Предстоящее 250-летие преподобного Серафима Саровского станет общенациональным праздником

Владыка, в Нижнем Новгороде при участии регионального правительства и представительства президента в ПФО реализуется проект "Ильинская слобода", предусматривающий восстановление храмов в исторической части города. Расскажите, пожалуйста, об этом проекте.

За последнее десятилетие усилиями покойных митрополита Николая и митрополита Евгения сделано очень много в части возрождения храмов Нижегородской епархии. Когда я приехал в Нижегородскую область, то увидел такое количество разрушенных святынь, что трудов хватит не на один век человека. Вызывает страдание видеть то, из каких руин, из какого запустения мы возрождали храмы и обители.

Служение Русской православной церкви и Нижегородской епархии направлены лишь на одно - на духовное возрождение человека. Поэтому и не ставится сама цель возрождения храмов без духовной жизни. Если мы будем идти по этому пути, мы очень скоро превратимся в бездушную религию, а православная церковь является живой, действенной, возрождающей. Поэтому возрождение храмов является существенной вехой в возрождении духовной жизни и человека и народа.

У нас складываются очень хорошие отношения с администрацией губернатора Нижегородской области, с губернатором, с мэром, с полномочным представителем президента РФ Сергеем Кириенко. Последний пример этого - реализация проекта "Ильинская слобода". Проект предусматривает, в том числе, восстановление нескольких святынь - церкви Вознесения, Сергиевской церкви, церкви Успения Божьей Матери, церкви Жен-Мироносец, храма Иоанна Предтечи. Всего называется 104 объекта, которые будут восстанавливаться, но к епархии относится только 10 из них.

С начала года уже немало сделано, например, на церкви Вознесения появились колокола, которых не было на ней более 60 лет. После необходимых преобразований территория в районе Ильинской горы может стать местом работы паломнических центров и туризма.

Приятно, что в эту работу включились не только взрослые, но и дети. Ученики одной из школ занимаются исследованием исторического центра Нижнего Новгорода, проводят экскурсии и планируют выпустить путеводитель по памятникам архитектуры.

Каким образом осуществляется финансирование этого проекта?

В основном, это все делают спонсоры. С сентября 2003 года уже собрано более 30 млн. рублей. Сейчас работы ведутся на средства Нижегородской епархии и прихожан. В то же время письма с просьбой оказать поддержку в восстановлении направлены руководителям ряда крупнейших предприятий региона, например на "ЗМЗ", в "ВолгаТелеком", в банк "Гарантия", в Волго-Вятский банк Сбербанка России.

Опыт проведения торжеств в честь 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского (в августе 2003 года - ИФ) показал, что когда мы вместе объединяемся: государство, церковь, народ, простолюдины и состоятельные, когда у нас есть общие цели и задачи, многие вещи решаются очень быстро и хорошо. Это касается не только возрождения самих храмов, но и вообще всей инфраструктуры. И в Сарове и в Дивеево много сделано, и мне хочется, чтобы эта традиция была продолжена.

У нас много всего разрушено, много не устроено, мы нередко плачем, что не хватает финансовых ресурсов, но мое глубокое понимание, что не хватает порядка в голове и в душе. Нам не на кого пенять и не на кого надеяться, кроме самих себя. Главное - искреннее желание что-то сделать.

Но не только в Ильинской слободе ведется восстановление храмов. Например, в Арзамасе в этом году началось восстановление 10 храмов, восстанавливаются храмы в Выксе, Заволжье, Дзержинске, Кулебаках. В Нижнем Новгороде, кроме того, восстанавливается храм Святителя Николая в Автозаводском районе, храм Оранской Иконы Божьей Матери в Советском районе, Собор Александра Невского и Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Канавинском районе, Архангельский собор в Нижегородском кремле. И это не просто возрождение камней, кирпичей, позолоты, а прежде всего возрождение и развитие духовной жизни.

Несмотря на проявляющееся в последнее время внимание светских властей к заботам церкви до сих пор существует ряд неразрешенных вопросов. В частности, древние захоронения на месте снесенной гостиницы "Москва" в Нижнем Новгороде стали причиной приостановки инвестиционных проектов по строительству на этом месте нового отеля, а в здании храма, исторически относившемуся к Благовещенскому мужскому монастырю располагается планетарий. Ведутся ли какие-то переговоры с представителями власти по этим вопросам?

По гостинице - очень непростой вопрос. С инженерной точки зрения пустующий котлован - весьма опасное явление, потому что откос насыщается грунтовыми водами. Мы будем и готовы решать этот вопрос, но я жду конкретных предложений по архитектурным решениям от инвесторов. Вообще этот вопрос можно решить в двух плоскостях - либо оставить эту площадку для горожан, поставить там часовню, сделать сквер. Или же совмещать строительство здания гостиницы с часовней. Как только мы узнаем о предложениях, будем решать этот вопрос.

Что касается планетария, то в Нижнем Новгороде и области это не единственный вопрос, когда на месте святынь находятся какие-то мирские учреждения. Например, в Семенове - в центральном храме сейчас клуб находится, в городе Бор - хлебозавод в красивейшем храме. Это непорядок. Однако, одномоментно эти вопросы нельзя решить...

Летом 2004 года на территории Нижегородской области пройдут мероприятия в честь 250-летия со дня рождения Преподобного Серафима Саровского. Расскажите, пожалуйста, о ходе подготовки празднования.

По милости Божьей и этот год будет связан с именем Преподобного Серафима Саровского: русская православная церковь будет отмечать 250-летие со дня рождения этого святого. Эти события пройдут и в Курской области, где родился преподобный Серафим Саровский, и в Москве, и в Нижегородской области. И это для нас будет главным событием 2004 года.

Но мы подразумеваем, что мероприятия не будут повторять событие 2003 года (празднование 100-летия прославления преподобного Серафима Саровского - ИФ). Празднование будет происходить в несколько ином формате, прежде всего торжества начнутся в Курске, потом уже в Нижнем Новгороде и в Дивеево. Это выльется в единое событие, только разное по времени и по месту пребывания.

Второе отличие в том, что на торжества будет приглашено больше наших гостей-священнослужителей, мы не будет приглашать такое количество иностранных гостей, как в 2003 году, сделаем праздник более общенациональным.

Как выстраиваются отношения Нижегородской епархии с представителями других конфессий? Сохраняется ли некогда острая проблема распространения сектантства?

Слава Богу, с традиционными конфессиями у нас есть хорошие отношения, и с мусульманами, и с евреями, и с католиками. Какие-то социальные вопросы мы обсуждали и будем обсуждать в будущем, чтобы оздоровить нашу нацию. Это и борьба с наркоманией, с развратом, с пьянством. Такие вещи, конечно, необходимо решать общими усилиями.

Последняя ситуация, которая вызывает у нас недоумение - строительство в Нижнем Новгороде католического монастыря, в котором предполагают поселить монахинь-миссионеров из Литвы и Германии. Нам кажется, что существующего сегодня католического прихода вполне достаточно для прихожан-католиков, которые проживают в городе или приезжают к нам. По этому поводу уже я делал заявление, и позиция епархии не изменилась. А узнали мы о том, что ведется такое строительство от общественности - в епархию поступило множество писем от общественных деятелей города, в том числе и представителей творческой интеллигенции, обеспокоенных строительством католического монастыря. Пока трудно сказать, как дальше будет развиваться ситуация.

Что касается исторически чуждых религиозных течений, то никаких контактов с ними у нас нет. От жителей поступают жалобы и вопросы на представителей каких-то объединений, представители которых на улицах приглашают, раздают листовки, книги предлагают покупать. Поступают вопросы, связанные с тем, что нередко в средствах массовой информации выступают молодые люди, представляются профессорами богословия, но почему-то они не говорят о том, что они не православные, а для многих обывателей это бывает непонятно. Мне видится это как лукавство.

Нужно объявлять, кто вы, и о чем говорите. Просто так говорить о Боге и о христианских вещах, смешивать все вместе в кучу - традиционные вопросы и новые свои взгляды, которые, с моей точки зрения, чужды нашей христианской традиции, это неправильно. Эта проблема существует на общенациональном уровне.

Это такое же явление, когда понятие свободы стало подменяться произволом, в том числе в религиозной жизни. Многие люди, изголодавшись по духовной жизни, покупаются на суррогаты. В нашем законе о свободе совести и вероисповедании говорится, что если человек где-то выступает, он должен показать, к какой церкви он относится.

Вот у нас пример: адвентистская передача "Лицом к лицу" на одном из местных телеканалов. Так вот они нарочно избегают того, чтобы сообщить, какое направление они представляют, даже несмотря на то, что епархия несколько раз обращалась к ним с подобной просьбой. Вы скажите людям, что вы адвентисты седьмого дня, а то многие люди несведущие смотрят и думают, что это православная передача. А все идеи и мысли идут не православные, а где-то против православных. Это плохо. Но мы обратимся с этим вопросом в очередной раз к телекомпании.

Как вы можете прокомментировать введение в школах факультативного предмета "Основы православной культуры"?

На начальном этапе у родителей это вызывало некоторое смущение, но моя позиция такова, что не нужно принудительно людей приводить в церковь. Но надо дать возможность гражданам воспитывать своих детей в своей культуре, в своей традиции, в своей истории, которой богата наша Нижегородская земля. Кто не желает или считает, что это не нужно его ребенку, насильно не будет учить этот предмет.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Георгий (Данилов):
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы