Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

От кризиса к кризису

Владимир  Греков, Русское Воскресение

11.03.2004


Ирак, весна 2004 г. …

За время, прошедшее после публикации нашей последней статьи, положение в Ираке коренным образом не изменилось, отмеченные нами основные тенденции продолжали действовать. Не прекратились ежедневные нападения иракских повстанцев на иностранных солдат, сложной оставалась социально-экономическая обстановка, различные силы местного общества продолжали "тянуть одеяло на себя", добиваясь экономических и иных преимуществ для своих сторонников. Одновременно шла достаточно активная работа по формированию структур новой власти, "подтягиванию" ООН к решению внутрииракских проблем.

Американские представители, пытаясь сделать "хорошую мину при плохой игре", в несколько приемов обрадовали международное сообщество тем, что нападения местных террористов, дескать, идут на убыль, ситуация с точки зрения безопасности неуклонно улучшается. Именно так высказался в конце января 2004 г. по телемосту с Пентагоном из Тикрита генерал-майор армии США Р.Одиерно.

Посмотрим, какова же ситуация на самом деле, обратившись, к американским источникам. Влиятельная газета "Файненшл Таймс", прямо ссылаясь на очередной доклад американской военной разведки, сообщает, что только в январе 2004 г. количество нападений на американские объекты реально возросло в два раза по сравнению с декабрем 2003 г. При этом особое внимание обращается на факт обстрела вблизи уже известного нам города Фаллуджа машины командующего силами США в Ираке генерала Дж. Абизаида, что выглядит, по оценке самих американцев "ярким свидетельством нестабильности положения". Приводится другая, еще более показательная цифра: прирост числа нападений в "суннитском треугольнике" в последний период составил 200 процентов. Как говорится, можно было бы хуже, да некуда.

Другая характерная деталь, на которую обращается внимание в докладе, - использование нападающими сложных и достаточно современных образцов военной техники, в частности, ПЗРК "Игла" - для ударов по вертолетам и самолетам, ПТУРСов - для уничтожения бронемашин и танков (сразу же посоветуем американцам не дергать Россию по вопросу об источниках получения этого оружия, наша страна здесь не при чем; искать следует в том же направлении, что и при выявлении источников и каналов переброски подобных систем в Чечню). Третья деталь, специально отмечаемая в докладе, - опасное обострение межэтнических противоречий. Возникает впечатление, что наш журнал и публикуемые в нем статьи по иракской тематике внимательно изучаются американскими специалистами, ведь все эти вопросы подробно раскрывались в предыдущих публикациях на эту тему.

Для полноты картины добавим то, о чем не стали упоминать в докладе. Число самоубийств и психических заболеваний среди американских солдат, расквартированных в Ираке, значительно превышает прежние показатели: если в ходе "первой иракской войны" в 1991 г. с собой покончило всего 2 военнослужащих США, то к началу - 2004 г. - по меньшей мере, 21. Более 300 американских солдат пришлось отправить на родину раньше срока из-за психических заболеваний, они просто становились опасными для своих же соратников (вспомним из ряда вон выходящий случай расстрела американским солдатом-мусульманином своих товарищей по палатке на кувейтско-иракской границе в дни войны). Практически ничего не говорится о случаях дезертирства из американских частей в Ираке, а их немало. Как правило, речь идет о рекрутах, пошедших на службу в ответ на обещание предоставления американского гражданства (даже такая сладкая приманка в Ираке не работает!)

Еще несколько слов на эту же тему. Как и всегда в жизни, драматическое соседствует со смешным. Несмотря на хорошую зарплату, американцы с большим трудом находят желающих поработать в Ираке, например, в аппарате ЦРУ в Багдаде. Кстати, миссия ЦРУ в иракской столице - крупнейшая со времен вьетнамской войны, самая масштабная за время существования этой службы. Так вот, ЦРУ не может найти достойных кадров, в т.ч. для руководства ею, большинство американских офицеров не хочет оставаться в Ираке даже в течение нескольких месяцев. Отсюда - использование бывших и не очень опытных агентов, необходимость прибегать к услугам неквалифицированных переводчиков, отсюда - низкая эффективность работы.

Однако вновь вернемся к докладу. В нем говорится и об опасности "балканизации" Ирака. И это - тоже не новость. О риске увидеть Ирак расколотым по этно-конфесиональному и географическому признаку предупреждали и предупреждают многие аналитики, и такая опасность сегодня по-прежнему остается реальной. Чего стоят хотя бы продолжающиеся попытки курдов закрепить фактическое отделение от остальной части страны, начало которому было положено в 1991 г.? А происходящий в настоящее время исход иракцев-христиан из южных провинций страны, прежде всего, Басры? А упоминавшиеся нами в предыдущих публикациях серьезные противоречия между шиитами и суннитами, мусульманами, туркоманами и курдами? Все это никуда не ушло, продолжает присутствовать на политической арене Ирака.

Какое же средство предлагают авторы доклада с целью выправления положения? Ответ прост - восстановление экономики страны, и с этим трудно спорить. Однако весь вопрос в том, какими путями и методами это будет осуществляться. Ирак, в отличие от других стран ближневосточного региона, обладает всеми необходимыми ресурсами для ускоренного экономического развития - крупнейшими (вторыми в мире) запасами нефти и газа, водными ресурсами, инфраструктурой, широким набором промышленных предприятий, наконец, многочисленным населением, достаточно неплохо подготовленными кадрами в самых различных областях. Совершенно очевидно, что если бы поступления от экспорта нефти из Ирака были поставлены на скорейшее восстановление экономики страны, то это было бы делом реально осуществимым, по сути, просто техническим. Однако до сих пор эти немалые, и что еще более важно - непрерывно возрастающие суммы, шли в ином направлении. И вряд ли те, кто контролирует ситуацию в Ираке, пойдет на это сейчас, пока еще не компенсированы расходы на принудительное "освобождение" Ирака, а они - огромны (в сентябре 2003 г. они достигали 40 млрд. долл.). Таким образом, происходит то, о чем уже говорилось, - наращивание производства и вывоза дешевой иракской нефти. Многозначительный факт: некая частная американская фирма продолжительное время занимается подготовкой охранников для нефтяных объектов Ирака. Всего их будет 14 тыс. чел. (для сравнения - планируемая численность новой армии страны - 40 тыс. чел.). Первые результаты на этом пути уже достигнуты - число диверсий в этом секторе резко упало, стало быть, предпосылки для ускоренного наращивания экспорта нефти наличествуют. Кстати, буквально на днях промелькнула информация о дополнительном выделении 60 млн. долл специально на цели "укрепления границ Ирака".

Продолжая экономическую тему, скажем несколько слов насчет другого феномена, имеющего место в этой стране. Если использовать американскую терминологию, то в Ираке происходит процесс "ливанизации" экономики. Как и в Ливане времен гражданской войны (70-90 годы XX века), она функционирует настолько эффективно, насколько это вообще возможно в нынешних условиях. Городские рынки работают, на них можно найти все необходимое и в достаточных количествах, снабжение, в том числе из-за рубежа - поставлено на поток и действует безотказно. Словом, торговля и гражданская война существуют как бы на параллельных курсах, подпитывая друг друга. Как только где-то возникают перестрелки или происходят взрывы, рынки мгновенно закрываются и так же мгновенно открываются вновь после восстановления тишины. Хорошо знающие современный Ирак эксперты утверждают, что торговцам порой заранее известно, когда лучше прекратить торговлю. Это напоминает другой иракский феномен времен правления С.Хусейна, когда знающие всех и вся багдадские таксисты по-дружески предупреждали друзей и знакомых (а таковых, в конечном счете, набиралось больше половины населения столицы) о том, когда и где будут падать американские ракеты.

В ходе проведенной в конце февраля 2004 г. в Абу-Даби международной конференции с участием представителей 40 стран, ООН, Всемирного банка рассматривалась схема распределения обещанных Ираку в октябре 2003 г. в Мадриде 33 млрд. долл. на цели восстановления. Участники этого форума договорились выделить 1 млрд. долл. на проведение восстановительных работ, хотя Временный управляющий совет Ирака обратился ранее с просьбой о предоставлении 4,2 млрд. долл. на реализацию 700 неотложных проектов. Еще 1 млрд. долл. обещала выделить Япония, чей посол в Багдаде, кстати, был определен в качестве координатора распределения средств на восстановительные работы. Впрочем, это - слишком мало по сравнению с сегодняшними потребностями Ирака.

Это - экономика, а что делается на других направлениях? Несколько смещаются акценты в деятельности местных повстанцев. По-прежнему то там, то здесь убивают солдат-иностранцев, есть потери среди поляков, венгров, украинцев, британцев, впрочем, интенсивнее других атакуют американцев. Все чаще это происходит путем установки управляемых фугасов, причем по всей стране, вплоть до "умиротворенного" Курдистана.

С другой стороны, резко растет число иракцев, гибнущих в результате террористической деятельности. Вспомним хотя бы взрывы в феврале 2004 г. в Багдаде, промышленном городке Искандария в 40 км от иракской столицы, в которых погибли десятки людей. Эти акции, однако, трудно назвать слепыми. В Искандарии удар был нанесен прицельно - убито от 30 до 60 местных полицейских и кандидатов на вступление в полицию, более 60 - ранено. В Багдаде - взорван пункт набора добровольцев в новую иракскую армию, там погибло 36 человек.

Такие действия приносят их организаторам ожидаемые плоды - на улицах иракских городов не скрывают своего недовольства американцами, порой речь идет об открыто проявляемой ненависти, отчего те стараются все реже мелькать "на людях". Так, после теракта в Искандарии местные жители встретили солдат США, прибывших для вывоза раненых, оскорблениями и враждебными лозунгами, некоторые кричали, что на самом деле люди погибли в результате пуска ракеты с пролетавшего американского вертолета. Простые люди на улицах Багдада, Басры, Мосула, Кута, Киркука, Баакубы, Фаллуджи обвиняют войска коалиции и, в первую очередь, американцев и англичан, в неспособности наладить элементарные условия жизни, обеспечить главное - столь необходимую всем безопасность. Кстати, в Ираке не прекращается и отмеченный ранее феномен уничтожения "коллаборационистов". Если раньше это были в основном офицеры полиции и армии, судьи, то теперь ликвидируют работников министерств, муниципальных служб, партийных активистов и др. Об этом не говорят громко, однако всем в Ираке известно, что почти каждое утро то там, то здесь находят убитых выстрелами в затылок людей, активно сотрудничавших с оккупационными властями. Это, естественно, не прибавляет стабильности, а тем более, - популярности Временной коалиционной власти во главе с П. Бремером.

Что делать в таких условиях? Конечно же, проще всего заявить, что во всем виновата пресловутая "Аль-Каида". Что и делается, и вполне виртуальный персонаж Абу Муссаб Заркауи усилиями СМИ быстро вырастает в эдакого иракского Уссаму Бен Ладена, ответственного за все нападения и взрывы. Американцы приписывают ему организацию в Ираке не менее 25 террористических актов, в т.ч. против штаб-квартиры ООН, рекрутирование добровольцев-исламистов и их переброску в Ирак, финансирование террористической деятельности и т.д. В Ираке, однако, это мало кого убеждает, большинство населения первопричину террористической активности все-таки усматривает в иностранном военном присутствии. Иракцы резонно говорят, что до "освобождения от режима Саддама Хусейна" подобных событий в Ираке не происходило, за исключением, редких террористических акций шиитских организаций типа "Даава Исламийя". Сегодня же даже самые спокойные и толерантные иракцы, и те говорят американцам: "Спасибо за свержение Саддама, заканчивайте свое пребывание здесь, дальше - мы попробуем действовать сами".

Этот тезис имеют в виду члены Временного управляющего Совета (ВУС), влиятельные шиитские руководители, настаивая на скорейшем выполнении положений соглашения П. Бремер - Дж. Талабани. Именно поэтому ускоренным манером, на время отложив в сторону разделяющие их противоречия, члены ВУС разрабатывали "основной закон" - своеобразное переходное законодательство, которое призвано выполнять функции временной конституции вплоть до создания новых легитимных органов власти в стране.

На этом пути их ожидали сюрпризы. Например, получили широкую огласку расхождения между ВКВ в лице П. Бремера и шиитскими руководителями по вопросу о месте ислама в будущем иракском законодательстве. С присущей ему прямотой и откровенностью американец заявил, что закона не будет без его утверждения, а он никогда не подпишет документ, в основу которого будет положен ислам. Неплохо сказано в стране, пусть даже традиционно светской, где мусульмане составляют более 90% населения, а шииты - более 60%. Представитель айятоллы А. Систани, одного из основных лидеров иракских шиитов, отреагировал так: "Только иракский народ может накладывать вето на какой-либо проект закона, и никто не вправе вмешиваться в дело создания конституции страны". "Сегодня власть принадлежит народу, это означает, что ничто нас не обязывает присоединяться к концепциям, ввезенным из-за рубежа, за тысячи километров от нас", - вторит в унисон ему шейх Садреддин Куббанджи, один из представителей Высшего Совета исламской революции в Ираке (ВСИРИ, ведущая шиитская организация).

Другим серьезным пунктом расхождений между США и местными шиитами стал вопрос о выборах переходного иракского совета, призванный назвать правительство, которому коалиционные власти передадут властные полномочия. Иракцы так и не согласились с предложением США провести закрытые выборы по регионам учредительного собрания, которое самостоятельно изберет правительство, затем создать конституцию и только после этого объявить всеобщие выборы.

Заинтересованные в том, чтобы как можно быстрее выйти на проведение всеобщих выборов, иракцы после серии трудных переговоров выработали формулу, приемлемую в целом для ведущих сил местного общества. В основополагающий документ было внесено положение о том, что ислам является главным источником будущего местного законодательства, подтверждается право женщин участвовать в общественной жизни, а также федеративный принцип устройства будущего государства.

Словом, иракцы делают все, чтобы подтвердить 30 июня как дату формальной передачи власти от коалиции переходному органу власти. Когда пишутся эти строки, основополагающий документ должен быть подписан, однако как он будет выполняться, станет ли на деле "основополагающим" в деле создания нового Ирака - станет видно уже в ближайшее время.

Для полноты картины напомним читателям, что в середине февраля 2004 г. Ирак посетила оценочная миссия ООН во главе со спецсоветником Генерального секретаря ООН Л. Брахими. По ее итогам был сделан вывод о том, что для организации всеобщих выборов в Ираке потребуется не менее 8 месяцев. Таким образом, К. Аннан, основываясь на впечатлениях своего представителя, ведет речь о том, чтобы провести выборы не ранее 2005 г., видимо, надеясь на улучшение ситуации. Вместе с тем, он рекомендовал сохранить 30 июня 2004 г. как дату формальной передачи власти переходному органу власти, выразил готовность содействовать этим процессам, а позднее - возможно, взять на себя ведущую роль в деле организации выборов, при условии единодушной поддержки такого решения СБ ООН и обеспечения максимальных мер безопасности. Словом, ооновцы устами своего Генсека не торопятся подключаться к усилиям ВКВ.

В последние дни ситуация в Ираке развивается просто трагически, сбываются прогнозы тех, кто говорил о неизбежности раскручивания террористической спирали. То, что пережил иракский народ в первые дни марта текущего года, трудно описывать. По предварительным данным, в важнейшем центре шиитов - г. Кербеле, где проходили многотысячные религиозные манифестации по случаю "Ашуры" (годовщина мученической гибели внука пророка Мухаммеда имама Хусейна) произошло 9 мощных взрывов, одновременно три - в Багдаде. Погибло около 200 человек, более 500 получили ранения. Момент для этого спаренного теракта был выбран дьявольски точно - взрывы бомб, начиненных гвоздями и шариками для усиления поражающего эффекта, рвали на части паломников-шиитов вблизи их важнейших, религиозных святынь. Характерной была реакция руководителя уже упоминавшегося ВСИРИ А.Хакима, который прямо обвинил американские оккупационные власти в неспособности обеспечить необходимую безопасность народу страны и пообещал взять на себя такую миссию. Американцы, как и всегда, обвинили "Аль-Каиду", которая не захотела подобной рекламы на этот раз и поспешила отречься от причастности ко взрывам.

Похоже, что кому-то очень хочется раскачать иракских шиитов, заставить их отойти от выжидательной тактики, начать активно действовать. Что будет в этом случае с Ираком и регионом в целом - трудно сказать. Не следует забывать, что шиитская волна может сорвать все расчеты и захлестнуть всех, под боком находится шиитский Иран, имеющий свои интересы и многочисленных проводников их в Ираке, здесь же, рядом - населенные в основном шиитами нефтеносные районы Саудовской Аравии.

Планы США, если отшелушить всю пропаганду и рекламные завитушки, остаются прежними - удержать Ирак, сохраняя свое военное присутствие и в перспективе даже сокращая его - в случае снижения масштабов террористической деятельности. Одновременно - усиливать, желательно, только внешне, декоративно роль ООН в иракских делах. Вряд ли администрация США откажется от своего намерения, провозглашенного еще до свержения режима С.Хусейна, - организовать в Ираке 4 военные базы, разместив там на постоянной основе до 100 тыс. чел. Таким образом, все основные районы страны - шиитский юг, суннитский центр, смешанный север с центром в Мосуле, а также Курдистан - будут под плотным и в то же время не слишком бросающимся в глаза контролем. С этой целью с вновь созданным "постоянным правительством" Ирака будет подписано соответствующее соглашение. Планы - хороши, но они, как говорится, на бумаге, а ходить-то придется по оврагам.

Напоследок небольшое лирическое отступление. В центре Багдада, там, где когда-то журчали фонтаны дворцов Гаруна Ар-Рашида, сегодня разбит огромный парк. В нем простые жители Багдада любят проводить со своими многочисленными семьями выходные дни, временами, особенно жарким летом, там сидит на травке несколько сот тысяч багдадцев. Там - на просторной территории - много деревьев и кустов, есть водоемы, слышны голоса птиц, словом, хорошо и покойно. К чему мы вспомнили о нем? Дело в том, что в конце 50-х годов прошлого столетия на месте парка находилась штаб-квартира "Багдадского пакта" - военно-политического союза, иначе называвшегося СЕНТО и бывшего продолжением НАТО на Ближнем и Среднем Востоке. Так вот, после свержения королевской власти в Ираке в 1958 г. и последовавшего за этим развала пакта все его здания были снесены, а на этом месте разбит парк. Надо помнить и изучать историю. Тем, кто забывает отдать дань почтения этой суровой даме, она жестоко мстит.

10 марта 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме