Единый источник благодати

Интервью доцента Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова с журналистом Александром Стародубцевым

Религия 
0
155
Время на чтение 8 минут
"Уже сейчас Русская Православная Церковь в Отечестве и Русская Зарубежная Церковь,по существу, разделяют и отстаивают перед лицом всего мира единое восприятие духовных и нравственных ценностей, запечатленных в общем для нас Священном Предании."

Из послания Святейшего Патриарха Алексия II митрополиту Лавру




- Отец Максим, расскажите, пожалуйста, о Всезарубежном пастырском совещании, которое предшествовало Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей.

- С 8-го по 12-е декабря в пригороде Нью-Йорка, Наяке, проходило расширенное пастырское Всезарубежное совещание. Впервые за историю таковых собраний зарубежного духовенства на него были приглашены клирики Московского Патриархата: наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), преподаватель Санкт-Петербургских духовных школ, протоиерей Георгий Митрофанов, и я. Важно подчеркнуть, что мы не являлись официальной делегацией Русской Православной Церкви. Мы были приглашены именно как клирики нашей Церкви и ехали, имея благословение священноначалия на участие во Всезарубежном пастырском совещании.

В любом случае, это важный прецедент, свидетельствующий о том, что мы можем общаться не только на уровне учЈных докладов, как это было в течение нескольких лет в Германской епархии, где проходили встречи богословов Церкви Московского Патриархата и Зарубежной Церкви, но и на форумах более широких.

Мы приехали на форум, имея с собой послание Святейшего Патриарха Алексия, которое было обращено к Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей. Его Святейшество благословил огласить это послание на Всезарубежном пастырском совещании.

Заявленная тема встречи носила название "Исторический путь Русской Зарубежной Церкви", но реально обсуждались почти исключительно отношения с Московским Патриархатом и пути сближения двух частей единой Церкви, восстановление евхаристического общения, а в некоторой отдалЈнной перспективе - и канонического единства.

Архимандрит Тихон сделал доклад общего характера о тех изменениях, которые произошли за последние годы в жизни нашей Церкви, о том, что в значительной мере неизвестно русскому Зарубежью. В своЈм выступлении он привЈл слова Святейшего Патриарха Алексия II, сказанные им ещЈ в 1991 - м году, в которых он выразил отход нашей Церкви от взглядов и позиций, называемых Зарубежной Церковью "сергианскими". Также отец Тихон процитировал те места из документа "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви", где прямо говорится о том, что наша Церковь в ряде случаев благословляет гражданское неповиновение по отношению к властям, если последние требуют противного вере или христианской нравственности. Для многих клириков Зарубежной Церкви эта наша позиция была озвучена впервые. Я думаю, что это было очень важно.

Протоиерей Георгий Митрофанов участвовал в дискуссиях о так называемом "сергианстве", то есть об историческом пути русского Православия, начиная с конца 20-х годов. Он подробно осветил позицию митрополита Сергия и его оппонентов: митрополита Антония (Храповицкого), митрополита Кирилла (Смирнова) и митрополита Иосифа (Петровых). Поведал о сложных, часто трагических, коллизиях нашей церковной истории, которую никак нельзя рассматривать односторонне, где нет безусловно правых и безусловно виноватых, где есть своя историческая правота за тем путЈм, по которому повЈл свой церковный корабль митрополит Сергий - личность, несомненно, значительная, трагическая, хотя и не лишЈнная противоречий. Но нельзя отрицать и той правоты, которая была за оппонентами митрополита Сергия, так называемыми "непоминающими". К ним можно отнести и митрополита Кирилла Казанского, ныне прославленного нами в числе новомучеников, и митрополита Иосифа (Петровых), и некоторых из "иосифлян", чьи отдельные последователи также у нас теперь прославлены в Соборе Новомучеников Российских.

В своЈм докладе протоиерей Георгий Митрофанов показал, что в нынешнем составе Собора Новомучеников и Исповедников Российских наша Церковь свидетельствует о преодолении односторонности в оценке церковной истории. Мы прославляем не только последователей митрополита Сергия, но и всех, кто признавал священномученика Петра Крутицкого и Коломенского законным предстоятелем Русской Церкви, вне зависимости от разногласий между этими иерархами или клириками.

Попутно можно вспомнить, что в истории Церкви неоднократно бывали случаи, когда святые по тем или иным вопросам находились между собой в противоречии, а Церковь по прошествии лет принимала путь святости как того, так и другого оппонента. Известный пример - Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, но можно вспомнить из истории Русской Церкви и множество других примеров: скажем, преподобный Максим Грек, Пафнутий Боровский и митрополит Иона. Мы помним, что ни Пафнутий Боровский, ни Максим Грек не приняли автокефалии Русской Церкви так, как она была тогда провозглашена.

Доклад протоиерея Георгия Митрофанова, где он привЈл цифры о прославлении Новомучеников, сам характер работы комиссии по канонизации, произвели огромное впечатление. Я видел слезы на глазах у некоторых священнослужителей, когда отец Георгий рассказывал о тех фактах, которые открывались нашей Синодальной комиссией в процессе работы по канонизации; и когда он описывал, как совершалось следствие в годы сталинского террора. ВсЈ это не могло не произвести позитивного впечатления о той колоссальной работе, которая ныне осуществляется нашей Церковью по прославлению Новомучеников.

Мне досталась тема об отношении к экуменизму. Эта проблема давно вызывает критику со стороны Зарубежной Церкви. Мы знаем, что отношение к экуменическому движению неоднозначно и в нашей церковной ограде. Я постарался, не расставляя точек над i, развеять мифы, создаваемые вокруг участия нашей Церкви в экуменическом движении, показать, что при наличии тех или иных перегибов, которые могли иметь место в 60 - 70-е годы, при наличии действий конкретных лиц, которые не согласны с каноническим Преданием нашей Церкви, в принципах исповедания чистоты Православия наша Церковь никогда не погрешала: ни вступая во Всемирный Совет Церквей в 1961-м году, ни охраняя ограду церковную в позднейшее время. Я привЈл пример с запрещением архимандрита Зинона (Теодора) после его сослужения с католиками, рассказал о только что имевшем место факте выхода нашей Церкви из диалога с Епископальной Церковью СоединЈнных Штатов Америки после рукоположения последними открытого священника-гомосексуалиста и о том, что наша Церковь во Всемирном Совете Церквей имеет ныне ограниченный мандат, и сам статус еЈ дискуссионен. По вопросам, которые касались практики экуменической молитвы и других сторон, высказывались разные точки зрения, но, в общем, взаимопонимание было достигнуто.

Что касается докладов, сделанных со стороны Зарубежной Церкви, то они носили, в основном, конструктивный, позитивный характер. Не со всем мы можем согласиться в оценке явлений церковной жизни как в докладе высокопреосвященнейшего архиепископа Марка Берлинского, так и в докладе протоиерея Николая АртЈмова. Это касается прежде всего исторического пути и того, что они предпочитают называть "сергианством". Но при несогласии по тем или иным историческим, каноническим вопросам в них была видна принципиальная заинтересованность в нахождении таких путей, которые бы способствовали нашему единению. В заранее объявленных выступлениях не звучал тезис о том, что невозможно прийти к объединению без осознания себя двумя частями единой Русской Церкви. Надо отказаться от терминологии, что кто-то находится в расколе по отношению к другой части, что одна сторона безусловно права, а другая - безусловно виновата. Мы - две части единой Церкви (как это звучало и в приветствии Святейшего Патриарха), которые через взаимное покаяние и принятие друг друга должны прийти к заповеданному Христом Спасителем единству. Безусловно, в очень многих выступлениях речь шла о том, что восстановление евхаристического общения должно произойти после снятия разделяющих нас принципиальных вопросов. И лишь после восстановления евхаристического общения, в значительно более отдалЈнной перспективе, можно рассуждать и о каноническом статусе, который может приобрести Русская Зарубежная Церковь уже в единстве с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

- Как известно, на пастырском совещании присутствовали не только сторонники объединения, но были и люди, которые выдвигали какие-то аргументы против сближения. Кого было больше и какие аргументы выдвигали противники объединения?

- Сразу должен сказать, что большинство участников совещания, большинство приглашЈнных клириков и архиереев, которые также выступали на совещании Зарубежной Церкви, высказывались за нахождение путей к достижению нашего единства. ПричЈм это были наиболее уважаемые, авторитетные клирики Русской Православной Церкви Заграницей, потомки первого поколения эмиграции, которые сохранили богослужебную, каноническую, духовную традицию Русской Церкви, может быть, даже синодального периода. При этом интересно, что многие из них лет десять тому назад занимали непримиримую позицию, высказывались резко против объединения. Можно вспомнить, что протоиерей Александр Лебедев, протоиерей Георгий Ларин, протоиерей Николай АртЈмов ещЈ лет 8-10 назад были решительными противниками восстановления единства с Московским Патриархатом. Но знакомство с реальной жизнью нашей Церкви, общение с нашими клириками побудило этих здравомыслящих, добрых пастырей встать на трезвую церковную позицию.

Оппонентами являлись несколько групп. Это всего лишь несколько архиереев, - я не буду сейчас называть имена. Это часть клириков, малознакомых даже с историей собственной Церкви. Возникали ситуации, когда представители Зарубежной Православной Церкви не могли разобраться, кто у них прославлен в Соборе Новомучеников. Потому что на иконе изображены одни лица, в списке - другие, и список этот постоянно меняется. Из него всЈ время кто-то вычЈркивается, кто-то добавляется: если вдруг оказывается случайно какой-то "сергианин", то его вроде как полагается вычеркнуть. В этом смысле проявляется значительно большая узость, чем в нашем подходе к канонизации святых. Слабость этой позиции была очевидно выявлена. Есть также люди в Зарубежной Церкви, которые не знают и не хотят знать реальной жизни нашей Церкви.

Психологически иных из них можно понять. Вспомним, как примерно 15 лет назад, когда у нас проходило крушение советской власти, для многих представителей старшего поколения это было связано с вынужденным отказом от идеалов всей жизни. Приходилось говорить, что и строили не то, что нужно, и общество было неправильное, и принесЈнные ему жертвы и усилия нескольких поколений нужно трезвенно и покаянно оценить как направленные на не вполне должном направлении. И мы знаем, как трудно это давалось многим; и поныне у нас есть люди, для которых иллюзии советской эпохи являются содержанием, смыслом их бытия.

Но и в Зарубежной Церкви целые поколения людей выросли на сознании, что Советский Союз - это империя зла, что Россия кончилась после 1917 года, что, как они выражались: "Советская Церковь есть служительница безбожной власти". И они десятилетиями воспитывались на этом противостоянии. И теперь, когда Зарубежная Церковь меняет курс, принять это для них психологически трудно.

Вторая категория оппонентов - это перебежчики из Московской Патриархии, как находящиеся ныне на территории нашей страны, так и в Зарубежье. Для очень многих из них ситуация восстановления евхаристического общения может оказаться фактором, при котором выяснятся самые неприятные события из их жизни, их канонический статус. Окажется под сомнением чистота их риз, "мужественность" их "подвига" по переходу в Зарубежную Церковь - из Урюпинска во Флориду, к примеру.

Среди них были лица, которые меняли уже несколько юрисдикции; вероятно, поменяют и ещЈ одну, при достижении нами единства. Но это тот балласт, от которого и самой Зарубежной Церкви хорошо бы избавиться. В частных беседах многие священнослужители говорили о том, что они поняли, какую ошибку допустила Зарубежная Церковь, согласившись и на открытие приходов на территории России, и на приЈм перебежчиков из Московской Патриархии без тщательного выяснения их жизненного и канонического статуса.

Ну и, наконец, была группа мирян, которые, собственно, не были приглашены на совещание, но которые в прямом смысле являлись провокаторами. Они распространяли подмЈтные письма с обращением к митрополиту Лавру и правящим архиереям, ни в коем случае не ехать в Россию по приглашению Святейшего и не идти на курс сближения с Московской Патриархией. Иной раз такие выступления звучали и в зале. На прямой вопрос, обращЈнный в какой-то момент к одному из таких оппонентов: "Где же тогда Вселенская Церковь, если ни Московская Патриархия, ни находящиеся с ней в единстве Поместные Православные Церкви не являются хранителями чистоты Православия?" - внятного ответа не последовало.

Но, повторю, эти группы не определяли дух собрания. Они пытались посеять рознь, вновь взрастить семена вражды, но общая атмосфера была позитивной. И митрополит Лавр, и архиепископ Марк, епископы Петр, Кирилл, священники Зарубежной Церкви сами останавливали подобных крикунов и показывали им безосновательность их аргументации.

(продолжение следует)

N 3 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Максим Козлов
Все статьи Протоиерей Максим Козлов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41