itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Что же смотреть ходили вы?

"Страсти Христовы" Мела Гибсона выходит в российский прокат

Общество 
0
145
Время на чтение 3 минуты
Этот фильм посмотрят все. В кинотеатре, на пиратской видеокопии или когда-нибудь по телевизору. Посмотрят просто потому, что он есть. Еще до премьеры "Страсти Христовы" стали явлением не столько художественным, сколько общественным. К нему предъявлялись все возможные претензии, от пресловутого антисемитизма, навязшего в зубах, словно подгнивший инжир, до несоблюдения столь чаемой создателями точности деталей (вроде того, что на самом деле гвоздями прибивали к кресту не ладони, а запястья); многозначительным смыслом наполняли каждый сбой и каждый несчастный случай на съемочной площадке; с нетерпением и трепетом ждали реакции на увиденное мировыми духовными лидерами. При желании из прессы и Интернета о фильме можно узнать абсолютно все: мало о каком произведении искусства за последние как минимум полвека говорили и писали так много. Единственное, что обнаруживалось с известным трудом, так это традиционная кинокритическая рецензия, в которой говорилось бы не об очередном протесте очередной еврейской организации или о том, что в исполнителя заглавной роли Джима Кавизеля попала молния, а об операторской работе, построении кадра и ритме повествования. Большинство аналитиков предпочло сосредоточиться на том же самом социальном аспекте (заголовок "Страсти по "Страстям" можно хотя бы раз обнаружить в каждом втором периодическом издании), либо с головой погрузиться в пучину собственных переживаний и разобраться, наконец, со своим отношением к вечным вопросам. Любая попытка отнестись к фильму Гибсона в первую очередь именно как к фильму, к последовательности движущихся изображений, спроецированных на экран, рискует быть воспринятой как кощунство. При том, что даже все те, кто имел самое непосредственное отношение к эффекту, производимому фильмом, по окончании съемок вовсе не отошли от мирских дел. Джим Кавизел, залечивший шрамы и оправившийся от молниеносного шока, уже в конце апреля появится на американских экранах вновь, на сей раз в роли легенды гольфа Бобби Джонса. Музыку Джона Дебни, автора на самом деле потрясающего саундтрека "Страстей", до конца года можно будет услышать в одной криминальной комедии, двух романтических мелодрамах и фильме ужасов. Гениальный оператор Калеб Дешанель переключился со "Страстей" на приключенческую историю с Николасом Кейджем. Да и все остальные участники съемочной группы без дела явно не останутся. Все это лишний раз наводит на размышления о том, что "Страсти Христовы" - не только духовный подвиг, но в первую очередь кино, сделанное на высочайшем профессиональном уровне.

При желании этот перфекционизм тоже можно поставить картине в вину, да так уже и сделали те, кто возмущается излишней натуралистичностью сцен пыток и истязаний Спасителя. Сцены эти и вправду невероятно жестоки: такого Христа - оплывающего кровью, с измочаленной плетками-девятихвостками кожей, с невидящим подбитым глазом - не изображал еще никто (кроме разве что иных безвестных художников, оформлявших конверты пластинок самых жутких и богохульных исполнителей в стиле black metal - но это уже сюжет из совсем другой оперы). Да и вообще, подобного обращения с человеческим телом в картине, выходящей в широкий прокат, припомнить трудно (влиятельнейший американский кинокритик Роджер Эберт справедливо заметил, что если бы фильм с таким уровнем насилия был посвящен любой другой теме, то ему автоматически был бы присвоен рейтинг NC-17, закрывающий фильму дорогу в приличные залы). Но принять эту вереницу ужасов за патологическую самоцель может, пожалуй, только очень предвзятый или попросту нездоровый человек. За всем техническим совершенством и откровенностью самых страшных эпизодов необъяснимо просвечивает нечто, по отношению к чему и вправду нелепо применять традиционный критический инструментарий. Говорить просто об "операторской работе" при всем желании не выходит. Что-то и вправду есть в этом фильме такое, о чем не судачат вслух и о чем не пишут в газетах. Возможно, именно поэтому столь велик интерес к подробностям съемок, жареным фактам и скандальным подробностям. Весь этот антураж помогает свыкнуться с мыслью, что все это - инсценировка. Что мы имеем дело с человеческим творением, а не сидим, прижавшись к пуленепробиваемому стеклу, в машине времени, отправившейся на две тысячи лет назад. Что Иисус-Кавизел, выйдя из кадра в финальной сцене, отправился разгримировываться, а совсем не туда, куда все мы подумали и почти что поверили.

Ощущения эти - не для кино. Очень сложно и неприятно представлять себе субъекта, который остался бы равнодушен на протяжении всех 127 минут, пока идет фильм. Но не менее жутко было бы столкнуться со зрителем, который назвал бы фильм Гибсона "своим любимым".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Ростоцкий
Дух и буква
"Остров" Павла Лунгина на московских экранах
27.11.2006
Все статьи Станислав Ростоцкий
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30