itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Босх а не Голливуд

Мел Гибсон, показавший свой фильм "Страсти Христовы", затмил всех оскаровских лауреатов, вместе взятых

Общество 
0
107
Время на чтение 3 минуты
Как Спилберг - "Список Шиндлера", Мел Гибсон снял свой фильм по глубоко интимным причинам, о которых он охотно говорит вслух, опуская, впрочем, подробности. Двенадцать лет назад Гибсон пережил кризис, чуть не закончившийся самоубийством. Спас Гибсона Христос: "Его раны излечили мои", - говорит режиссер, и ему надо верить, потому что снятый им фильм несет на себе память о личной трагедии. Такой, собственно, и должна быть казнь Христа для каждого верующего. Напоминая об этом, Гибсон сделал фильм страшным.
О фильме говорить труднее, чем о реакции на него. Я даже не уверен, что к опусу Гибсона подходит слово "фильм". Это больше напоминает ожившие картины. Гибсон снял на пленку то, что веками изображали художники, - крестный путь. Это скорее Босх или Грюневальд, чем Голливуд.

Оправдывает ли это сцены насилия, которые многих отталкивают в работе Гибсона? На этот вопрос каждый отвечает по своей вере. Важно только подчеркнуть, что не Гибсон такое придумал, что за этими мучительными эпизодами стоит древняя религиозная практика. В ней мучения, которые Христос претерпел, служат предметом молитвенной медитации. Гибсон лишь использовал техническую мощь кинематографа, чтобы вызвать в зале шок, превращающий зрителя в свидетеля. Этот удар по подкорке должен по замыслу режиссера обратить нас в его веру. "Страсти" - апостольский акт, миссионерский подвиг. Можно спорить о том, оправдана ли такая стратегия с эстетической точки зрения, но я уверен, что для Гибсона так вопрос не стоит. Все христологические споры, вся библейская археология отступают в сторону перед сверхзадачей режиссера. Психология, как писал дерзкий реформатор театра Антонин Арто, - это "стремление уменьшить неизвестное до известного". Но задача искусства - оставить все как есть: не раскрывать тайну, а благоговейно к ней прикоснуться. Арто мечтал о зрелище, в котором "действие сожрало бы психологию". Чтобы метафизика могла прорваться сквозь огрубевшую кожу зрителя, нужно экстатическое искусство. Страх дает то ощущение реальности, которое знали предки, жившие в восторге и ужасе. Искусство, говорил Арто, должно "дать нам все то, что можно найти в любви, в преступлении, в войне или безумии".

В сущности, Голливуд и есть "театр жестокости". Гибсон использовал его опыт в своих целях: он знал, что жестокость метафизична - она старше и глубже нравственности .

"Страсти" Мела Гибсона - не экранизация Евангелия. Это фильм о теле Христовом. И о том, что с ним сделали люди, не ведавшие, что творят. Актеру здесь нужно было не столько играть, сколько позировать. Джеймс Кавизел, исполнивший главную роль, должен был оживить, перенеся на экран, готическую традицию изображения Страстей со всеми садистскими подробностями, которые знала - и смаковала! - старинная алтарная живопись и церковная скульптура. Ежедневные восемь часов грима превращали актера в того страдающего Христа, образ которого веками вызывал экзальтацию у верующих. От актера-католика роль потребовала самоотверженности, которую объясняет скорее вера, чем гонорар.

У каждого, - говорил Веничка Ерофеев, - есть своя Страстная неделя. Для Джеймса Кавизела она растянулась на все съемки фильма. Они шли зимой, когда и в Италии бывают морозы, невыносимые для человека в одной набедренной повязке. В сцене Нагорной проповеди в Кавизела попала молния. Страшнее всего был самый мучительный - и для актера, и для зрителей - эпизод бичевания. Спину Кавизела защищала доска, но актер, игравший римского легионера, дважды промахнулся, и зубья кошки впились в тело, оставив 30-сантиметровый шрам.

"Неся свой крест, - сказал Кавизел после съемок, - я понял, что люблю Того, кого играл, больше всех, больше, чем свою семью". И добавил, когда его спросили, есть ли антисемитизм в картине: "Этот фильм - о любви, о жертве, о прощении. Он ни к кому не должен возбуждать ненависти. Евреи виноваты в казни Христа не больше, чем итальянцы в преступлениях Муссолини или все русские в злодеяниях Сталина".

К сожалению, это разумное соображение не исчерпывает проблему. Под давлением критиков Гибсон вырезал ту цитату из Евангелия от Матфея, которая веками оправдывала христианский антисемитизм: "И отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших". Этих слов нет в английских титрах картины. Но это еще не значит, что они не остались в арамейском тексте фильма, откуда сакраментальная фраза может попасть в переводе на другие языки.

При этом я не верю, что "Страсти" Гибсона призывают к погромам. Мы привыкли, что в кино ясно, кто виноват, - ведь нам всегда показывают зло наказанным. В этой истории, как все помнят, добро побеждает по-другому.

Нью-Йорк
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Генис
Все статьи Александр Генис
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 17:27
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40