Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Иудин грех

Благовест (Самара)

17.03.2004

29 января, днем, сам не зная зачем, включил телевизор. Там по НТВ шло очередное ток-шоу. Молодая женщина перед кучкой молодых оболтусов рассказывала в телекамеру на всю страну, как совсем недавно из-за любимого человека она бросилась в окно с четвертого этажа. И едва выжила, отделавшись переломами. Хотела такой вот "красноречивой смертью" вернуть его любовь.
- Юрасик, вернись!.. - крикнула она в зал.
Потом молодые люди по очереди стали восхищаться поступком "героини". Один дошел до того, что признал: да, это смелый шаг, и он бы на месте "Юрасика" возвратил отчаянной девушке свою любовь. Пусть даже и посмертно... Другой сказал, что для любого мужчины "лестно", когда девушка из-за него стремится покончить жизнь самоубийством...
Эти жуткие в своей откровенной безстыдности кадры заставили вновь задуматься над страшной проблемой самоубийств. Вот уже даже прямая реклама этого страшного греха стала возможной - и потому имеем ли мы право об этом молчать?
Шесть лет назад я приобрел небольшой дачный домик с участком земли в восьмидесяти километрах от Самары. В первый же день старожилы мне сообщили:
- Если идти налево от поселка, увидишь источник. Но пить из него нельзя.
- Почему нельзя? - удивился я. - Вода грязная?
- Нет, чистейшая, ключевая, - заверил меня сосед. - Раньше за этой водой
ходил весь поселок. Но несколько лет назад там утопился человек. С тех пор мы эту воду не пьем.
Насколько же велик этот чудовищный грех, раз даже "духовная география" земли, на которой совершено самоубийство, меняется на противоположную. И вода из чистой, целебной превращается в мертвую... Не зря же говорят, что "береза побледнела от ужаса", завидев, как рядом на осине вешается богопредатель Иуда... И осина трижды (!) склонялась до земли, не давая совершить этого страшного греха, предлагала ему шанс одуматься и раскаяться...
Именно нераскаянностью страшно самоубийство. И из маленького, вроде бы "частного" дела - жить человеку или не жить - проблема разрастается до вселенского масштаба. До люциферова вызова Самому Богу, до осквернения той земли, на которой стоишь. За левым плечом висельника, утопленника, удавленника маячит желтое расплывающееся лицо Иуды-предателя с высунутым болтающимся языком...
Потом я отыскал возле нашего поселка, за лесом, еще один - незамутненный родник. А на том, проклятом, так ни разу и не был. Ноги в ту сторону не идут...

Было это лет семь назад. На Пасху я почувствовал, что на нашей лестничной клетке на пятом этаже появился какой-то мертвяще-мерзкий запах, к которому невозможно привыкнуть. Он был не сильным, но явственно ощущался. "Вот искушение!.." - подумал я, но сколько ни глядел по сторонам, ничего подозрительного так и не обнаружил. Запах держался еще несколько дней, и даже усилился. И вот в конце Светлой Седмицы я возвращался домой и увидел у подъезда необычную картину. Куча народа - старухи, женщины, старики - сгрудились вокруг молоденького милиционера и что-то живо обсуждали. Оказалось, в нашем подъезде на чердаке обнаружен труп повесившегося соседа с четвертого этажа, сосед этот пропал на Страстной неделе. Труп нашли дети -случайно. Так стало ясно, откуда шел этот запах, к которому НЕВОЗМОЖНО ПРИВЫКНУТЬ... Милиционер и его помощник привезли из КПЗ трех видавших всякие виды уголовников, чтобы они на веревке стащили уже порядком разложившийся труп с чердака до "труповозки". Хмурые зеки, с татуировками чуть ли не до бровей, проявили удивительную робость. Мялись, жались, говорили, что "западло" и ни за что на свете не пойдут за трупом без фронтовых "ста грамм". Милиционер раздумывал, имеет ли он по инструкции право поить заключенных. Но ведь и таскать с их помощью трупы - тоже в инструкции не прописано... На выручку пришли соседи. Скинулись, сбегали в магазин. Мужчины, хмуро "крякнув", пошли с длинной веревкой наверх. Я пошел следом за ними к себе домой, надеясь, что "пронесет" и я отсижусь за закрытой на замок дверью. Не приму участие в этом трупном действе... Не вышло. В дверь позвонили. Лейтенант, держась за горло, просил помочь. Нужны какие-то инструменты. Потом кружка воды - одному из зеков стало дурно. Потом еще что-то - и в итоге я тоже, как своего рода "бурлак", тянул вместе с лейтенантом и зеками за ту веревку, так как труп никак не хотел спускаться с чердака на этаж. Потом тело висельника волокли вниз, то и дело ударяя о ступени. Мертвое тело медленно ползло с этажа на этаж под пьяную ругань уголовников, под окрики милиционера, под завывания родственников, под плач спрятанных за закрытыми дверями детей... Никакой жалости к висельнику не было. Всем он з а д а л р а б о т ы, и потому обходились с ним не как с потерпевшим, а как с виноватым. Да и я не раз в сердцах выругался на то, что приходится эту грязную работу делать в Пасху... Словно специально он подгадал свою смерть так, чтобы испортить людям праздник...
...А трупный запах еще долго стоял в подъезде, напоминая всем нам о том страшном поражении, которое здесь произошло. Вскоре я переехал из этой квартиры.

... Родственница друга детства повесилась у себя в коридоре. Не пожалела и тринадцатилетнего сына, который пришел из школы и первым увидел в квартире лицо матери с неестественно болтающимся языком...
"Она в последние годы все время раскладывала карты таро, - с болью в голосе сказал мне друг. - Они ей указывали, что делать в этот день, в другой... Без этих карт она уже ни на что не могла решиться. Видно, в тот день ей и выпал ДЖОКЕР... Карты эти я сжег. А в ящике стола обнаружил довольно большую сумму денег. На работе у нее дела ведь шли хорошо... Нет, не понимаю..."

Известный всему городу режиссер, автор лиричного фильма о Самаре Борис С. - выбросился из окна, оставив на столе скупую записку... "У него в доме были иконы... - тяжело выдохнул его старый знакомый, мой отец. - Мы думали, что он еврей. Может, это и так. Но за несколько лет до смерти он принял крещение. Нет, не понимаю..."

Известный самарский дирижер Василий Б., отдирижировав оркестром в спектакле "Евгений Онегин" - с которого двадцать лет назад началась его творческая судьба, - потом пошел не домой, а на старое городское кладбище. Там, под звездами, сделал удавку и повесился на суку. Я не раз встречал его в храме. Он был из верующей семьи, и сам был верующим человеком. Его брат, священник, приехал на похороны и просил всех молиться за него. Он был уверен, что причиной трагедии было неожиданное помешательство. Но все, кто был на том последнем спектакле, свидетельствуют - дирижировал он виртуозно и вдохновенно. Для знавших его осталось загадкой такое неожиданное "крещендо"...

Старый приятель рассказывал мне, как после развода и "дележки" детей он лег на матрац на крохотной кухне и... пустил газ из всех четырех конфорок. Дверь и форточка были закрыты. "Жить мне оставалось не долго, - вспоминал он. - Сознание начало мутиться. Какие-то сны начались наяву. Вдруг я понял, что уже настолько ослабел, и мне легче нырнуть ТУДА, чем вернуться к жизни... И вот я не просто понял, а почувствовал, осознал, что самоубийство идет не от силы, а как раз от слабости. Источником этого страшного поступка является слабость, трусость и нерешительность. И потому я решил... вставать. Это было сложно, сознание и воля были уже словно и не мои. Если т у д а оставался лишь шаг, то до конфорки надо было сделать четыре... Но я все же встал - я ведь не хотел быть даже перед собой слабаком. И выключил те конфорки".

Несколько лет назад сын моей знакомой повесился на дверной ручке. Мать с отцом не пустили его, 22-летнего студента, на какую-то вечеринку. Мать в своей комнате молилась о сыне, а он в это время п р и л а ж и в а л с я к петле. Местный Архиерей в отпевании отказал. Пришедшие на поминки кушали пироги и желали висельнику... "Царствие Небесное". Чтобы хоть немного утешить потерянных от горя родителей. Но горе по-прежнему слепило им глаза.

В Сыктывкарской епархии недавно повесился... сельский батюшка. Сначала он взрезал себе вены, но его удалось спасти. Священника отвезли в больницу и там на раны наложили швы. Но он в ту же ночь убежал из больницы и повесился под мостом. В местной церковной газете было написано, что до такой беды его довела тяжелая участь нашего полунищего сельского духовенства - с отсутствием паствы, с материальными трудностями, с полуразрушенными неотапливаемыми храмами... Но сколько я знаю сельских священников, которые в тех же условиях радостно растят детей, уповая на Бога, восстанавливают храмы. Окормляют свою пусть пока еще и не многочисленную паству...
Что-то случилось с обществом, раз возможны стали такие ток-шоу. Раз "Клуб самоубийц" на интернет-сайте открыто вербует в свои "пожизненные" члены. Раз жизнь в сознании уже достаточно многих становится страшнее самой смерти...
В уголовный кодекс нужно бы ввести статью за "попытку к самоубийству" - и судить как преступников, посягавших на жизнь. Но и это р е ш и в ш и х с я вряд ли остановит. Общество наше становится обществом, в котором поощряется смерть. И аборты, наркотики, водка - далеко не единственные ее атрибуты. Сам воздух нашей культуры проникнут некрофилией. Смерть изображается как выход из любых сложных жизненных ситуаций. А с запада еще что-то зловещее бормочут нам об эвтаназии... Есть таинственная связь иудина греха - богопредательства - и самоубийства. В самом акте самоубийства есть предательство Бога. Отказ от Него, уже окончательный. Что-то, значит, случилось с "солью земли", раз уже и среди верующих иногда случается (хотя и весьма редко!) эта напасть. Любить жизнь, что ли, становится все труднее? Или иудин грех, которым повязаны все мы - потомки отвергших Царя Небесного и убивших Царя земного, - тянет все общество в марево страшных конвульсий... И как выйти из этого заколдованного круга небытия - чтобы солнечный свет резанул по глазам и по душам. Чтобы стало СВЕЖО в нашем доме, в нашей стране... Чтобы снова стало модно не умирать, но жить. Не сдаваться, но бороться. На месте героической гибели "за други своя" Валерия Грушина, на далекой и северной реке Уде на скале выбиты такие слова: "Если жив еще - борись, полумертвый - продвигайся". Но не только к земным - пусть даже и самым высоким целям, а - в Царствие Небесное. Которое покупается не предательством, не трусостью, но мужеством и свободой.
...Вдруг на экране задвигались и запрыгали человечки. Все смеются, поздравляют друг друга. "Юрасик" с цветами ждет девушку возле дверей телестудии. Парни, только что мычавшие про "поэтику смерти", оказались симпатичными студентами. Это, оказывается, не ток-шоу, а какой-то очередной сериал, в котором "ток-шоу" лишь изображалось на экране. И страшная серия эта далеко не последняя. Есть еще время и строить жизнь, и любить...

12 марта 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме