Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Многая лета

Московский комсомолец

25.02.2004


У Патриарха - День ангела …

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II родился 23 февраля 1929 года. Однако, как и предписывает православная традиция, отмечает лишь день своего ангела - 25 февраля.

В этот день вспоминают одного из великих российских святых - митрополита Московского Алексия, друга и сподвижника преподобного Сергия Радонежского...

Отец будущего патриарха уже в зрелые годы выбрал путь священника, а сам он с детства прислуживал в храме и также мечтал стать священнослужителем. Подросток Алеша Ридигер был, конечно, не чужд и "светских" увлечений - играл в шахматы, занимался греблей и мотогонками. Но на его детство и юность выпало столько испытаний, сколько с лихвой хватило бы и взрослому.

Его дед по матери, полковник Осип Писарев, офицер белой армии, был расстрелян большевиками в Терриоках, под Питером. Второй дед - правовед, потомственный дворянин Александр Ридигер - успел вывезти семью из Петрограда в последний момент, в конце лета 1917 года. Семейство обосновалось в буржуазной Эстонии.

Отцу после окончания гимназии пришлось рыть канавы, чтобы заработать на жизнь. Позже повезло - он устроился бухгалтером на фанерную фабрику в Таллине, где познакомился с будущей женой Еленой Писаревой.

Эти годы в Эстонии называли "религиозной весной русской эмиграции". Собирались съезды христианской молодежи, в Эстонию приезжали профессора Свято-Сергиевского богословского института из Парижа...

Казалось, что советская власть вот-вот рухнет, и тогда России будут нужны молодые специалисты. И эмигрантская молодежь деятельно готовилась вернуться на родину, чтобы способствовать ее возрождению.

Однако шли годы - и советский строй лишь укреплялся. Семью Ридигер должны были арестовать еще в 1939-м, когда Красная Армия вошла в Таллин и большевики "чистили" Эстонию от чуждых элементов. Спасло чудо - в ту ночь, когда за ними пришли, они ночевали в сарае.

Сам патриарх пережил немало страданий в годы советской власти. Вот еще одно воспоминание, 1939 года: "Мы жили в пригороде Таллина, родственники переехали к нам, так как шла война. Родители уступили им наш дом, а сами поселились в комнатушке при сарае. В ту ночь мы тоже ночевали там. Две наши собаки крепко спали, хотя энкавэдэшники искали всюду. До сарая они так и не дошли. После этого мы уже не ночевали дома. Конец спокойной жизни пришел с установлением советских военных баз на территории Эстонии. Потом последовала оккупация Эстонии и массовая высылка в Сибирь. Вывозили в основном по ночам - на запасных путях стояли товарные вагоны, в которые загоняли людей. Моя судьба могла бы сложиться совершенно иначе, если бы нас вывезли в Сибирь вместе с десятками тысяч высланных русских и эстонцев".

В 1940 году отец будущего патриарха Михаил Ридигер стал священником. В те годы этот шаг был равносилен самоубийству...

А вскоре в Эстонию вошли немцы. Во время войны был разбомблен дом, в котором жили Ридигеры. Женщина, присматривавшая за домом, погибла. А семья, по счастью, на этот раз опять ночевала в другом месте.

Юношей будущий патриарх помогал отцу, который служил в лагерях для советских военнопленных. Выезжали на оккупированную территорию, чтобы крестить детей и взрослых, венчать и отпевать.

Но Господь готовил Алексея Ридигера к грядущему служению: "Все время фашистской оккупации мы прожили в Эстонии. В конце войны отец работал с советскими заключенными - их немцы свозили из разных областей России. Лагеря были в Балтийском порту, в Клоога. Там были тысячи русских. Каждое воскресенье священники таллинских церквей приезжали к ним совершать богослужения. В этих пересыльных лагерях я впервые начал читать "шестопсалмие", помогая отцу. Эстония стала перевалочным пунктом - русских отправляли в Германию. Многие считали, что их там ожидает неминуемая смерть. Поэтому обращение к вере и поддержка священников была им просто необходима. Именно тогда лицом к лицу я впервые встретился с человеческим горем и страданием".

За годы советской власти люди забыли, как выглядит священник. Приходилось работать не покладая рук - священнослужителей в миссии было не так много. Позже патриарх вспоминал о концлагерях, где томились советские военнопленные: "Я никогда в своей жизни не видел столько горя, страданий и трагедий, сосредоточенных на малом пятачке земли. Заключенных содержали в нечеловеческих условиях. Обращение к вере, духовная поддержка священников им была необходима. Мы собирали продукты, одежду, лекарства для забитых, голодных людей. В бараке нам выделяли комнату или отгораживали закуток. Особенно жаль было детей. Нам удалось спасти 15-летнего Васю Ермакова и его сестренку. Пришлось подделать документы и приписать их к семье священника. Отец сумел выхлопотать освобождение священника и его семьи из лагеря. С Васей после войны мы поступали в Ленинградскую семинарию".

Органы МГБ расценивали миссионерское служение как пособничество нацистам. И тем не менее после войны будущего патриарха и его отца чудом миновали и тюрьма, и лагерь. Алексей Ридигер поступил в Ленинградскую семинарию. Затем служил в шахтерском городке в Эстонии. В 1961 году решил избрать монашеский путь и принял постриг в Троице-Сергиевой лавре. В этом же году стал епископом - и в течение 22 лет исполнял обязанности управляющего делами Московского патриархата. За тяжелые годы атеистического владычества нес многие послушания. В 1985 году стал митрополитом Ленинградским и Новгородским.

Лишь в июне 1990-го выборы нового, 15-го патриарха были по-настоящему свободными, без вмешательства властей. Они проходили в два тура. На патриарший престол претендовали три кандидата - митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Ридигер), митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко) и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). Считалось, что больше всего шансов было у митрополита Филарета, поскольку именно он после смерти патриарха Пимена стал патриаршим местоблюстителем. Однако второй тур тайного голосования, проходивший в Троице-Сергиевой лавре, показал, что епископат отдал предпочтение митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию. Напомним, что спустя два года митрополит Филарет ушел в раскол, создав параллельную церковную структуру, и увлек за собой многих епископов и духовенство...

Узнав об избрании, новый патриарх сказал: "Я сознаю трудность и подвиг моего служения. Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение на соборах. Соборный принцип должен распространяться на епархиальную и на приходскую жизнь - только тогда мы решим те вопросы, которые стоят сегодня перед Церковью и обществом".

+ + +
На рубеже тысячелетий Святейший патриарх отметил самый ценный дар новой России: "В возвращении человеку Божественного дара свободы я вижу главное завоевание минувшего десятилетия. Однако с неумением человека разумно, ответственно и достойно распорядиться этим великим даром связана едва ли не острейшая проблема нынешнего российского общества".

Четырнадцатый год он несет тяжелое бремя патриаршества. Многое сделано за эти непростые годы. Патриарха упрекают в том, что он недостаточно решителен, порой слишком снисходителен. Но он - первосвятитель Русской церкви и смотрит на жизнь не с сельской колокольни, а как всероссийский пастырь. Самое главное - своей жизнью он стремится зажечь епископат и священников на духовное служение.

Михаил МЕНЬ, заместитель мэра Москвы:

- За время руководства Русской православной церковью на плечи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II легло бремя самых тяжелых перемен в стране. В период, когда в России распадались многие общественные и государственные структуры, патриарху удалось силой своего характера, своей мудростью, благодаря богатому жизненному опыту остановить разрушительные процессы в Русской церкви. Сегодня патриарх является человеком, который реально консолидирует наше общество. Он объединяет вокруг себя людей разных политических взглядов и разных убеждений. Желаю ему здоровья и успехов в ответственном деле служения Русской церкви и Отчизне.

Леонид ТЯГАЧЕВ, президент Олимпийского комитета России:

- Я счастлив, что мне приходится встречаться со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II - уже стало доброй традицией, что накануне Олимпийских игр патриарх приглашает к себе сборную и благословляет нас на новые победы. Во многом мы единомышленники. Благодаря его заботе мы восстанавливаем величественный Спасо-Влахернский монастырь в Деденево, на моей малой родине, под Дмитровом.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме