Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В храме и на татами

Наталья  Ларина, Радонеж

05.03.2004

Ну и намесил грязи Борис Годунов, объезжая свои рязанские владения! Даже потерял красный сафьяновый сапожок. Ну а народец-то наш остроумный, на слово меткий - Сапожком свое селение и назвал.

Вспомнила я эту поэтическую легенду, когда четыреста лет спустя сама месила такую же грязь в московской обувке подстать государевым сапожкам, пока не вышла к диву-дивному, чуду-чудному - Храму Николая Чудотворца. Тут я вмиг забыла и грязь, и холод, и дождь. Уму непостижимо, как мог молодой батюшка Олег вместе со своими споспешниками за считанные годы превратить развалюшку в такую красавицу.

Но рассказ мой все-таки будет не об этом. Мы уже не раз писали о батюшках, ценой неимоверных усилий возвративших храмам их прежний благолепный облик. Рассказ мой о том, что делает благочинного Сапожковского округа протоиерея Олега Кузьмина, в прошлом кандидата в мастера спорта по самбо, единственным в своем роде.

Подарок от президента

"В шеренгу становись!" - дает команду отец Олег, и сорок мальчишек в секунды находят свое место в строю. Носочек к носочку, головка к головке, глаза всех устремлены на батюшку, ушки на макушке: не пропустить бы ни одного его слова. Но вот ребята разделились на пары, и на двух татами, позавидовать которым могли бы и профессионалы, началась тренировка. Батюшка, как опытный борец, наглядно демонстрирует, как правильно делать тот или иной прием.

До чего же красивые, ну прямо с иголочки кимоно на мальчишках!

- А это нам президент подарил, - радуется батюшка.

- Пу-у-утин? Он что, был у вас?

- Собирался, но недоехал, а прислал своего представителя Георгия Сергеевича Полтавченко.

И услышала я такую историю.

...Майор спецназа, десантник, инструктор по парашютному спорту Алексей Иванович Тучин был направлен в Чечню в разгар жестоких боев. В подчинение к Алексею поступили новобранцы, совсем молоденькие ребята. Пошел он с ними в разведку, да нарвался на засаду боевиков. Алексей приказал своим солдатикам отходить, а сам остался, чтобы прикрыть их. Все солдаты остались в живых. Погиб один майор Алексей Тучин.

Случилось это 29 декабря. День навечно черный для Нины Александровны Тучиной, матери Алексея, еще и потому, что в этот же день тридцать лет назад погиб ее старший сын Николай. И теперь осталась она на свете одна, без обоих своих сыновей. И не пережить бы этого горя заслуженной, любимой в городе учительнице, не окажись рядом храма, отца Олега, прихожан, разделивших ее горе. Батюшка сделал все, чтобы Нина Александровна чувствовала свою нужность людям. Стала она активной прихожанкой, ведет факультатив "Основы православия" в школе, носящей имя ее сына.

Спустя какое-то время в Сапожок приехал представитель президента Георгий Сергеевич Полтавченко вручать Нине Александровне орден Героя России, которым посмертно наградили ее сына Алексея. Разговорился Полтавченко с Тучиной, от нее и услышал об отце Олеге.

Батюшка рассказывает:

- Когда Георгий Сергеевич узнал, что я, бывший борец, открыл в воскресной школе спортивную секцию, поинтересовался, в каких условиях мы занимаемся, есть ли у нас спортивная форма. Да нет у нас ничего, ответил я безо всякой задней мысли. Родителям наших ребятишек траты на татами, борцовки и кимоно не по карману. И тут он предлагает мне написать письмо главе государства, перечислить все необходимое для секции. Я написал. Прошел месяц, другой, я перестал надеяться - дел у президента полно, руки до нашего Сапожка не доходят.

Но вот однажды мне звонят на мобильный - я был в отъезде: "Батюшка, ты просил кого-нибудь о татами и кимоно?" Я растерялся. - Просил, а вы откуда знаете? - Да вот же все привезли в Рязань, надо срочно забрать". Я ушам своим не поверил, бросился в Рязань. И действительно, Президент России прислал нам два двойных татами и сорок борцовских костюмов, а вдогонку еще десять комплектов.

Методика отца Олега

Признаться, меня поначалу смутил сам факт: священник и спортсмен-борец в одном лице! Как-то уж очень непривычно такое "совмещение". Но вот комментарий по этому поводу протоиерея Олега:

- Жизнь часто ставит такие вопросы, которые требуют нестандартных ответов. Случилось так, что многие ребята перестали ходить в воскресную школу при нашем храме. Терялся в догадках - почему? Экскурсии по монастырям мы устраивали, обедами кормили, конкурсы проводили. Оказалось, что в школе их стали дразнить попами да монашками. Дети не выдержали этого словесного натиска. И вот тогда я подумал, почему бы не использовать свою тренерскую профессию, она поможет мне вернуть детей в церковь. Поехал советоваться к митрополиту Рязанскому и Касимовскому владыке Симону. "Сын мой, - ответил он, - как же ты в рясе будешь приемы показывать? Нет, не благословляю тебя на это".

Вскоре батюшка снова поехал к владыке:

- Давайте сделаем так: секция будет при воскресной школе, я найду тренера, а сам буду духовным наставником мальчишек.

Скоро, однако, жизнь сама скорректировала эту идею "раздвоения": я стал все-таки един в двух лицах и на тренировках менял рясу на кимоно. Дети повалили в секцию валом. "Можно к вам в секцию записаться?" - "Можно". - "А в церковь ходить обязательно?" - "Вообще-то, хорошо бы. Но требовать этого я не буду".

Я понимал, что начни я говорить детям из нерелигиозных семей, что они обязательно должны молиться, поститься, причащаться, вызову у них только отчуждение. И тогда я решил, что в секции приоритет будет все-таки у спорта, а в храме - у вероучения. Хотя разделить все это не так-то просто.

Во время спортивных занятий между детьми возникали конфликты, кто-то кого-то ущипнул, ударил, обидел. Все шли ко мне разбираться. А я им приводил поучительные сюжеты из жизни святых. Особое впечатление произвел рассказ о том, как великий наш святой Преподобный Серафим Саровский, будучи физически очень сильным, могучим, обошелся с бандитами, напавшими на него. Он их вразумил не топором, который был в руке, а смирением и любовью.

Через какое-то время, смотрю, ребята не бегут сразу после тренировки домой, а задерживаются, чтобы поделиться со мной своими проблемами, различными семейными ситуациями - как со своим другом. Между нами установились крепкая связь, доверие, необходимость друг в друге. Дальше - больше. Сложился духовный коллектив, мы вместе молимся, постимся, ездим в паломнические поездки. Ребята перестали выражаться нецензурно. За мусорное слово "блин" получают штрафное очко. Никто не курит. Тем, кто не расстался с сигаретой, - от ворот поворот. Так решили сами рябята: "Чтобы секцию и батюшку не позорили".

Завет бабы Дуси

Знаете, есть такое крылатое выражение - все мы вышли из детства. Жизнь батюшки - еще одно тому подтверждение. Самым главным человеком для него была бабушка Дуся.

- Царство ей небесное, - батюшка перекрестился. - Каждое воскресенье мы с братом семенили за бабушкой в церковь, а ее подружки-старушки, сидя на лавочке, говорили: "Вот какие у Дуси церковные внуки. А Олежка-то, Олежка, видно, попом будет". Уж почему они так считали, не знаю. Был я еще тем сорванцом: дрался, лазил по садам-огородам. Правда, потом шел в храм на исповедь. Ребята посмеивались надо мной. Но мое место во дворе было лидерское, и это заставляло меня быть сильным.

Где бы мы ни были с бабушкой - в курятнике, в овчарне, в поле, - она всегда говорила о Боге. Как бы тебя ни уговаривали отказаться от Него, напутствовала она меня в жизнь, не поддавайся, Олежка.

Пришло время выбирать место учебы. Папе хотелось, чтобы сын стал инженером, а маме - врачом. Олег выбрал спортивную стезю и поступил в Институт физкультуры.

Случалось, местная шпана грабила студентов, те бежали за помощью к борцам. И студент Кузьмин восстанавливал справедливость. Как и в армии. Пришлось ему тогда для острастки так бросить "деда" через бедро, что тот после обращался к Олегу чуть ли не на "вы".

А потом Олег переехал в Магадан, где, как и раньше, регулярно ходил в храм. Да не один, а с соседской бабушкой, немощной - некому ее было привести в церковь. И вот однажды подвел он ее к владыке Аркадию под благословение, а тот и спроси молодого человека:

- Ты чей?

- Мамин, - растерялся юноша.

- Мне надо с тобой поговорить, - серьезно глянул на него владыка.

- Я проводил бабушку домой, - вспоминает отец Олег, - вернулся в храм, и мы поехали в гостиницу, где владыка жил. Он дал мне книги (тогда туго было с духовной литературой), иконку и сказал: "Знаешь, Олег, я хочу, чтобы ты стал священником". Хотя я и был глубоко верующим, но к священству никогда не стремился. Хотелось быть только детским тренером.

И мое желание осуществилось. Пригласили меня в СПТУ социальным педагогом, пока не освободилось место физкультурника. Дали группу трудных пацанов. Вначале не все ладилось: я выказывал свой характер, а пэтэушники свой. Это была дружная команда шпаны, которую вся округа боялась. Не сразу, но постепенно удалось завоевать их доверие.

Колесо жизни Олега катилось и катилось по ровной дорожке: любимая работа, женитьба, первенец Данилка. Чтобы не мешать родителям с братом, молодые переехали в общежитие, где им дали хорошую комнату. Казалось бы, чего еще надо? Но мучило его какое-то самому еще не понятное чувство.

О том, как Олег в конце концов исполнил завет бабы Дуси - стал священником - рассказ особый. Скажу только, что рукоположил Олега сначала во диаконы, а потом перевел в Сапожок в сане священника митрополит Рязанский и Климовский Симон.

Какого же замечательного наставника встретил здесь молодой священник! Отец Иоанн научил его и молиться, и с людьми разговаривать.

- Собирал, собирал меня по камешку, - вспоминает батюшка. - Многое у меня не получалось, ошибался. А отец Иоанн на вопрос о новеньком неизменно отвечал: оч-чень способный. У меня аж слезы наворачивались. По любви он всегда поступал и со мной, и со всеми. Сейчас ему 92 года, но любое свое решение я, теперь уже сам настоятель, согласую с ним: заметил, если он что не благословит, какие бы усилия я ни предпринимал, ничего хорошего не получится.

Охота за душами

Как саранча налетели баптисты на Сапожок, начав "охоту" за неокрепшими душами молодежи. Мы веру вам принесли, говорили они людям. Как будто в Сапожке жили какие-то дикари, а не народ с тысячелетней православной культурой, великой историей.

- А ты, батюшка, борись с ними их же методами, - подал идею глава города.

- Это что значит? Ходить по улицам, заманивать книжечками, подарочками, билетиками на "мероприятия"? Нет, это не по мне, - ответил отец Олег.

А городской глава гнет свое:

- Так ты ж, батюшка, спортсмен, борец. Возьми да открой секцию спортивную. Мы тебе поможем.

Батюшка даже рассмеялся:

- Да вы что! Нельзя же соединить несоединимое.

И отказался. Но зернышко все-таки упало в подготовленную почву.

- Думал, а почему бы и нет, - вспоминает отец Олег. - Наверняка придут мальчишки, уличные авторитеты, с мнением которых считается ребятня, а за ними потянутся и другие. Так и вышло. И секция самбо родилась.

Теперь сто с лишним мальчишек каждую субботу вместо дискотеки с куревом да наркотой тренируются у батюшки.

Пришло время администрации сдержать обещание о помощи. И она оказалась на высоте: отдала церкви бывшее купеческое двухэтажное здание, почти совсем развалившееся. Отец Олег предложил ребятам поработать за небольшое вознаграждение на стройке.

"Да тебя, батюшка, - предостерегали его, - обвинят в эксплуатации детского труда". Тогда он собирает родительское собрание. Родители горячо поддержали его, даже написали заявление о своем согласии, только лишь бы дети не болтались во время летних каникул на улице. После рабочего дня батюшка возил своих воспитанников на речку. Купание, игра в футбол как рукой снимали усталость.

В новом старом здании (конец реставрации уже виден) разместятся спортивные залы, библиотека, столовая, актовый зал. Сделана мансардная крыша без единой перегородки, чтобы можно было расстелить президентские татами. А еще бассейн и сауна.

- Скорее бы, скорее бы все это свершилось, - тороплю я батюшку.

- Все в деньги упирается, - слышу надоевшую фразу. - Все, что можно, я уже выжал, даже реставрацию храма приостановил.

- Может быть, снова прямо к Путину обратиться? - предлагаю.

- Знаете, как наш губернатор отвечает, когда его о чем-то просят? Я готов вам помочь, но сначала хочу посмотреть, что вы сделали сами. И он прав. Вот когда совсем выдохнемся, тогда, может, и обращусь...

4 марта 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме