Батюшка из Владимирского централа

. В канун светлого праздника Пасхи Протоиерей Евгений Боровских призывает вспомнить о тех, кто находится в местах лишения свободы

0
487
Время на чтение 6 минут
- Отец Евгений, ваша официальная должность - благочинный тюремных храмов и приходов Владимирской епархии. Как вы пришли служить во Владимирский централ?

- Я пришел сюда в 1989 году по собственному желанию. Во-первых, заведение это всемирно известное. Во-вторых, через него прошли сотни священнослужителей. Святитель Афанасий, ковровский епископ Сахаров, один из последних святых исповедников и новомучеников, бывал в этом узилище неоднократно. В заточении он написал службу "Всем святым, в земле русской просиявшим". Владыко Афанасий был похоронен напротив тюремных стен. И туда народная тропинка никогда не зарастала. Я тоже попросил у него благословения на тюремное служение. Сейчас служу в Троицком храме, который начали восстанавливать в 1995 году.

Надо сказать, что в дореволюционной России народ называл человека, преступившего закон, и "татем", и "разбойником", и "душегубцем". Но только до тех пор, пока тот находился на свободе. Попадая в острог или на каторгу, он становился в глазах православно верующих "страдальцем", "несчастным", "узником" - братом, который нуждается в помощи. С этой глубоко христианской точки зрения, церковь всегда придавала присутствию священника в тюрьме исключительно большое значение.

За 15 лет служения в местах лишения свободы у меня, да и практически у всех священников сложились очень теплые дружеские отношения с администрацией пенитенциарной системы. Мы окрестили начальников колоний, а недавно - начальника Владимирского централа...

- А зачем тюрьме церковь?

- Вся история человечества - это преступление и наказание. Человеческий суд - еще не самое страшное. Самый страшный суд - Божий. К добру идут все. Вопрос, в чем они видят это добро? Одни могут человека убить. И думают, что сделали добро, потому что человек этот издевался над другими. Даже если ты соблюдаешь распорядок дня, добросовестно работаешь, исполняешь все указания администрации, это не гарантирует перемен к лучшему, потому что не всегда совпадает с Божьими заповедями. На моем опыте, стать другим можно только через Бога.

- В понимании обывателя Владимирский централ - сборище злодеев. Но ведь в советское время там сидело немало безвинных жертв. А сейчас?

- Да, можно сказать, и сейчас такие тоже бывают. Помню, сидел мужик из Химок за украденный мешок картошки. Или вот такой случай. Муж с женой живут в деревне, работают. Она в школе учительница. Он выращивает дома скотину. И стало людям завидно. Начинают к нему приставать, издеваться. Наконец приходят пьяные бить. Защищаясь, он ломает кому-то руку. На него подают в суд. Говорят: плати за руку. У него такой суммы нет. А нет, обещают, мы тебя посадим. Находят какие-то пути к следователю и сажают. Отдав полтора десятка лет пастырскому служению в местах лишения свободы, я не понаслышке знаю обо всей сложности тюремного мира, о неоднородности его состава. Есть здесь и матерые преступники, и неудачники.

- А скольких заключенных вы окрестили?

- Сотни.

- Были среди них "яркие" уголовники?

- Мне пришлось крестить троих воров в законе. Среди них - знаменитый Саша Север. В честь него Круг, ныне покойный, написал песню "Владимирский централ". А наши отношения завязались так. В одно время прошла волна грабежей по храмам. И ко мне обратились бабушки с просьбой помочь, чтобы тюремные авторитеты повлияли на эту ситуацию. Администрация дала разрешение, и я имел с ними встречу. Мы поговорили, и на какое-то время кражи действительно прекратились.

- Жизнь изменилась, а меняется ли преступность?

- Еще 10 лет назад в воровском движении действовали строгие принципы. В свое время во Владимирском централе сидел Василий Бриллиант. Он говорил начальнику: "Если нас уничтожаете, придет другое поколение воров, которое уничтожит вас. Поколение без принципов". Так и случилось. Сейчас тюрьма полна людьми, получившими первую судимость за жуткие преступления. Раньше в тюрьме, прежде чем кого-то наказать, собирались у авторитета и долго обсуждали, чтобы не загубить человека зря. А сейчас все эти традиции вырождаются. Ничего не стоит просто так лишить жизни. Смертную казнь отменили, и они получают пожизненные сроки.

- На ваш взгляд, это лучше или хуже?

- В каких-то случаях лучше, в каких-то - хуже. Многие люди, которым дали смертную казнь, принимают ее с радостью. Но вот за Чикатило только официально двое получили высшую меру наказания. А скольких поубивали неофициально? Лично я встречался в централе с двумя заключенными, которые сидели по его статье. Посадить у нас в России можно кого угодно. И везде можно. Из-за этого-то тюрьма простыми мужиками и забита.

- А зачем заключенные идут в церковь?

- Есть люди, которые прикрываются церковью от всяких наказаний. Для них храм - возможность раньше выйти из стен тюрьмы. К верующим относятся мягче и администрация, и свои. А попадают на свободу - снова берутся за старое. Только действуют хитрее, чтобы не попасть сюда снова. Совершенствуются во зле.

А другие искренне хотят переосмыслить и изменить свою жизнь. Лет восемь назад крестил узбека-мусульманина. Он принял чин отречения от мусульманства. Спрашивает, как себя вести. Говорю ему: "Теперь ты христианин. Дорожи именем Божиим. Не богохульствуй, не допускай, чтобы кто-то богохульничал при тебе".

Как-то вызываю его. Говорят, в изоляторе. Спрашиваю, за что, а он рассказывает: "Батюшка, стал тут один смеяться надо мною, над верой в Бога, над Матерью Божией. Я взял его и порезал, но не убил". Вот такие бывают случаи.

А есть такие, которые полностью все отрицают и ни во что не верят. Чтобы привести их к Богу, требуются колоссальные усилия.

- Такие безнадежны?

- Нет. Спасти можно всех. Ибо Благодать Божия созидает и пути ее неисповедимы, то есть неожиданны и непредсказуемы для нас. Складывается ситуация, требующая непрестанного присутствия в тюрьме, дабы понимать и просвещать и самих заключенных, и тех, кто держит их в заключении. А у нас в тюрьмах нет штатных священников. Одни идут туда по своей инициативе, других направляет Владыко. У каждого из них есть свои приходы. Я тоже куратор "на общественных началах".

В тюрьму идти - это не магазин или банк освящать, где что-нибудь дадут. Туда нужно самому нести: кому письменные принадлежности, кому чайку, кому лекарства. Потом, это отстойник, где сконцентрированное зло. Если у нас в городе зло на 100 метров, то там - на квадратный сантиметр. Работать здесь очень тяжело.

Нужны священники, которые бы служили в тюрьме и получали там зарплату, как за рубежом. Например, в бывшей социалистической Румынии священники, работающие в тюрьме, получают зарплату от государства и церкви. Широко развито волонтерское движение мирян, помогающих таким священнослужителям. После Пасхи мы вместе с журналистами НТВ едем туда снимать фильм о взаимодействии между православной церковью и государством.

- А тюрьмы сегодня боятся?

- А чего бояться? В тюрьме сейчас хорошо. Она разительно отличается от тюрьмы десятилетней давности. С окон сняли жалюзи-реснички, сделали евроремонт, нет ограничений в питании. По закону свидание разрешается с родственниками и другими лицами. А кто такие другие лица? Взяли какую-нибудь девчонку ребята, купили ее - вот и "другое лицо". Каждый месяц можно такую свиданку делать... В камерах есть телевизоры. У всех, кому надо, мобильные телефоны: разговаривай сколько хочешь. Единственный минус - время проходит не на воле.

Я был в европейских тюрьмах. Там порядки более жесткие. А в Америке тюрьма - это что-то страшное. Там во всем, кроме питания, очень жесткие ограничения. Не так слово сказал, посмотрел, тебя изобьют дубинкой или еще куда-нибудь посадят. А у нас сегодня можно плюнуть на милиционера, и это пройдет безнаказанно.

Четыре года назад к нам приезжал католический священник отец Джон, который служит в одной из центральных тюрем Америки. Я его хотел чем-то удивить и показал наш знаменитый Владимирский централ. А он посмотрел все и говорит: "У вас детский сад".

- А как церковь относится к тюрьме?

- Считает, что тюрьма необходима. Люди порочны. Как их еще прибрать от общества, чтобы больше не делали зла? Пенитенциарная система переводится как покаянная система. Покаяние - основа спасения. Сейчас есть возможность для всех проповедовать покаяние. И практически во всех местах лишения свободы есть храмы, куда заключенные могут прийти и помолиться.

Многие, отбывающие здесь срок, говорят: меня привела к Богу тюрьма. И даже благодарят за это.

Здесь они по-новому посмотрели на свою жизнь, осознали, что благодаря заключению избежали многих ошибок. В тюрьме есть время подумать.

- Слышала, что вы собирались уходить из тюрьмы. Почему?

- Я уже 15 лет на этом посту. С нуля построил четыре тюремных храма, начал строительство еще двух. Все это требует немало времени и сил. А силы уходят. Потом у строительства тюремного храма своя специфика. Сюда в любое время не придешь - пропускной режим. Да и стройматериалы крадут и сваливают все на зэков. А зачем зэку 5 тысяч штук кирпича? Словом, ты строишь храм, а на этом еще кто-то строит.

Зэки верят в Николая Чудотворца

- Отец Евгений, а есть ли святой, который покровительствует заключенным?

- Заключенные особенно чтут Николая Чудотворца. Известны случаи, когда к нему за помощью обращались обреченные на смертную казнь и получали спасение. В молитве, обращенной к святому, они просят избавить от уз темницы
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Биткина
"Страшный суд" над фреской
Творения Андрея Рублева могут не дожить до следующего столетия
07.08.2008
Жили счастливо и умерли в один день
В шестнадцатый раз в Муроме праздновали православный День влюбленных
10.07.2007
Дорогая старина
В Суздале после реконструкции открылась "Золотая кладовая"
12.05.2006
Дом, который построил Джон
Ну не парадокс ли? Россиянин Абрамович содержит английскую футбольную команду "Челси", а англичанин Кописки строит на русской земле церкви и коровники
14.03.2005
Батюшка из Владимирского централа
В канун светлого праздника Пасхи Протоиерей Евгений Боровских призывает вспомнить о тех, кто находится в местах лишения свободы
09.04.2004
Все статьи Светлана Биткина
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00