Религиозное гражданское общество - альтернатива развитию анархии в Ираке и Иране

Общество 
0
199
Время на чтение 4 минуты
Когда освобождаются от религиозной или светской тирании такие страны, как Афганистан и Ирак, или распадаются режимы подобные Советскому Союзу, за этим как правило следует огромный всплеск антиобщественной и противоправной деятельности. Это как если бы кто-то снял тяжелую крышку с кипящего котла, и все его содержимое разом выплескивается наружу в виде взрывного всплеска насилия, наркомании, СПИДа, алкоголизма, беспризорности и тому подобного.

США и их союзники настолько привержены идеалам свободы, что стараются не акцентировать внимание на темных сторонах, характерных для ранней стадии демократизации общества. Хотя редко когда события трактуются в подобном ключе, можно констатировать, что политика Запада в этом вопросе, похоже, основывается на предположении о том, что подобный разгул беззакония является ценой, которую страна должна заплатить, чтобы стать свободной, и при этом должна пройти этот путь самостоятельно. Но это далеко не так, когда речь идет о таких несхожих странах как Россия и Ирак. События последнего времени тому убедительное доказательство.

Нарушения социального порядка, повсеместно наблюдаемые в этих странах, настолько серьезны, что значительная часть населения требует введения правления твердой руки, существовавшего в эпоху тирании. Подобные чаяния лишний раз демонстрируют, насколько опасна угроза общественной анархии, и как трудно с ней справиться.

Россия, поскольку она потратила больше времени на завоевание своего освобождения, наглядный тому пример. За четыре года, последовавшие за развалом в 1991 г. Советского Союза, уровень преступности в Российской Федерации вырос на 73%, количество убийств возросло на 116%. Показателем того, насколько истончилась ткань социальных отношений в стране, служит тот факт, что жертвами при нанесении тяжких телесных повреждений в 63% случаев были родственники и друзья нападавших. В период с 1989 по 1997 гг. уровень злоупотребления алкоголем увеличился на 39%. Показатель смертности от алкогольного отравления в 2002 г. составил 30 тыс. чел. - рост на 155% в сравнении с показателем за 1991 года. К 2000 г. количество наркоманов в стране составило 3 млн. чел., а ВИЧ-инфицированных - около 2 млн. В период с 1989 по 2000 гг. число самоубийств в России возросло на 60%, и по этому показателю страна вышла на второе место в мире.

В Афганистане и Ираке происходят схожие процессы. Многие граждане, проживающие вне иракского суннитского треугольника, жалуются на то, что боятся выходить ночью на улицу. Похищение людей и различные формы мелкой - и не столь мелкой - преступности стали обыденным явлением в обеих этих странах.

Обычный ответ Запада на все это сводится к тому, что главный акцент должен быть сделан на уважении закона и поддержании правопорядка, усилении сил правопорядка, переподготовке и переподчинении правоохранительных органов. В тех случаях, когда для выполнения поставленных задач сил правопорядка не хватает, их необходимо укреплять вооруженными силами. Все эти меры, безусловно, необходимы. Но в долгосрочной перспективе нужно подумать и о совсем другом, - о том, что не включено в программу многочисленных организаций по оказанию гуманитарной или иной помощи или устав Всемирного Банка. Речь идет о создании обновленной социальной структуры общества, благодаря которой в обществе создались бы такие условия, при которых большая часть населения в большинстве случаев отказалась бы от антиобщественного поведения и отнюдь не из-за страха перед стражами порядка.

Защитники идей свободы исходят из постулата, что люди по своей природе все суть добрые и хорошие, но их портят тоталитарные режимы. Когда режим свергнут, люди смогут делать лишь праведные вещи. Но при подобном подходе требуется, чтобы кодекс подобного высоко морального поведения был бы распространен на все страны. В каждой стране общество должно наставлять на путь истинный тех, кто свернул с пути праведного, и чтить тех, кто выполняет свои социальные обязанности перед обществом.

В конечном счете, каждое освободившееся от тоталитарного гнета общество может сформулировать свой собственный моральный кодекс и создать свои собственные инструменты контроля за его соблюдением. В краткосрочном же плане, оно должно опираться на то, что уже имеется. Во многих регионах такой опорой может служить религия. Я имею в виду не исламских фундаменталистов, а религиозные течения умеренного толка, которые существуют во всех мировых религиях, включая и ислам. Разница между тем и другим заключается в том, что фундаментализм служит опорой для тоталитарных режимов, тогда как в основе умеренных религиозных течений лежат постулаты морального убеждения.

Находясь в Иране в 2001 г. по приглашению тамошних реформаторов, я понял, что их главной целью является создание 'религиозного гражданского общества', в котором люди по своей воле, а не по принуждению захотят идти по стопам пророка Магомета. Сам тот факт, что для западного уха понятие 'религиозное гражданское общество' звучит как некое взаимоисключающее понятие, как раз и является доказательством ошибочности западного подхода.

Запад должен заниматься не экспортом французской или американской модели идеологии отделения религии от государства, а вместо этого активнее вовлекать в социальное переустройство умеренных мулл и других религиозных деятелей, поскольку это и есть наиболее оптимальный путь создания социального порядка, подобно тому, как это произошло в Южном Ираке. Какими бы ни были другие социальные группировки - этнические или родоплеменные - подобная политика сможет обеспечить внедрение неформальных моральных кодексов и убедить людей жить сообразно своим обязанностям перед обществом, а не предаваться нарушениям основополагающих прав человека и другим столь же неприглядным занятиям.

Надо не закрывать религиозные школы (медресе), повсеместно заменяя их на светские, а сохранять их до тех пор, пока они дают базовые знания в таких областях знаний, как наука и математика, а их преподаватели уполномочены вести педагогическую деятельность местными органами народного образования, и при этом сам предмет религии является скорее умеренным, а не непримиримым вариантом ислама. Система социальных услуг, предоставляемых населению религиозными или племенными сообществами, должна обществом поощряться, а не подмененяться государственными учреждениями социального обеспечения. Конституция этих стран должна не насильственным образом лишаться своего религиозного содержания, как это в свое время произошло по повелению первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка, а, наоборот, - содержать необходимый набор догматов умеренного исламизма.

Со временем сохраняющиеся основы социального порядка - религиозного и племенного - будут подвергнуты изменениям под воздействием экономического развития, распространения образования, и все большей открытости по отношению к всемирной информационной сети, свободе передвижений и туризма. Что касается настоящего момента, то преодоление антиобщественного поведения и создание предпосылок для установления социального порядка, - первоочередные задачи, стоящие на повестке дня.

* Эмитай Этциони является основателем движения нового подхода к проблемам общества. Его последняя книга 'От империи к свободному обществу: Новый подход к международным отношениям' выйдет в мае текущего года.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Миронов
23.04.2024 23:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03