Русское Сретенье

Религия 
0
135
Время на чтение 3 минуты
Февраль вошЈл в историю России как месяц потерь. В феврале пала монархия и произошла революция, годовщина которой никогда официально не отмечалась, но которая перевернула русскую жизнь.

В феврале был смертельно ранен на дуэли Пушкин и умер в нищете Розанов. В феврале лютуют метели и отмечается самый пошлый праздник в календарном году - День влюблЈнных, беда которого не в том, что он пришЈл с Запада и связан с католической традицией, а в том, что он выгоден коммерчески, и потому с каждым годом его будут раскручивать всЈ больше и больше, как раскручивают в западном мире Рождество.

И всЈ же самое главное событие русского февраля - это Сретенье, праздник с поразительной, очень похожей на легенду, но вряд ли намеренно придуманной историей.

Довольно позднее церковное предание, сообщаемое церковным историком Никифором Каллистом, говорит о том, что в 271 году до Рождества Христова жил в Александрии умный и образованный человек по имени Симеон. В числе других 70 учЈных мужей он переводил на греческий язык Ветхий Завет и наткнулся на очевидную ошибку. В старой книге было написано: "Се дева родит". Симеон усомнился и исправил слово "дева" на слово "жена", и за это был обречЈн жить до тех пор, пока не увидит Бога, рождЈнного от Девы. В обстоятельных комментариях к толковой Библии, вышедшей в начале прошлого века и переизданной к тысячелетию Крещения Руси, сказано, что такого, конечно, быть не могло и столько лет никто из смертных не живЈт, но сердцем хочется верить, что именно так и было. Есть своЈ чудо в Рождестве, должно быть своЈ чудо и в Сретенье. Симеон был уже нечеловечески стар и измучен, когда повстречал Богородицу, пришедшую по еврейскому обычаю в храм для очищения и принесения жертвы на сороковой день после рождения Сына. Старец узнал Господа и сказал слова, которые можно было произнести только после трЈх веков ожидания и которые повторяются две тысячи лет в православных храмах каждый день за вечерней службой:

"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение ТвоЈ, еже Ты уготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языцев и славу людей Твоих Израиля".

Один московский священник очень точно подметил, что в огромном Иерусалимском храме было в тот день много людей, потому что в этом храме всегда многолюдно, но только старец Симеон и пророчица Анна, восьмидесятичетырЈхлетняя вдова, прожившая в замужестве семь лет в ранней молодости и с тех пор замуж не выходившая, - лишь они двое узнали Иисуса и поклонились Ему.

Сретенье есть откровение для всех, это встреча старого и нового, иудейства и христианства, зимы и весны. Для России эта встреча особенно символична, потому что пограничье - наше обычное состояние, начиная от географического положения между Европой и Азией и заканчивая переменами и потрясениями, на которые так щедра русская история, и сказывается это пограничье в судьбах самых разных людей.

Одним из таких пограничных людей был Борис Пастернак, еврей по крови, русский по языку, христианин по мироощущению. В романе "Доктор Живаго" главный герой размышляет о том, что Блок - это явление русского Рождества. Продолжая эту мысль, можно было бы сказать, что сам Пастернак был явлением русского Сретенья. Русское и еврейское встретились в нЈм так, что его приняли и русские, и евреи. Он смог написать о христианстве стихи, равных которым в русской поэзии нет: "На Страстной", "Рождественская звезда", "Магдалина". По высшему счЈту именно за них травил его ненавистник Церкви ХрущЈв и площадной бранью крыл комсомолец Семичастный. Нобелевская премия была лишь поводом.

И февраль для Пастернака был месяцем особенным. Он начинался в его судьбе строчками "Февраль. Достать чернил и плакать! / Писать о феврале навзрыд/...", которые сделали его знаменитым, и закончился стихами к роману:

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Это была свеча, которая предшествовала встрече Юрия Живаго и Лары Гишар - самой совершенной любовной пары во всей русской литературе ХХ века. И если уж кого вспоминать в День влюблЈнных, то именно их.

В прошлом году у нас, наконец, показали по телевизору американского "Доктора Живаго". К этой экранизации можно предъявлять сколь угодно претензий, но то, что неуклюжий, нелепый фильм был снят с несвойственной Голливуду любовью к героям романа и к стране, в которой они живут, несомненно. Пастернаковское "Я весь мир заставил плакать над красой земли моей" сказалось во всей полноте и победило американскую машину.

Пастернак принадлежал к той части русской интеллигенции начала века, которая Бога то искала, то строила, была не удовлетворена состоянием Церкви и жаждала перемен, радостно приняла февраль семнадцатого, и тот факт, что он от этой интеллигенции ушЈл и вернулся к самой простой, обыденной вере, то, что увидел и встретил, дождался на своем пути Бога, есть его личная и самая важная в жизни победа. Писательская и человеческая, пусть даже говорил он о том, что "пораженья от победы ты сам не должен отличать".

Возвращение домой стало главным итогом русского двадцатого века. В феврале 1917-го Россия свой дом оставила и, пройдя сквозь ужасы революции, Гражданской войны, коллективизации и ГУЛАГа, начала постепенно возвращаться. Это возвращение было трудным, а дом оказался разорЈн и мало пригоден для жизни. Но все-таки это был дом. Пастернак стал одним из тех, кто вернулся первым.

Он был не гениальным дачником, как его ехидно называли, но гениальным хозяином дома и земли, и любовь к этому дому остановила его от того, чтобы покинуть страну, где под конец жизни его поносили на каждом углу и сокращали отпущенные ему годы. Он не сказал в еЈ адрес ни одного горького, презрительного слова, как это делали и до, и после него. Он остался здесь, чтобы уйти по глаголу с миром.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Варламов
Все статьи Алексей Варламов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59