Запад забыл Христа?

Религия 
0
156
Время на чтение 4 минуты
НА СЛЕДУЮЩЕЙ неделе, которая для православных станет Страстной неделей Великого поста, на экраны российских кинотеатров выйдет фильм Мела Гибсона "Страсти Христовы". Режиссерский дебют этого голливудского актера еще до начала проката отметился скандалами. Обвинения со стороны радикально настроенных зрителей сводятся к двум доводам: излишний натурализм и антисемитские идеи.

СТРАННО, почему никто до сих пор не взялся экранизировать Евангелие с такой педантичностью - ведь более драматичного и острого сюжета не придумал пока ни один сценарист. Фильмы на эту тему (скажем, "Евангелие от Матфея" Пазолини) отличались, как правило, вольными режиссерскими интерпретациями и интеллектуальными изысканиями. Гибсон постарался быть близким к "оригиналу": герои говорят фразами из Писания, причем на арамейском языке и на латыни.

"Страсти" ни на минуту не дают зрителю расслабиться. Эмоциональное напряжение достигает своего пика в сцене бичевания Христа. Пресловутого натурализма здесь хоть отбавляй. Двое римлян с внешностью мясников, ухмыляясь, под улюлюканье солдат бьют Иисуса кнутами, на концах которых привязаны острые крюки. Спина превращается в сплошное месиво, из тела вылетает кусок мяса, пол залит кровью. От этакого зрелища передернет не только чувствительного зрителя. Но стоит ли упрекать в этом режиссера? Римляне избивали своих жертв до полного изнеможения - такова уж была их зверская традиция. Конечно, можно было опустить эту сцену вкупе с другими деталями издевательств над Иисусом. Но что тогда останется от режиссерского замысла? А он прост и незатейлив: реалистично, без эвфемизмов показать, какие страдания претерпел Богочеловек в последние часы своей жизни. Только таким образом - погрузившись в реальную обстановку, почувствовав себя на месте истязаемого Христа - можно понять суть его подвига и учения. Сын Человеческий умер так, как и учил при жизни, ни на йоту не отступив от собственных заповедей. Именно это и привлекает к христианству его последователей.

Что до антисемитизма, а то и фашизма, к которым якобы содержится косвенный призыв в фильме (дескать, евреи повинны в смерти Христа), то обижаться на Гибсона следует скорее не им, а итальянцам. Далекие предки итальянцев - римляне выглядят на экране сущими садистами. И на каждом шагу демонстрируют презрительное отношение к аборигенам. Понтий Пилат называет Иудею "дырой", легионеры пинают и бранят прохожих, да и физические страдания, выпавшие на долю Христа, - следствие животного (и впрямь какого-то фашистского) поведения римлян.

А винить евреев в смерти Иисуса - это уже просто дурной тон. Если кого-то после просмотра "Страстей" начинают одолевать подобные мысли, то лучше поискать причину в себе. Фильм Гибсона в данном случае - всего лишь катализатор. Дмитрий ПИСАРЕНКО

Он пришел, чтобы страдать

ЕЩЕ до премьеры был устроен просмотр для священнослужителей Русской православной церкви. Свое мнение об увиденном высказал председатель издательского совета, главный редактор издательства Московской патриархии протоиерей Владимир СИЛОВЬЕВ.

- ЭТОТ фильм серьезный, знаковый. Прежде всего потому, что был снят Мелом Гибсоном по обету, а не ради коммерческой выгоды. Актер страдал недугом пьянства. И когда с Божьей помощью он, человек верующий, сумел избавиться от своего недуга, то отдал все деньги на постановку этого фильма. Вообще вся картина наполнена символами. Взять хотя бы эпизод с Иудой. Он не только не понял Христа, он даже в самую критическую минуту не смог покаяться, как покаялся отрекшийся от Христа Симон. В фильме есть сцена, когда Иуда бежит от мальчишек, которые кричат ему: "Проклят! Проклят!" В конце концов он остается один на один с сухим деревом. А под деревом лежит полуразложившийся труп лошади с оскаленными зубами, над ним вьется рой мух. И та веревка, которой была привязана лошадь, становится веревкой, на которой он вешается. Этот символ можно расшифровать следующим образом: человек без Христа в душе обречен на страшное одиночество, бесплодность и в итоге - на самоубийство, тлен.

Некоторые обвиняют режиссера в излишнем натурализме, с которым передаются страдания Христа. Это типично католическое видение. Православие делает акцент прежде всего на воскрешении, на победе над смертью и человеческими страстями. Православная иконография изображает Христа даже на кресте как царя. А католики представляют Христа по-человечески страдающим. Мелу Гибсону удалось в полной мере передать эти муки. Натуралистические сцены меня не шокировали - с человеческой плотью происходят вещи и страшнее. Здесь же нам показали, как ужас страдания человека на земле был воспринят Христом. Воспринят ради того, чтобы избавить человека от этого ужаса, приняв его на себя.

Мне кажется, что этот фильм важен не столько для верующих людей, сколько для неверующих. Тех, кто что-то слышал о Христе, о его страданиях, но не прочувствовал это, отнесся ко всему легкомысленно. Этот фильм важен для сомневающихся, для не знающих, какой ценой Христос дал нам освобождение от грехов. Ведь западный мир сегодня забыл Христа. Даже праздник Рождества Христова - это сплошные ярмарки, распродажи, выпивка. Он же пришел в мир ради нас, ради нашего спасения. Пришел, чтобы страдать, быть униженным, оскорбленным, оплеванным и в конце концов распятым на кресте, как распинали рабов. А об этом надо напоминать людям. Записал Валерий БУЛДАКОВ

Скандал - всего лишь реклама

ПРЕСС-атташе Федерации еврейских общин России Борух ГОРИН: - ДУМАЮ, ничего особо страшного от проката "Страстей Христовых" ожидать не стоит. В большей степени разговоры о его скандальности - всего лишь реклама. Политкорректный Голливуд вряд ли позволил бы снять что-либо возмутительное, действительно разжигающее межрелигиозную рознь. Наоборот, полагаю, этот фильм будет способствовать массовому интересу к религии, поиску духовных путей со стороны молодежи и так называемых потерянных поколений. Он привлечет людей не только к христианству, но и к другим традиционным религиям - исламу, иудаизму... Возможно, фильм Гибсона послужит толчком к коммерческому (в хорошем смысле этого слова) использованию религиозной тематики в кинематографе.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Булдаков
Все статьи Валерий Булдаков
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24