Шабаш "православной молодежи"

Борис Гребенщиков защищает Олега Янушевского

18 января 2003 года шесть граждан с краской пришли на выставку в Сахаровский Центр. Экспозиция была ими разрушена раз и навсегда. Погром в Москве стал только началом.

Через год события повторились в Петербурге. Выставка Олега Янушевского открылась 17 февраля (это была его четвертая "персоналка" в галерее "С.П.А.С."). Организатор - коммерческая галерея, расположенная на Мойке, неподалеку от здания Законодательного собрания, в самом центре Питера, никогда не славилась участием в "радикальных" проектах. И потому никто не предсказывал неожиданного итога выставки "Космополитические иконы"...

Олег Янушевский в своих работах синтезирует поп-арт с русской иконой. На этот раз он выставил 30 объектов. Часть из них только что приехала из США после выставки, закончившейся 5 декабря 2003 года в галерее "Аня Киш" (Хьюстон) и приуроченной к декаде русской культуры в штате Техас: на фоне большой выставки Малевича в коллекции Менил (об этой передвижной выставке см. "НГ" от 23.05.2003) проходило несколько галерейных событий. Янушевский работает с массовыми образами: как он считает, для Америки - это Буш, Мадонна, Шварценеггер, "косметическая хирургия" и "детский монитор" (радиоустройство, которое передает родителям сигнал, когда ребенок спит). "И этим работам от погромщиков досталось больше всего, потому что это серия современных американских икон", - уверен художник.

...21 февраля 2004 года, суббота, около половины первого дня. На выставке - человек 6-7, среди них дети. Заходит молодой мужчина, представившийся корреспондентом православной радиостанции. Он спрашивает, когда придет художник. Ассистент галерейщика отвечает: "В час дня". Художник, как всегда, опаздывает. Человек, около 40 минут ждавший художника, оставляет оскорбительную надпись в книге отзывов, подписывается "Православная Молодежь". Приблизительно в 1.20 мужчина выходит, заходят человек 10 в неодинаковой камуфляжной одежде и черных "спецназовских" масках, которые молча в течение трех-четырех минут уничтожают экспозицию. Каждый заливает краской свой отдельный участок помещения. Работают дешевыми чернилами и красками. Когда ассистент выходит в зал из подсобного помещения, погромщики разбегаются.

В целом Янушевский оценивает ущерб - свой и галереи - на сумму в 20. 000 долларов. Средние цены на его работы - от полутора тысяч долларов. А галерея "С.П.А.С." после погрома закрыта на ремонт - необходимо поклеить новые обои и полностью перештукатурить старинные потолки. Общественным ответом на погром стало "Обращение к гражданам Санкт-Петербурга" против вандализма, которое уже подписали около 50 человек. Самый известный из них - Борис Гребенщиков.

Ведется следствие. А Янушевский теперь поедет в Галерею Гельмана. Художник хочет выставить свои новые работы на "Арт - Москве", главной ярмарке современного искусства в столице.


Николай Медведев, директор арт-центра "Пушкинская, 10" (Санкт-Петербург)

Религиозных параллелей я бы не проводил. То, что делает Янушевский, иконами не является. Сам по себе акт вандализма - о каких бы картинках речь ни шла - вещь малоприятная.

То девочку таджикскую убили, то оскверняют памятники жертвам ГУЛАга. Это все звенья одной цепи. А роль спецслужб - с этим разбираться.

На самом деле такими действиями погромщики добиваются того, чего и хотели добиться, - о них пишут. А повод выбран поверхностно-наглядный.

Мы на Пушкинской как делали свои выставки, так и будем делать, несмотря ни на что.


Протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора (Санкт-Петербург)


Я сам этой выставки не видел. Говорю, основываясь на словах. Выставка - это кощунство и насмешка над священными предметами: назвать иконой то, что не является ею. Попытка дискредитировать или непонимание ситуации, в которой мы находимся.

Происшествие носит такой же экстремистский характер, как сама выставка. Не надо провоцировать на грех - тогда не будет агрессивности. Я считаю, что виноваты две стороны.

Но это не церковное дело и отношения к Церкви не имеет. Это просто симптом повышения градуса агрессивности в обществе

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Сидлин:
Малое "Золотое кольцо"
Незаметные города центральной России снова привлекают туристов
24.11.2004
В горах на Клязьме
Между Владимиром и Нижним затерялся один из самых красивых русских городов
23.11.2004
Шабаш "православной молодежи"
Борис Гребенщиков защищает Олега Янушевского
03.03.2004
Шабаш "православной молодежи"
Борис Гребенщиков защищает Олега Янушевского
02.03.2004
Охота на ведьмаков
По России пошла волна литературных процессов
06.09.2002
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы