Коран надо почитать и почитывать

Официальный Татарстан выступает за турецкое толкование Корана

В насыщенной программе пребывания начальника Управления по делам религии Турецкой Республики Али Бардакоглу в Татарстане первым пунктом значился визит в Духовное управление мусульман РТ. Именно там он и появился, в сопровождении турецкого консула в РТ Исмаила Хаккы Мусы.

В момент дарения Корана с толкованиями смысла его отдельных сур на турецком языке председателю ДУМ РТ муфтию Гусману хазрату Исхакову профессор-теолог Али Бардакоглу подчеркнул важность истинного знания главной книги мусульман для тех, кто учит исламу. Духовный лидер мусульман Татарстана в ответ выразил надежду, что эту книгу очень скоро верующие смогут читать на татарском языке. В числе подарков муфтию были эксклюзивная ваза с росписью золотом и 28 томов продолжающей издаваться в Турции 40-томной Энциклопедии ислама.

Курс Татарстана на "неэкстремистский" ислам Турции, который обозначается этим визитом, провозглашался и в 90-х, но заявления не отличались внятностью и принадлежали большей частью политикам-теоретикам. Сами же духовные лидеры, оспаривая власть, достаточно долго определялись со своими пристрастиями в вероучении. На рубеже тысячелетий стало заметным тяготение отдельных имамов и их учеников к арабскому Востоку и Пакистану, как к центрам обучения "истинному" исламу. Возникали даже недоразумения, которые приходилось улаживать с участием спецслужб.

Нынешний визит - знаковый, поскольку его цель - заключение конкретных соглашений в духовно-образовательной сфере. "Хочу лично пригласить муфтия в Турцию, - сказал Али Бардакоглу журналистам, - среди мусульманских стран мы занимаем в области образования ведущие позиции. Это сближает нас с Европой. Для здешних мусульман, желающих более глубоко изучать ислам, будет польза сделать это у нас. Светское и религиозное образование в нашей стране - важнейший инструмент для обеспечения межконфессионального мира, а не наоборот".

Говоря об "одной религии" турецких и татарских мусульман (с упоминанием о том, что многие великие теологи прошлого вышли из Казани), турецкий гость имел в виду не ислам в целом, а именно ханафизм, как наиболее либеральное его направление. Ханафизм развивают турецкие теологи, он же был основой джадидизма татарских просветителей на рубеже XIX - XX веков.

От ответов на острые вопросы и хозяева и гости воздержались, демонстрируя во время застолья и после него образец политкорректности, точнее - нежелание комментировать политические события как в Турции, так и в Татарстане. "Экстремизм", от которого все открещивались, так и не обрел реальных очертаний. Но стоит напомнить, что государственное (политическое) и народное (на бытовом уровне) неприятие ваххабизма турками имеет крепкие и глубокие корни. О том, что великая империя тюрков распалась, в первую очередь, из-за национально-суверенных устремлений арабов, вдохновляемых Абдулом Ваххабом, в Турции помнят не только историки и теологи.

На вопросы журналистов о цели визита и ожиданиях принимающей стороны Али Бардакоглу и Гусман Исхаков отвечали слаженно - заключение долгосрочных соглашений о сотрудничестве, обмене специалистами в области образования, совместных издательских проектах. Муфтий выражал надежду выучить своих специалистов "цивилизованному", европейскому исламу в Турции и наладить снабжение республики книгами религиозно-просветительского содержания. Профессор теологии "сверял", насколько Татарстан соответствует "европейскому" исламу, и к удовольствию присутствующих источал комплименты. Впрочем, официальный Татарстан действительно демонстрирует лояльность ко всем религиям, что положительно отражается и на межконфессиональных отношениях. Так что Али Бардакоглу, собирающемуся после визита в Татарстан участвовать уже в турецком "слете" руководителей различных конфессий в Измире, будет о чем рассказать соотечественникам
Казань

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Матылицкий:
Коран надо почитать и почитывать
Официальный Татарстан выступает за турецкое толкование Корана
13.04.2004
Все статьи автора
"политика"
Грузия войдет в НАТО без Южной Осетии и Абхазии
В Цхинвали считают, что Тбилиси срывает переговорный процесс с самопровозглашенными республиками по рекомендации Евросоюза
03.03.2008
Чем Косово и Эритрея лучше Карабаха?
Постсоветские непризнанные республики намерены добиваться суверенитета без согласия метрополии
03.03.2008
Полупризнанные
Объявив о независимости, косовские албанцы не вывели из равновесия Балканы и отношения России с Западом
03.03.2008
Легенда о патриоте
Алексея Денисова сожгли на Вечном огне ни за что
03.03.2008
Все статьи темы