Как правильно относиться к болезни

Общество 
0
137
Время на чтение 5 минут
Не секрет, что в этой жизни мы имеем смертные тела, подверженные болезням и старению. Да и сама смерть в большинстве случаев наступает от той или иной болезни. С возрастом человек начинает болеть больше. Случается, болезни так пристают, что превращаются в реальную угрозу для жизни. Такие болезни еще называют неизлечимыми или смертельно опасными. Как христиане относятся к ним? Оказывается, по-разному.

ПРЕЖДЕ всего замечу, что если болезнь является наказанием за какой-то конкретный, сознательно совершенный грех, то исцеление произойдет не раньше, чем человек покается и исповедует грех Богу. Многие этим пренебрегают и надеются только на врачей. Обычно это свойственно неверующим людям. Если такой позиции придерживается христианин, то это свидетельствует о его маловерии.

Опасность такой позиции можно проиллюстрировать примером царя Асы. "И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела, но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей. И почил Аса с отцами своими, и умер на сорок первом году царствования своего…" Как видите, взыскав не Господа, а врачей, царь умер в расцвете лет.

Вторая позиция, распространенная в случае того или иного заболевания, - ожидание исцеления от Бога в сочетании с принятием медицинской помощи. Это здравая позиция, разделяемая большинством христиан. Езекия, будучи смертельно больным, со слезами молился Богу о продлении жизни. И Господь услышал его, послал к нему пророка Исаию с указанием, что делать. В качестве лекарства был использован пласт смокв, приложенный к нарыву, после чего последовало исцеление.

Святые апостолы, во всем доверяясь Богу, также не отвергали медицину. Например, апостола Павла в его странствиях сопровождал "врач возлюбленный" Лука. Иисус, говоря, что во враче имеют нужду не здоровые, а больные, тем самым признавал врачебную практику полезной. Мать Тереза написала книгу "Практические советы", в которой наряду с духовными рекомендациями целая глава посвящена простым и эффективным средствам врачевания, таким как холод, согревающие компрессы, грелки, горчичники, клизмы, банки.

Я был поражен, когда узнал, что мать Тереза и ее монахини, подобравшие на улицах Калькутты 54 тысячи умиравших людей, вернули к жизни более половины. И ведь брали они в свои дома для умирающих тех людей, от которых как от безнадежных отказались больницы города. Сестры обеспечивали умиравших чистой постелью, питанием, покоем, молились за больных и говорили простые слова, что Бог любит их. Конечно же, применялись и доступные, в основном недорогие медицинские средства и лекарства. Их опыт убеждает лучше слов, насколько эффективно лечение, сочетающее христианскую веру и медицинскую помощь.

Третья позиция - ожидание исцеления только от Бога. В этом случае медицинская помощь принципиально отрицается. Верующий свою жизнь и здоровье полностью отдает в руки Божьи: если угодно Богу, то он исцелит. На такой позиции, как известно, стояли в течение ряда веков старообрядцы. В наше время немало христиан разных конфессий избирают для себя такой путь, стараясь как можно меньше обращаться к официальной медицине, часто дорогостоящей, формальной, а порой и некомпетентной, приносящей не пользу, а вред здоровью.

Например, Александр Мень не любил ходить к врачам, предпочитая переносить болезнь на ногах. Он не желал оставлять труд на Божьей ниве, целиком доверяясь в вопросе здоровья Богу. В больничную палату его мог привести только острый приступ.

Две следующие позиции можно считать частными случаями предыдущей, но лучше рассматривать их отдельно. Четвертая позиция - ожидание чуда и принятие исцеления верой. Для христиан исцеление по вере есть продолжение земного служения Иисуса Христа. "И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях". Чудесные исцеления продолжались в первоапостольской церкви. Молитвы исцеления по вере успешно практиковал Иоанн Кронштадтский.

В наше время исцеления по вере являются существенной частью учения и практики харизматических церквей. Тысячи исцелений на богослужениях Кэтрин Кульман в 60-70-е годы XX столетия были подтверждены медицинскими документами. Эти исцеления происходили прямо во время проповеди без возложения рук, что делало чудеса еще более впечатляющими. Думаю, найдется немало евангельских церквей (не только харизматических), где по сей день верят в чудо исцеления, и вера эта может быть засвидетельствована конкретными примерами.

Особо следует выделить такие исцеления, которые не являлись результатом веры больного или церкви, а произошли целиком по инициативе Бога. Недавно я прочитал про одного христианина, отбывавшего срок в лагере на Колыме в 30-е годы. Измученный тяжелыми работами и постоянным недоеданием, он заболел неизлечимой в условиях лагеря болезнью. Работать больше не мог, и его перевели на еще более скудное питание. Наступил момент, когда он ослаб настолько, что уже не мог встать, и мысленно стал прощаться с родными, просил Бога взять его к себе.

Никто в бараке не заметил ночью человека, одетого в гражданское, который незамеченным прошел мимо охраны и остановился у койки умирающего. Обратившись к нему, человек сказал: "Василий, ты не умрешь, Я тебя исцеляю. Завтра пойдешь на работу и скоро увидишь детей". Видя страдания умирающего, таинственный незнакомец добавил: "Поверь, в Гефсимании и на Голгофском кресте мне было не легче". После этих слов он исчез. Тот же, к кому были обращены эти бесценные слова, сразу уснул, а утром, исцеленный, пошел на работу.

Есть и другие примеры исцеления по вере. Один пожилой человек был тяжело болен раком. Врачи сказали, что они бессильны ему помочь. Тогда больной пришел в церковь, чтобы исповедоваться, публично попросить прощения у всех, кого чем-то когда-то обидел, и со всеми попрощаться. Его раскаяние и обращение к прихожанам были настолько искренними и трогательными, что многие в это время плакали. Как же все были изумлены, когда вскоре этот человек снова появился в общине бодрый и здоровый. Он собирался к Господу, а Бог исцелил смертельно больного человека, услышав его.

Эти примеры убедительно свидетельствуют о том, что, как бы мы ни были тяжело больны, как бы ни была слаба наша вера, никогда не надо терять надежды на Бога. Чтобы исцелить, ему не надо много времени. Он может сделать это мгновенно и совершенно неожиданно.

Наконец, пятая позиция основана на том, что любая болезнь - это благо, поэтому лечиться и ждать исцеления не надо. Апостол Павел примирился со своим "жалом в плоти", потому что Господь сказал ему, что это удержит Павла от превозношения и Богу будет легче действовать через него. Тяжелая болезнь всю жизнь сопровождала знаменитого старца Амвросия Оптинского. Она, по его словам, предохранила его от самомнения, помогла лучше понять себя. Он писал: "Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться".

Эта позиция особенно любима православными подвижниками. Феофан Затворник писал: "Есть болезни, на исцеление которых Господь полагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье". Серафим Саровский учил: "Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более".

Как же быть, если к нам привязалась болезнь? Общего ответа нет. Примеры Библии учат тому, что надо постараться понять причину болезни и ощутить водительство Божье в этом вопросе. Пока мы этого не сделали, мы будем действовать неправильно.

Хочется подчеркнуть, что под водительством Божьим наша позиция по отношению к болезни может меняться. Так было с апостолом Павлом. Он ожидал чудесного исцеления от Господа и трижды молился об этом. Но затем получил знание свыше, что эта болезнь нужна, так как через его слабость будет действовать сила Христова. Таким образом, в соответствии с приведенной классификацией, под водительством Духа Святого Павел изменил четвертую позицию на пятую. Но, главное, какую бы позицию мы ни занимали, надо помнить: здоровы мы или больны - должны пребывать в вере и за все благодарить Бога.
--------------------------------------------------------------------------------

Часто вера помогает получить исцеление от болезни. Если же Богом для нашего блага или для его славы послана болезнь, то не будем роптать или унывать, а скажем подобно апостолу Павлу: "Довольно для меня благодати твоей, Господи!" И всегда будем помнить, что как бы ни была зла болезнь, она не победит прежде срока, поскольку на небе "записаны все дни", для каждого из нас назначенные.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Николай Федоренко
Все статьи Протоиерей Николай Федоренко
Общество
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Народное единство начинается с народного объединения
Находкинцы провели «воскресник»
14.08.2023
Деревни: время дожития
Фильм Сергея Герасимова
18.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40