Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Двадцать два признака фундаментализма

Анна  Сенина, НГ-Религии

05.02.2004


Московской Патриархии приходится считаться с околоцерковными националистическими движениями …

Александр Верховский. "Политическое православие: Русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг.". Центр "СОВА", 2003, 316 с. Новая работа Александра Верховского, много лет изучающего различные стороны национализма и политического радикализма в России, посвящена организациям и изданиям, которые, по словам автора, "не только увязывают свой национализм с православием, но и ставят православную идентичность выше национальной". Это первая попытка провести последовательный анализ и типологизацию их взглядов.

Обстоятельно, шаг за шагом Верховский исследует многочисленные публикации и высказывания представителей самых разных организаций: от умеренного Союза православных граждан до радикальных борцов с ИНН и так называемых "опричников". Анализ проводится по 22 позициям: в них, например, входят и "глобальные" вопросы о "месте России в мире", и очень важные для многих православных проблемы приближения "конца света" и введения "сатанинских" кодов типа ИНН, отношение к Ельцину и Путину, и сугубо внутрицерковные проблемы вроде календаря и языка церковного богослужения или предложения канонизировать Григория Распутина и Ивана Грозного.

Причем позиции "православных фундаменталистов" сравниваются не только друг с другом, но и с мнением Московской Патриархии. Таким образом, читатель получает представление о позиции руководства РПЦ по отношению к злободневным проблемам, а также по тем вопросам, которые обсуждаются между Патриархией и внутри- или околоцерковными националистическими движениями.

К сожалению, структура книги не очень удобна. Краткое описание части групп и изданий, предваряющее анализ, не является полным, а понятие "православные националисты" и его основные характеристики автор определяет лишь в заключительной части, о чем честно предупреждает в первом же абзаце. Поэтому читателю придется приложить значительные усилия, чтобы не запутаться в многочисленных персонажах, уверенных, что против России существует всемирный заговор, или в том, что "она обречена быть империей".

Однако это неудобство компенсируется четкостью понятийного аппарата. Определению термина "фундаментализм" (наверное, наиболее спорного из всех) даже посвящена отдельная глава. Рассмотрев многочисленные варианты понимания термина, Александр Верховский остановился на критериях определения фундаментализма, предложенных в многотомном исследовании западных ученых "Fundamentalism Project". Такое внимание к терминам - редкость по сегодняшним временам. Теперь если с автором будут дискутировать о "правильности" применения того или иного понятия, то ни у кого не возникнет вопроса, как именно автор его понимает, кого из персонажей книги он считает фундаменталистом, а кого нет.

Обстоятельность анализа, стройность изложения, точность понятийного аппарата дали возможность руководителю Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета Николаю Шабурову отметить, что книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов.

Однако книга представляет не только научный интерес. Недаром ее заключение посвящено оценке перспектив православного национализма и фундаментализма. Несмотря на очевидную политическую слабость исследуемых организаций, именно они являются наиболее организованной идеологической силой в Церкви. Именно с ними вынуждена сотрудничать и полемизировать Патриархия, пытающаяся выстраивать собственные идеологические концепции.

Более того, идеология православного фундаментализма становится все более привлекательной и для крупных политических игроков: сегодня она востребована и центристами-народниками, и популистской глазьевско-рогозинской "Родиной", и даже КПРФ, вступившей в борьбу с "Кощеевым царством". "Движение это растет, - завершает автор свою книгу. - И сейчас важно угадать, каков его потенциал и каково его будущее в Церкви и в российском обществе".

"НГ-религии", 4 февраля 2004 г.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме