Его участникам было очень непросто начать откровенный разговор и в силу различия взглядов, и в силу сложной политической ситуации вокруг двух религий - ислама и иудаизма, противостояние приверженцев которых во многом определяет современную историю.
Известный своим фундаменталистским подходом председатель "Исламского комитета" философ Гейдар Джемаль пространным экскурсом в историю возникновения и взаимоотношений иудаизма и ислама пытался обосновать тезис о непримиримости, казалось бы, столь родственных религий. Действительно, даже не слишком искушенный в богословских тонкостях человек знает, что вероучения ислама и иудаизма очень и очень схожи. И та и другая религии признают, что Бог един, что на Страшном суде он будет судить народы, что для мира Бог открывается через пророков. Немного знакомый с еврейской историей читатель, несомненно, вспомнит про расцвет еврейской культуры в мусульманской Испании. Профессиональный историк расскажет о прочном и привилегированном положении еврейских общин во всем исламском мире Средневековья.
Откуда же столь жесткая и беспощадная конфронтация в наши дни? Гейдар Джемаль видит ее корни именно в религиозной традиции. Являясь сторонниками общей идеи избранного Богом народа, ислам и иудаизм разошлись, по мнению философа, в момент столкновения с государственной властью. "Иудаизм стал на сторону поддержки и обслуживания олигархической, а потом и монархической власти еще со времен царя Соломона". Это явилось основой для появления сионизма в XIX-XX столетиях, который Джемаль классифицирует как движение правой ориентации, в 80-е годы XX столетия "открыто перешедшее к рыночной либерализации внутри государства Израиль, отбросив всякие претензии на связь с социалистическими учениями". Религию ислама "с момента возникновения" философ позиционирует как "защищающую обиженных, обездоленных и угнетенных, несмотря на постоянный контроль амиров, султанов, улемов", а в современном мире превратившуюся в единственную силу, "гарантирующую свободу социального сопротивления обществу диктатуры и бесправия". Поэтому суть конфликта на Ближнем Востоке заключается в том, что "Израиль является не иудейским государством, а плацдармом западного колониализма в арабском мире, с помощью которого вполне антисемитский Запад, прикрываясь евреями, пытается решать свои прагматические задачи".
Профессор, руководитель департамента Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК) Роман Спектор выступил оппонентом своего визави. Он подчеркнул, что ислам и иудаизм являются наиболее близкими религиями в рамках монотеистического мировосприятия. А вот антисемитизм, приобретающий в Европе все более масштабные очертания, становится одной из серьезнейших проблем современности. Потому что Европа во многом влияет и на позицию мусульман в этом вопросе. Однако разрешать противоречия между религиями и их последователями можно только с помощью прямого богословского и политического диалога. Условиями успешности этого диалога, по мнению Романа Спектора, должна стать сама система его организации представителями религий - священнослужителями и интеллектуалами, - а не "бездуховным либеральным Западом".
В качестве примера такого диалога он привел "Форум всех религий", прошедший в сентябре прошлого года в Астане при содействии ЕАЕК. Что же касается исторических "шлейфов" так называемых религиозных конфликтов, то, по мнению профессора, их не так уж и много. Более того, часть их специально "раздувается" либеральным Западом, под прикрытием войны религий решающим свои политические задачи, и прежде всего на Ближнем Востоке. Именно ученые на таких вот диалогах-дискуссиях должны показывать обществу исторические примеры мирного сосуществования, а порой и взаимообогащения религиозных учений. Достаточно обратиться к истории вопроса на территории Казахстана или Татарстана.
Отвечая на вопросы "Известий", оба гостя сошлись на том, что за любым религиозным конфликтом стоят чьи-то абсолютно светские, политические и экономические интересы. Поэтому выйти из состояния войны между двумя религиями можно, только выведя отношения между ними из-под влияния сил, использующих ислам и иудаизм в политических играх.
2 марта 2004 г.