Как я совершала хадж

Наш корреспондент отправилась в паломничество по святым для мусульман местам в Саудовской Аравии - Мекку и Медину

Новости Москвы  Религия 
0
296
Время на чтение 13 минут
В России живут около 20 миллионов человек, чья религия - ислам. Всегда жили и будут жить. Такая особенность нашей страны. В ней много конфессий и свобода вероисповедания, записанная в Конституции.

Каждый год в жизни всех мусульман мира происходит грандиозное событие - хадж. Его освещают все мировые СМИ. В этом году в составе российских пилигримов оказалась и журналист "КП".

Я - мусульманка.

Это значит, что я слышу примерно раз в неделю:

- Ой, ты только "пояс шахидки" не надевай! Ты случайно гранатами не обвешалась? (В конфликтных ситуациях.)

Раз в месяц:

- Слышала, что ТВОИ ДРУЗЬЯ опять взорвали?

Утром в кабинете, когда припудриваю нос:

- Ага, утренний намаз, значит!

Очень меня позабавил один интеллигентный человек, который подошел и, сильно стесняясь, спросил:

- Я слышал, это... Ну, это правда, что... Ну, ты - мусульманка?!

Хоть в ресторанах, хоть в редакционной столовке я извожу официантов и поваров подозрениями, как бы мне не "подложили свинью":

- А это не свинина? А это? А в супе точно нет свинины? Нет, вы все-таки уточните на кухне...

Друзья к этому уже привыкли. Коллеги привыкают. Хорошие приятели под этим предлогом постоянно пытаются отжать у меня что-нибудь вкусненькое:

- Римм, ты же не будешь это пирожное? В нем наверняка есть свиной жир!..

А больше всего меня бесит вопрос:

- Вот мужчинам делают обрезание, а женщинам делают какую-нибудь такую же операцию?

Но в принципе я уже привыкла, что характеристики "мусульманка" и "татарский характер" идут впереди меня.

И из того, что мне говорят о моей религии, я уже могла бы составить энциклопедию глупостей и заблуждений.

Идея поехать в хадж - и лично моя, и редакционная - напополам.

Правда, я понятия не имела, как я об этом буду писать в газете.

Религиозное паломничество - это не турпоездка, самое главное здесь происходит не за окошком автобуса, а в душе и мозгах человека. А то, что на самом деле творится в душе, - это же еще более интимно, чем то, что происходит с телом...

В редакции я этого, конечно, не сказала, но, кажется, мой личный интерес сильно перевесил профессиональный...

Настоящее имя

Перво-наперво я вспомнила, как меня зовут.

Никакая я не Римма. В паспорте у меня записано "Румия" (ударение на последний слог). Это участь практически всех живущих в России татар: чтобы не ломать язык окружающим, они адаптируют свои имена под русскую транскрипцию: Румия - Римма, моя сестра Кадрия - Катя, Ирек - Игорь и т. д. В школе, универе и на работе меня всегда называли Римма.

С особым удовольствием вывожу в анкете будущей паломницы "Румия". Здорово, что могу быть собой. Поправдашней.

- Румия, вынужден вас огорчить! Вы еще слишком, слишком молоды, чтобы идти в хадж! В вашем возрасте нужно ехать ТОЛЬКО с мужем!

- А если нет мужа?

- Ждите, пока Аллах вам его пошлет.

- Пока что "присылают" таких претендентов, которых приходится отсылать обратно! - сбогохульничала я (да простит меня Аллах). Я знала, что строгий голос в трубке был прав на все 100 процентов: религиозные правила не терпят разночтений. Но я продолжала скулить.

Мне отказали. Это было в прошлом году. Год понадобился, чтобы до меня дошло, что религиозные законы одинаковы для всех и их не переспоришь, потому что чаще всего они правильные и проверены веками.

В этом году я уже сделала все, как нужно. В хадж с молодой женщиной (до 45 лет) обязательно должен отправляться либо муж, либо близкий родственник, за которого она не может выйти замуж, - отец или брат. Это называется "махрам" - мужчина, который за тебя отвечает. Сколько бы я ни кричала о своей самостоятельности и независимости...

В этом году тема моей "молодости" опять всплыла, но правда уже была на моей стороне. И Пророк Мухаммед, который сказал, что "отправляйтесь в хадж, как только сможете", кстати, тоже. Это высказывание (хадис) я и ввернула, когда пришла сдавать документы...

Хадж - один из пяти столпов ислама. Остальные четыре столпа: признание единобожия, совершение молитвы, выплата пожертвования и пост. Считается, что к хаджу человек должен подойти подготовленным и уже укрепившимся в своей вере.

22 января - еще до хаджа - я бы написала: "Начинать с хаджа - это как начинать обед с компота. Не приветствуется, но и не запрещено. Дело вкуса".

20 февраля - после хаджа - я пишу: "Это экскурсия. Путешествие, только не внешнее, а внутреннее. На момент начала хаджа мне казалось, что внутри меня была как раз пустыня наподобие Аравийской". (Аравийская пустыня - место, где проходит хадж, находится в Саудовской Аравии. - Р. А.).

Может, это и понял Арслан Гизатуллин из Духовного управления мусульман европейской части России, который принимал документы у паломников.

- Я вижу, вам это действительно нужно, - сказал он и неожиданно "соскочил" с ноты официоза: - Вы знаете, я сам был в хадже, это такое сильное потрясение! Расскажете потом, как это было для вас...

20 января, сборы

Сижу в своей квартире посредине комнаты, на развалах из одежды. Третий час пытаюсь подобрать гардероб паломницы. У меня есть вещи на все случаи жизни. Кроме случая хаджа.

Длинный сарафан, но короткий рукав. Или: длинный рукав, но юбка с разрезом. В принципе по общечеловеческим меркам мой гардероб вполне скромен. Но по религиозным канонам на мой шифоньер давно пора повесить табличку "Аморально", после чего торжественно сжечь.

Два-три раза все-таки выуживаю какую-нибудь шмотку и несусь к телефону:

- Арслан, а если все закрыто, но рукав "три четверти", то можно?

- Нельзя, - терпеливо отвечает Арслан. - Приходите к нам, мы вам выдадим "обмундирование".

- Паранджу тебе выдадут, - провожали меня на "шоппинг по-мусульмански" знакомые.


В центре - Кааба, или Черный камень, однаиз главных святынь. Сюда мы все и стремимся.

21 января, перед отъездом

Я поняла, что значит быть одетой, как "порядочная мусульманская девушка, которая отправляется в хадж".

Инструктаж в Духовном управлении мне проводит Рушан-хазрат (хазрат - духовное лицо в исламе. - Р. А.). В прошлом году он ездил как руководитель группы российских паломников. Про него бабуськи-паломницы рассказывали со слезами умиления: "Он такой золотой, такой золотой! У нас одна женщина ночью постирала белье и побоялась одна вешать на чердак. Разбудила среди ночи Рушан-хазрата, и он сразу пошел!"

Рушан-хазрат на самом деле редкой выдержки человек. Потому что растолковывать мне, европейски ориентированному человеку, этикет арабской страны - это не легче, чем посреди ночи на чердак слазить.

Итак, возможна любая одежда, которая закрывает все тело, кроме лица и кистей рук. Никакой паранджи! Я это требование пониманию как проявление искренности, честности и чистоты помыслов: общаться с Всевышним надо с открытым "забралом". Естественно, одежда не должна быть прозрачной и обтягивающей. Волосы спрятаны обязательно. В принципе одежда, которая соответствует всем этим пунктам, и называется помодневшим сегодня в России словом "хиджаб". Его говорят все кому не лень, и мало кто понимает, что это значит на самом деле.
Забегая вперед, скажу, что хиджаб - это может быть очень красиво и даже модно! Но также может быть похоже на огородное пугало. Все зависит от вкуса и физической кондиции того, кто носит. В общем, все, как и с любой другой одеждой.

Хазраты Арслан и Рушан дали мне ключ от пустой комнаты в Духовном управлении и белый сверток для примерки. В свертке три предмета одежды.

Я на всякий случай уточнила, в каком порядке это надевать. Сначала белые брючки, потом - нижнее платье средней длины без рукавов, а сверху все это накрывается длинным широким платьем, тоже белого цвета.

Тряпочка платья натуральная и для тела приятная. Вопреки ожиданиям, я не ощущаю это одеяние как "тюрьму для тела". Но защиту от излишне заинтересованных мужских взглядов оно точно гарантирует. Лично меня всегда бесило, когда на меня пялятся посторонние люди - гены, что ли?

С другой стороны, все-таки не хотелось бы, чтобы народ при виде меня в ужасе кидался врассыпную.

Зеркала, естественно, нет. В куче одежек чувствую себя коконом-куколкой, которая когда-нибудь превратится в прекрасную бабочку. Хотя в последнем я уже не так уверена. Высовываю нос в коридор, идет молодой человек, по виду - школяр медресе. Прошу его стать моим зеркалом. Школяр попался вдумчивый:

- Вас интересует практичность или эстетика?

- Практичность, конечно, - отвечаю я как смиренная паломница.

- Тогда - хорошо.

- А с эстетикой совсем, что ли, плохо? - проклюнулась вторая, не такая смиренная часть моей субстанции.

- Да, не очень.

Истинно верующие люди никогда не врут.

22 января, завтра - в хадж!

Говорят, что те, кто совершил хадж, попадают в рай. Еще говорят, что паломничество по святым местам смывает все предыдущие грехи. Конечно, это супер: раз - и стереть ластиком те страницы жизни, за которые тебе стыдно. С другой стороны, если какие-то свои поступки ты уже осознал как греховные и недостойные, значит, ты уже раскаялся и по всем мировым религиям уже достоин прощения...

...Но об этом я подумаю в хадже - времени для этого предостаточно: паломничество длится три недели! Телевизора там нет, из книг к ввозу разрешены только религиозные. И никаких газет - какое счастье!

...А пока надо еще закончить заметку до отъезда. В брошюрке, которую мне дали в Духовном управлении, сказано, что нельзя ехать в хадж, не раздав долги и не попросив прощения у всех, кого обидел.

Там еще сказано, что надо написать завещание.

Заметку дописала. Просьбами о прощении и завещаниями родителей пугать не стала - они и так волнуются больше меня.

Брошюрка называется "В гостях у Бога". Это так завораживает. Я не фанатично религиозный человек, но ведь каждому из нас есть что сказать Всевышнему?

Какое-то странное ощущение, что сегодня заканчивается одна моя жизнь, а завтра начинается другая.

23 января, 9.30 утра

Сбор отъезжающих паломников в Духовном управлении мусульман России.

Оглядываюсь по сторонам: религиозные паломники в XXI веке - кто они? И что заставляет их бросать все свои дела, налаженную жизнь, ехать в далекую пустыню, чтобы один в один повторить ритуалы, которые совершали древние люди еще 1400 лет назад?

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Ежегодно хадж совершают около 2 миллионов мусульман со всего мира, в том числе от 4 до 7 тысяч человек из России.

Вместе с дорогой паломничество длится 21 - 22 дня.

В этом году хадж-тур обошелся каждому российскому пилигриму в $1600.

(Продолжение. Начало в номере за 25 февраля.)

23 января, отъезд

Меня все боятся. Объясню.

Часа два сидим в московском аэропорту. Я не сразу догадываюсь, почему иностранцы в баре, где я пью кофе, нервно дергают шеей в мою сторону. А они ищут глазами "пояс шахида" на моей фигуре и тротил в моем багаже!..

Накануне я пережила позор. Гордая собой, приехала к месту сбора паломников - в Духовное управление мусульман. Оделась неприметнее - широкие брюки, длинный свитер и полуспортивная куртка. В платье, думаю, в аэропорту переоденусь. Иначе бы просто не прорвалась через ментов, которые по всей Москве тормозят людей исламского вида.

Руководители группы российских паломников подкосили меня прямо у входа:

- Ахмирова, вы куда собрались в таком виде?! Переодеваться - быстро!

Меня заставляют напялить белое платье поверх всего:

- Это - другое дело.

Но я-то знаю, что так получился не самый удачный гибрид Востока и Запада, Азиопа какая-то. Но как мне тут же подсказали добрейшие женщины-паломницы:

- Чем хуже будешь выглядеть, тем и лучше! Не красоваться же едешь.

Два раза чуть не упала, путаясь в подоле, совсем отчаялась воспитать в себе "женщину Востока". Но потом ничего, приспособилась. Просто отставила свою репортерскую походку типа "я старый солдат, я не знаю слов любви" и периодически диктовала сама себе: "Иди медленно, плавно, с достоинством". Как и должны ходить утонченные и грациозные восточные женщины.

А еще через неделю я все-таки научилась по-человечески носить хиджаб.

Поверьте, это в сто раз сложнее, чем носить мини!

24 января, аэропорт в Саудовской Аравии

В первый раз в жизни сплю на полу, да еще в публичном месте. После прилета нас еще около 12 часов маринуют в аэропорту Джидда. 30 градусов жары после снежной Москвы плюс двое суток в пути (прямого рейса нет, летели через столицу Иордании Амман). И все-таки: после того, как человечество изобрело самолеты, тяготы хаджа уже не так непереносимы. Хотя до сих пор есть группы паломников, которые из соображений экономии едут в Саудовскую Аравию на автобусах - это около 20 дней пути!

Аэропорт в Джидде - "воздушные ворота хаджа" - занимает площадь больше 100 квадратных километров и может одновременно принять 80 тысяч паломников!

Кого здесь только не увидишь! Негритянки, которые носят на голове - без поддержки рук - тюки по виду килограммов под 80! Женщины с татуированными лицами и художественными порезами на лице. Модницы нескольких неопознанных стран щеголяют оранжевыми, покрашенными хной кистями рук и стопами ног. Здесь же я впервые увидела стайку полностью закрытых женщин. Лицо занавешено вуалью, удивительно красивые глаза, тонкие запястья затянуты в длинные перчатки, открытые, ухоженные стопы, тоненькие дорогие украшения и облако легкого парфюма. (Под впечатлением я даже купила в Мекке перчатки, "как у них". Просто как сувенир.)

Аэропорт построен в виде гигантских зонтиков - потолок есть, стен нет, что дает хорошую вентиляцию. На полу расстелены ковры, куда я через несколько часов борьбы с собой, "цивилизованной", с большим удовольствием и переползаю. К шайтану цивилизацию! Сумку под голову и - спать!

25 января, наконец-то Мекка

Нас заселяют в маленькую частную гостиницу. Ее главные достоинства - близость к центру и небольшая мечеть прямо напротив. Второе особенно важно, молитва здесь - главное из дел. Слышим азан (призыв к молитве на арабском языке, начинающейся словами "Аллах Акбар") пять раз в день.

Намаз (молитва мусульманина) невозможно пропустить, где бы ты ни находился. За 10 - 20 минут до очередного моления закрываются все лавочки, рестораны, магазины, кафе. Посетителей выставляют на улицу. Останавливаются общественный транспорт и частные автомобили. Если рядом есть мечеть, идут туда. Если нет - молятся прямо на улице. Важно только, чтобы место было чистое и позволяло расстелить молельный коврик - намазлык. Пройти в это время по узким мекканским улочкам сложно - группы совершающих намаз перекрывают проходы.

В комнате гостиницы нас шестеро. Скученность, как в палате пионерлагеря. Мои соседки - 5 женщин-татарок, все старше меня. Называю их "апа" ("тетя").


Сверху тысячи молящихся Священной Мечети Аль-Харам выглядят, как семечки гигантского подсолнуха.

Гульсина-апа. Самые теплые воспоминания: она снабдила меня шерстяными носками, когда мы три дня жили в палатках и спали на земле. (Я туда легкомысленно прикатила в капрончике.)

Тагира-апа. Работает с мужем в частной пекарне. Мне кажется, она знает 1000 и 1 способ, как красиво носить хиджаб. И меня научила. Это оказалась целая наука! У Тагиры две дочки, 16 и 14 лет, которые носят только мусульманскую одежду. Не сомневаюсь, у себя дома они - первые красавицы.

Мархум-апа. Красиво, нараспев, читала нам Коран. Слушатели собирались из всех прилегающих к нашей комнат.

Зулейха-апа. Медик, приехала с мужем, который болеет. Все надеются на чудесное исцеление.

Разия-апа. В ее жизни чудесное исцеление после хаджа уже было. Врачи поставили дочке диагноз "бесплодие" и не дали ни одного шанса на другой исход. Разия пошла в хадж и просила Всевышнего ей помочь. После этого у дочки родился абсолютно здоровый ребенок. Говорят, что в этих особенных местах человек ближе всего к Богу, и все его мольбы исполняются. При условии, конечно, что человек хороший. Или хотя бы уже раскаялся и стал хорошим.

26 января, начало

Самый торжественный момент! Входим в ихрам. Это состояние особой ритуальной чистоты: все делают омовение, постригают ногти. Женщины надевают белые закрытые платья и платки, мужчины заворачиваются в два куска материи ("Чувствуешь себя, как запеленатый младенец", - сказал один из паломников). Все несколько миллионов пилигримов в дни ихрама выглядят абсолютно одинаково. Смысл этого прозрачен: какими бы богатыми и крутыми мы ни были в своей светской жизни, перед Творцом мы все равны.

В состоянии ихрама нам строго запрещено все, что загрязняет душу и отвлекает от высокого: грешить, вступать в интимную близость, ссориться, спорить, использовать ароматические вещества (даже мыло должно быть специальное - вообще без запаха), пользоваться косметикой, срывать растения и убивать насекомых. Если человек нарушил какое-то из этих правил, ему дается шанс быстренько исправиться: либо купить жертвенного барана, либо держать пост по схеме "один грех - один день поста".

Моя новая подружка, 60-летняя Шамси-апа, забылась и по инерции шлепнула трех мух. Денег на трех баранов у нее не было, и она держала пост три дня. Так и жила: днем постится, ночью молится в мечети.

- Как выдерживаете-то? - спросила я.

- Аллах помогает, - уверенно ответила эта крохотная, как игрушка, бабуля. И светится, как будто внутри нее горит тысяча свечек.

Мы идем в мечеть Аль-Харам.

Здесь находится главная мусульманская святыня - Кааба, или Черный Камень, который символизирует Священный Дом Бога. В какой бы точке мира ни находился мусульманин, он молится в направлении Каабы. Саудовская промышленность выпускает массу товаров, которые позволяют это направление определять с точностью до градуса. Всевозможные компасы, стрелка которых всегда показывает на Каабу. До чего дошел прогресс: сегодня эти приборы встраивают прямо в коврик для моления. А еще круче ввести функцию "курс на главную святыню" в свой мобильный телефон!

Молитва на святой земле стоит тысячи молитв в любом другом месте.

В мечети Аль-Харам ритуал обязывает нас обойти вокруг Черного Камня семь кругов, приветствуя Аллаха. Мечеть открыта круглосуточно, и здесь всегда много народу: с верхнего яруса тысячи верующих выглядят, как семечки в гигантском подсолнухе.

И в любое время дня и ночи здесь ни на секунду не останавливается круговращение людей вокруг Черного Камня. Каабу окутывает одна живая волна, в которую мы тут же вливаемся. Меня всегда пугала толпа, но через несколько минут я уже понимаю: в этом что-то есть - так много людей, из разных стран, разного благосостояния, но между ними стерты все внешние различия, и ты знаешь, что сейчас все они чувствуют то же, что и ты. Я не понимаю речь эфиопов и пакистанцев, но они произносят вслух те же арабские слова молитвы, что и я. И это нас роднит: "Раббана аттина..." ("Господь наш! Дай нам хорошее в этой и потусторонней жизни и убереги от мук Огня!").

Среди некоторых верующих считается особым шиком проделать эти круги быстрее и обязательно коснуться Черного Камня. Когда таких людей собирается много, это начинает напоминать экстремальный спорт. И это чревато давкой. Лично я не думаю, что Творец сидит с рулеткой и секундомером и отмечает "рекордсменов" особыми щедротами. Поэтому в самую гущу и не лезу. Да и страшно.

Как-то я чуть не оказалась в самой толчее, меня спас высокий чернокожий парень, который шел позади. Он расставил огромные руки и раздвинул пространство вокруг меня. Спасибо, брат, где бы ты ни был!

В эту мечеть я приходила потом еще много раз, уже "вне программы". Там хорошо.

Один раз меня поразил непонятно откуда вынырнувший араб, который следовал за мной неотступно и галдел по-английски: "Откуда ты приехала? Как тебя зовут? Я ему жестами показываю на Камень, потом - на небо, потом - стучу пальцем по лбу. Мол, молиться надо, дурень. Потом перестала обращать внимания. Он шел, нудел, а потом как будто испарился. Мистика какая-то...

- Шайтаны искушают нас повсюду, - философски заключили мои соседки по гостинице.

Думала об этом вечером. Считается, что всякое, даже малозначительное на первый взгляд событие, которое происходит здесь, на святой земле, случается не зря. Несет какой-то смысл, или испытание, или, наоборот, дает ответы на твои вопросы. Я вот сейчас подумала: в принципе в совсем не святой Москве, наверное, то же самое, просто там я об этом не задумывалась...

28 января, ЧП внутреннего масштаба

Сколько раз я плакала за всю предыдущую взрослую жизнь, можно пересчитать по пальцам. Кажется, одной руки хватит. Может, строение слезных желез такое, может, особенности психики...

А здесь... Вечерняя Мекка в парандже ночи. Никаких особенных причин, но - сижу на улице и плачу как дура. 5 минут назад просто захотелось выйти из комнаты подышать воздухом. И вот... По лицу течет соленая вода. Как будто умываешься. Минут за десять слезные железы вылили все, что в них копилось. Внутри опустел какой-то резервуарчик, и стало легко.

- Плакать в хадже - очень хорошо. Смываешь все плохое, очищаешься, -сказали мне соседки по комнате, когда я вернулась (видимо, я плохо вытерла глаза). Причину никто не спросил. Но я бы и не знала, что сказать.

29 января, страдаем за грехи

Болеем все - акклиматизация и гигантское скопление людей. Медпункты через каждые 500 метров. Арабы ведут прием от силы 5 минут и всем прописывают одни и те же таблетки.

Среди паломников ходит упорное мнение, что с болезнью здесь из человека выходят все грехи. Мне кажется, что я уже перетемпературила и выкашляла все свои нелучшие поступки, слова и мысли. И прошлые, и уже даже будущие. Но, видно, у меня одна "бухгалтерия", а у них там на небесах - совсем другая. Таблетки не спасают.

Но вот что удивительно: больше всего болеют-то самые благообразные бабуськи "божии одуванчики".

Еще говорят, что, чем тяжелее человеку во время хаджа, тем больше он будет за это вознагражден. Может, поэтому некоторых из нас никакими силами не затащишь к врачу. Хотят пострадать на полную катушку?

Впереди у нас центральные обряды хаджа - стояние на горе Арафат и побивание дьявола камнями. Именно там в этом году погибло очень много людей.

- А где ты была в этот момент? - спрашивали меня все, когда я вернулась.

Там и была. И именно в этот момент. Но тем не менее вы читаете эти строки. Как это может быть, узнаете в субботу.

(Окончание в субботу, 28 февраля.)

Москва - Мекка - Медина. 24 февраля 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Римма Ахмирова
Сказ о попе и его работниках
Отец Михаил устал смотреть, как разваливается колхоз "Зори коммунизма", и... возглавил его
25.03.2003
Все статьи Римма Ахмирова
Новости Москвы
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40