Впечатлил искусствоведов и тот факт, что поза младенца Христа не повторяет никакой известный иконографический тип. По канонам его ножки должны быть скрещены, что отсылает зрителя к крестным страданиям Спасителя. Здесь же ножки свисают вниз свободно и ровно. Для непосвященных - мелочь, для знатоков - тема диссертации.
Кроме таинственной и прекрасной иконы музей также демонстрирует книжную миниатюру "Св. евангелист Иоанн Богослов и Прохор на острове Патмос". Она приобретена в пару к уже находящейся в коллекции музея миниатюре "Св. евангелист Марк с Софией Премудростью Божией". Эти изображения - два из четырех, выполненных в начале XVI века для Четвероевангелия, созданного новгородскими мастерами. Позже миниатюры были беспощадно вырваны из книги, наклеены на доску, покрыты лаком и таким образом превращены в иконы. С одной стороны, поступок варварский, с другой же - лак сохранил в хорошем состоянии красочный слой. У музея есть надежда собрать полную коллекцию этих миниатюр - осталось только отыскать изображения св. евангелистов Матфея и Луки.
Маленькая книжная страничка, небольшая, камерная и лиричная икона позволяют нам остановиться на бегу, мыслить, вскрывать вековые пласты истории и культуры. На кого смотрела из своего оклада Богоматерь Одигитрия, какие люди видели ее лик? И через тысячу лет (если не случится на нее варвара) будет Одигитрия так же строго и грустно взирать на наших потомков. В этом, наверное, и есть загадка искусства. Оно вечно.
15 апреля 2004 г.