itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Евангелие от безумного Макса

В Страстную неделю на экраны Москвы выходит скандальный фильм "Страсти Христовы"

Религия 
0
161
Время на чтение 3 минуты
"Безумный Макс" Мэл Гибсон - символ шотландской лихости, австралийского жизнелюбия, "храброе сердце" Голливуда - снял фильм на основе четырех Евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.
Конфессиональные пристрастия в Голливуде принято тиражировать столь же откровенно, как физические параметры звезды и ее гонорары. Общеизвестно, что Гибсон - традиционный католик. Что его дочь решилась стать монахиней. Что замысел жития Богочеловека зрел в "храбром сердце" много лет. Хотел снять что-то сокровенное, близкое сосредоточенной молитве. Но молитва - акт глубоко интимный. Гибсон же предлагает рамки литургии с ее традиционными моментами театральности расширить до масштабов многомиллионного блокбастера - плоть от плоти масскульта.

"Страсти" Гибсона - описание последних двенадцати часов жизни Христа. С момента искушения сатаной в Гефсиманском саду до мучительной казни.
Кто спорит: лучшая реклама фильму - скандал. У "Страстей Христовых" - ни с чем не сравнимая реклама, ибо скандалы вокруг фильма полыхают, как средневековые костры. Вот лишь часть эпизодов "жития фильма". Возмущены ортодоксальные евреи, упрекающие режиссера в антисемитизме. Ряд католиков оспаривают вольность трактовки. Жару поддает и отец Гибсона, назвавший холокост "злонамеренным вымыслом". Ученые-библеисты заявляют, что до достоверной исторической картины фильму далеко. Ватикан встает на защиту фильма. Кардинал ватиканской Конгрегации заявляет, что охотно заменил бы некоторые из своих проповедей на сцены из ленты. Зрительский ажиотаж нагнетается. В Америке фильм вышел одновременно в 2800 кинотеатрах, побивая кассовые рекорды, споря с толкиенистской киноманией, за пять дней собрал больше 125 миллионов. Зрителей не смущает категория R (зрители до 17 лет могут смотреть фильм только в сопровождении взрослых)…
Экранизации святых книг - площадка, где вера встречается с искусством. Момент не простой. Понятно, что с верой у Гибсона все порядке. И он снимает честную картину, действуя скорее по канонам статичной литургической драмы, с тайной надеждой, что показ фильма станет причащением новообращенных зрителей. Презрев законы драматургии (принцип восхождения к кульминации), необходимость внутреннего развития, режиссер становится рабом канона. Лишь "память рабская" - не сердце ведет рукою авторов. И краткие флэш-бэки в прошлое (мгновенные вспышки из жития Христа) не дают ощущения глубины, многослойности, возникающей при чтении Евангелий.
В версии Гибсона нет ни эротических сцен, ни революционных манифестов. Глубоко верующий католик и в режиссуре изо всех сил старается сохранить верность "букве". Размышляя о природе телесной власти и духовной, он с пиететом компилирует Евангелия. Старается придать "картинке" элементы документализма. Оттого герои говорят на арамейском (иудеи) и вульгарном римском (римляне). Цветовая гамма продуманно сдержанна, выдержана в блекло-коричневых караваджевских тонах. Однако писанные по-гречески Евангелия по-разному освещают события последних 12 часов жизни Иисуса. У Иоанна суда нет, у Луки Синедрион проходит с утра, у Марка и Матфея - ночные судилища перед полным составом иудейского Синедриона. Есть разночтения и в описании "последней ночи". Для Гибсона "страсти" имеют локальный перевод - "страдания". 12 часов страданий прессуются в 127 экранных минут. Следуя канве евангельских текстов, режиссер по крупицам собирает сведения о надругательствах и избиениях. Скупо данные в Евангелиях (причем не во всех), эти сведения разворачиваются в душераздирающее (точнее сказать, телораздирающее) действо. Над Богочеловеком не просто глумятся-издеваются - его форменно пытают: изощренно, долго, нещадно. (Актера для сцен избиения гримировали по семь часов, чтобы тело его на глазах превращалось в кровавое месиво.) Эти сцены - нескончаемые, вопиющие - вызвали шквал особого "интереса" к фильму, инфаркты во время просмотров. Хотя истинное искусство угадывается, напротив, по подъему, который оно дарует.
Режиссер загипнотизирован материальной плотью (даже орудия пыток преподносятся торжественно и подробно). Ужас жертвы есть. Нет излучения глубокой тайной радости, "что для ума покрыта тьмою, но сердцу видима вдали". Не очевидна оборотная сторона "Страстей" - прощение, любовь к врагам. Мотив искупления порабощается сценами кровавых мучений… Из зала зритель выходит подавленный, не очищенный катарсисом трагедии.
Христос в исполнении Джима Кавизела (известно, что во время съемок актера поразила молния, но это событие в духе "жития фильма") - по сути, одушевленное изображение фигуры, только что сошедшей с иконостаса. Он "распят" уже с начала фильма. Его лишают эмоциональных нюансов. И для противостояния ужасу греха, эгоизма, слабости, которых на экране вдоволь, одной монументальной иконы недостаточно.
Что касается сути. Исследователи доказывают: смысл исторической ткани событий в христианском воззрении заключен в финале. Осмысление "содеянного" совершается в этой обратной точке отсчета. Поэтому последние главы Евангелий являются их кульминациями. В чреде евангельских событий смерть Христа и Воскресение - кульминация призыва к любви, поправшего смерть. Радостность события уводит на второй план страдания и смерть. После фильма (в котором момент Вознесения купирован) остается осадок торжества насилия и мученической смерти. Поэтому кажется, что и миссионерской, популяризаторской роли фильм не выполняет.
Гибсон как заклинание повторяет, что цель его - "вдохновлять, а не оскорблять". И миллионы американцев с готовностью платят "зеленые", чтобы поскорее вдохновиться. Есть подозрение, что "суперкнига" Гибсона служит им "кратким курсом" Нового Завета. Ибо верующим фильм откроет немного.

P.S. Прокатчики спланировали выход фильма в России в Страстную неделю. Видимо, им невдомек, что в это время верующие в кино не ходят…

29.03.2004
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40