Атмосфера всенародного ликования, сопровождающая смену власти в Грузии, проникла и за церковные стены. Грузинская православная церковь (ГПЦ) стала непосредственной участницей "Революции роз" и торжественно благословила прозападный курс нового президента Грузии Михаила Саакашвили.
Католикос-Патриарх ГПЦ Илия II видит будущее своей страны в усвоении западной политической модели под руководством более опытных демократических стран.
При этом, как человек "старой закалки", родившийся и учившийся в России, Илия II искренне скорбит об "удалении" Грузии от России, однако не видит в том вины своей страны. Неизвестно, насколько Илия II посвящен в планы нового грузинского руководства по "урегулированию территориальной проблемы". Но он, безусловно, признает, что без участия России такое урегулирование, скорее всего, не произойдет. Глава Грузинской церкви открыто заявляет о том, что абхазская проблема "была искусственно создана при участии России" и, более того, стала основой, детонатором чеченской проблемы. Поэтому искушенный в политических вопросах иерарх склонен увязывать решение обеих проблем и надеется, что рано или поздно Россия элементарно устанет от бесконечной "контртеррористической операции" в Чечне.
В беседе с корреспондентом "МН" глава ГПЦ поделился и своими личными впечатлениями от нового грузинского лидера. Михаил Саакашвили, по словам патриарха, - человек умный, эмоциональный и решительный. Он постоянно подчеркивает свою верность Православной церкви. Более того, его супруга, голландка по национальности, тоже приняла православие, а недавно чета Саакашвили крестила своего новорожденного сына. Впрочем, Грузинская церковь была вполне довольна и степенью "воцерковленности" Эдуарда Шеварднадзе. Патриарх несколько раз называл его "прозорливцем", а сам бывший первый секретарь ЦК КП Грузии увековечил память о себе грандиозным собором Святой Троицы, строительство которого завершается в эти дни на одном из тбилисских холмов.
Религиозная политика Михаила Саакашвили пока остается загадкой. С одной стороны, следуя заявленной новым грузинским руководством прозападной ориентации, он должен обеспечить равное положение всех религиозных конфессий страны. С другой стороны, руководство ГПЦ никоим образом не собирается отказываться от "Конституционного акта", или конкордата, заключенного между церковью и государством при Шеварднадзе. Этот конкордат - впервые на постсоветском пространстве - узаконил привилегированное положение "титульной конфессии", закрепив за ГПЦ особый статус "государствообразующей".
В "Конституционном акте", который противоречит многим международным обязательствам Грузии, есть, например, положения о том, что эпитеты "православный", "церковный", а также предметы православного культа могут использоваться кем бы то ни было только с согласия церковного руководства. Грузинский конкордат вдохновляет многих сторонников "новой симфонии" церкви и государства в России...
ПРАВОСЛАВНЫЕ И ПРАВОСЛАВНЫЕ
Межгосударственные отношения Грузии и России четко проецируются на отношения православных церквей двух стран. Параллельно с процессом принятия российского гражданства жителями самостийных Абхазии и Южной Осетии идет процесс насаждения на этих территориях церковной юрисдикции Московского патриархата. Правда, официальное церковное руководство в Москве дистанцируется от этого. Перекраивание церковных границ, за которым, как надеются некоторые политики, последует и перекраивание границ государственных, осуществляется как бы снизу, стихийно. Так, в Сухуми сформировался Временный епархиальный совет, который, ссылаясь на то, что большинство абхазской паствы приняло российское гражданство, постановил: отныне в православных храмах Абхазии необходимо поминать не Патриарха всея Грузии Илию II, а Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, а также ближайшего епископа Московского патриархата - Пантелеимона, одного из ближайших сподвижников митрополита Кирилла (Гундяева).
Кстати, с именем митрополита Кирилла - самого влиятельного иерарха РПЦ, "министра" всех ее внешних связей - связывают в Грузии план переустройства церковного управления в Абхазии и Южной Осетии. В соответствии с планом предполагается разделить приходы на этих территориях по "эстонскому варианту": русско-, абхазо- и осетиноязычные (а таковых там абсолютное большинство) должны отойти к Московскому патриархату, а грузиноязычные - остаться в ГПЦ. В Цхинвали и Сухуми уже всерьез размышляют: а что если этот план применить и при политическом урегулировании?..
ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Для многих консервативно настроенных клириков и мирян в России ГПЦ является образцом "верности неповрежденному православию". Дело в том, что в 1997 году под нажимом так называемой монашеской оппозиции руководство ГПЦ заявило о своем полном разрыве с экуменическим движением и выходе из всех международных межхристианских организаций. Постановление Синода ГПЦ о выходе из Всемирного Совета Церквей подписал тот самый Патриарх Илия II, который почти 10 лет был президентом этого Совета. Грузинскую церковь мягко, но вполне определенно осудили другие поместные православные церкви, которые считают, что вопрос об участии в экуменическом движении надо решать сообща, чтобы не допустить разделения православного мира. Однако Илия II предпочел избежать раскола в собственной церкви, пусть даже и ценой разобщения с другими поместными церквами.
Вместе с тем вся эта история с "монашеской оппозицией" и "давлением церковных масс" совершенно непредставима в России, где церковная администрация, опирающаяся на мощную государственную поддержку, почти никак не зависит от рядового духовенства и мирян. Очевидно, что консервативные и антиэкуменические настроения в РПЦ ничуть не меньше, чем в ГПЦ, но церковное руководство в Москве остается верным своему прежнему курсу.
Удастся ли Грузинской церкви и впредь, при "демократии роз", так же успешно сочетать верность традиции и стремление к демократии? Покажет время. Но для православных в России этот "грузинский эксперимент" в любом случае будет полезен и поучителен.
Тбилиси - Москва,