Через год события повторились в Петербурге. Выставка Олега Янушевского открылась 17 февраля (это была его четвертая "персоналка" в галерее "С.П.А.С."). Организатор - коммерческая галерея, расположенная на Мойке, неподалеку от здания Законодательного собрания, в самом центре Питера, никогда не славилась участием в "радикальных" проектах. И потому никто не предсказывал неожиданного итога выставки "Космополитические иконы"...
Олег Янушевский в своих работах синтезирует поп-арт с русской иконой. На этот раз он выставил 30 объектов. Часть из них только что приехала из США после выставки, закончившейся 5 декабря 2003 года в галерее "Аня Киш" (Хьюстон) и приуроченной к декаде русской культуры в штате Техас: на фоне большой выставки Малевича в коллекции Менил (об этой передвижной выставке см. "НГ" от 23.05.2003) проходило несколько галерейных событий. Янушевский работает с массовыми образами: как он считает, для Америки - это Буш, Мадонна, Шварценеггер, "косметическая хирургия" и "детский монитор" (радиоустройство, которое передает родителям сигнал, когда ребенок спит). "И этим работам от погромщиков досталось больше всего, потому что это серия современных американских икон", - уверен художник.
...21 февраля 2004 года, суббота, около половины первого дня. На выставке - человек 6-7, среди них дети. Заходит молодой мужчина, представившийся корреспондентом православной радиостанции. Он спрашивает, когда придет художник. Ассистент галерейщика отвечает: "В час дня". Художник, как всегда, опаздывает. Человек, около 40 минут ждавший художника, оставляет оскорбительную надпись в книге отзывов, подписывается "Православная Молодежь". Приблизительно в 1.20 мужчина выходит, заходят человек 10 в неодинаковой камуфляжной одежде и черных "спецназовских" масках, которые молча в течение трех-четырех минут уничтожают экспозицию. Каждый заливает краской свой отдельный участок помещения. Работают дешевыми чернилами и красками. Когда ассистент выходит в зал из подсобного помещения, погромщики разбегаются.
В целом Янушевский оценивает ущерб - свой и галереи - на сумму в 20. 000 долларов. Средние цены на его работы - от полутора тысяч долларов. А галерея "С.П.А.С." после погрома закрыта на ремонт - необходимо поклеить новые обои и полностью перештукатурить старинные потолки. Общественным ответом на погром стало "Обращение к гражданам Санкт-Петербурга" против вандализма, которое уже подписали около 50 человек. Самый известный из них - Борис Гребенщиков.
Ведется следствие. А Янушевский теперь поедет в Галерею Гельмана. Художник хочет выставить свои новые работы на "Арт - Москве", главной ярмарке современного искусства в столице.
Николай Медведев, директор арт-центра "Пушкинская, 10" (Санкт-Петербург)
Религиозных параллелей я бы не проводил. То, что делает Янушевский, иконами не является. Сам по себе акт вандализма - о каких бы картинках речь ни шла - вещь малоприятная.
То девочку таджикскую убили, то оскверняют памятники жертвам ГУЛАга. Это все звенья одной цепи. А роль спецслужб - с этим разбираться.
На самом деле такими действиями погромщики добиваются того, чего и хотели добиться, - о них пишут. А повод выбран поверхностно-наглядный.
Мы на Пушкинской как делали свои выставки, так и будем делать, несмотря ни на что.
Протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора (Санкт-Петербург)
Я сам этой выставки не видел. Говорю, основываясь на словах. Выставка - это кощунство и насмешка над священными предметами: назвать иконой то, что не является ею. Попытка дискредитировать или непонимание ситуации, в которой мы находимся.
Происшествие носит такой же экстремистский характер, как сама выставка. Не надо провоцировать на грех - тогда не будет агрессивности. Я считаю, что виноваты две стороны.
Но это не церковное дело и отношения к Церкви не имеет. Это просто симптом повышения градуса агрессивности в обществе