itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Почта

Новости Москвы 
0
118
Время на чтение 5 минут
Уважаемая редакция!

В этом небольшом послании я хотел бы рассказать о моем двоюродном деде, архиепископе Казанском и Чистопольском Сергии (в миру - Аркадий Дмитриевич Королев, 1881-1952). К письму прилагаю фотографии из семейного архива.

Аркадий Дмитриевич Королев родился в Москве 18 января 1881 года, крещен в церкви Иоанна Предтечи на Пресне. Его родители - купец 1-й гильдии Дмитрий Леонтиевич Королев и Мария Алексеевна Королева (в девичестве Рожкова). Кроме Аркадия в семье было еще пятеро детей: Михаил, Василий, Екатерина, Елена и Ираида.

Дед Аркадия Дмитриевича, Леонтий Кириллович Королев, также московский купец 1-й гильдии, вместе со своим братом Иваном Кирилловичем Королевым в 1827 году создал торговый дом - "Братья Королевы". Продавали они кожаную обувь.

Начальное образование Аркадий получил в Московском реальном училище на Плющихе. Потом семья переехала в село Никольское-Горушек Дмитровского уезда Московской губернии. Там жила родная сестра Аркадия - Елена Дмитриевна, муж которой, Егор Егорович Каменев, был учителем в земской школе. После окончания Аркадием этой школы встал вопрос о продолжении образования. Хотя он и не принадлежал к духовному сословию, было решено отдать его в дмитровское Духовное училище, куда мальчик и был определен своим попечителем Е. Е. Каменевым.

В 1896 году Аркадий Королев успешно окончил училище и поступил в Вифанскую Духовную семинарию, далее, в 1902 году, - в Московскую Духовную академию. В 1906 году по окончании МДА Аркадий Королев в ожидании назначения поехал погостить к своему старшему другу по Академии Серафиму (Остроумову), ставшему наместником Яблочинского монастыря Холмской епархии (впоследствии возведен в сан епископа). В то время епархией управлял епископ Евлогий (Георгиевский), много потрудившийся на ниве народного просвещения и благотворительности, в частности, создавший при Яблочинском монастыре ряд школ - учителей, псаломщиков, сельскохозяйственную, ремесленную.

Прибыв в Яблочинскую обитель, Аркадий Королев не задумываясь решил остаться здесь и был зачислен штатным послушником с исполнением обязанностей школьного законоучителя. 7/20 июня 1907 года в Свято-Онуфриевском монастыре Холмской епархии владыкой Евлогием Аркадий Королев был пострижен в монашеский чин с именем Сергий и им же рукоположен во иеромонахи. Со временем иеромонах Сергий становится наместником монастыря, а в 1914 году - настоятелем и возводится архиепископом Евлогием в сан архимандрита с назначением благочинным епархиальных монастырей.

1/14 августа 1916 года ввиду наступления немцев архимандрит Сергий вынужденно покинул Холмщину, где, по его собственному признанию, под мудрым управлением владыки Евлогия прошли самые счастливые годы его жизни.

В 1920 году архимандрит Сергий возвратился в монастырь, находившийся теперь на территории, отошедшей к Польше. Разоренную и разграбленную обитель пришлось обустраивать практически с нуля. В 1920 году Патриархом Тихоном архимандрит Сергий был назначен, а 4 апреля 1921 года посвящен в сан епископа Бельского, викария Холмской епархии.

В апреле 1922 года Пилсудский выдворил владыку Сергия из Польши в Чехию, где тот оказался в пределах юрисдикции митрополита Евлогия и был назначен настоятелем храма Святителя Николая чудотворца в Праге.

В самом начале служения в Праге преосвяшенному Сергию пришлось выдержать нелегкую борьбу с неким архимандритом Савватием, чехом, получившим образование в Казанской Духовной академии и оставшимся на русской церковной службе смотрителем духовного училища. После Октябрьской революции он перекочевал на родину, в Чехословакию, надеясь возглавить русский православный пражский приход. Однако прихожане с ним не поладили. Тогда Саватий направил свои усилия в другую сторону: при поддержке некоего чеха Червины и ряда своих приверженцев составил петицию к Вселенскому Патриарху с просьбой об образовании самостоятельной чешской православной Церкви и вместе с Червиной поехал в Константинополь. Там его посвятили в "епископы всея Чехии", а Червину - в "протопресвитеры". явившись в Прагу, Савватий стал теснить преосвященного Сергия. Храм святителя Николая правительство Чехословакии оставило в общем пользовании русского прихода и Савватия. Бывало так: придет владыка Сергий служить, а Савватий, отстранив его, становится на настоятельское место... Однако это противостояние продолжалось недолго: на выборах главы чешской православной общины Савватий не получил достаточного количества голосов и остался не у дел, а православных чехов возглавил епископ Горазд, принявший посвящение от Сербского Патриарха. Хотя он и не слишком благоволил русской общине, тем не менее постороннего вмешательства в ее дела не допускал.

После этого жизнь русского пражского прихода под управлением владыки Сергия забила ключом. Смиренный, простой в общении, он обладал редким даром сплачивать вокруг себя людей. Знатные и незнатные, ученые и неграмотные, богатые и бедные - все они объединились под его благословляющей дланью в дружную семью.

Владыка Сергий жил в Праге, можно сказать, убого - в одной комнатке на четвертом этаже дома N 74 по Легеровой улице в Виноградах, у старушки-чешки. Тем не менее, его скромная квартира привлекала многих. По четвергам владыка ставил на стола самовар и устраивал чай. Кто только не бывал на этих четвергах! Молодежь, студенты и вообще забегали сюда зачастую без приглашения...

Благодаря личному авторитету преосвященного Сергия среди русских и симпатиям к нему со стороны чехов положение Русской Православной Церкви в Чехословакии, оставаясь юридически неопределенным, было фактически надежно-устойчивым: храмы принадлежали русским безусловно, а вопрос о том, на правах ли собственности или по праву владения, даже не ставился. Первоочередную заслугу в этом владыки Сергия особо подчеркивал митрополит Евлогий.

У епископа Сергия были отличные помощники. Во-первых, его правая рука - архимандрит Исаакий Виноградов, воспитанник Богословского института, умница, самоотверженный работник. Из представителей русской общины в Праге назовем еще князя Петра Дмитриевича Долгорукова, священника Михаила Васнецова (сына художника), многих деятелей Русского профессорского дома в Праге - среди них П. И. Новгородцева. Наконец, бессменного келейника и секретаря владыки Аркадия Петровича Струве - сына П. Б. Струве.

В 1924 году русская община в Праге создала Братство для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил в Чехословакии. Началось возведение Успенского храма на отведенном участке Ольшанского кладбища. Строился храм как памятник русским и славянским воинам, павшим в первую мировую войну, а также всем русским, скончавшимся на чужбине. С военного кладбища сюда перенесли останки российских офицеров - участников войны 1812 года. Закладку храма произвел 11 сентября 1924 года епископ Сергий (Королев). Проект разработали архитекторы В. А. Бранд и Н. П. Пашковский, взяв за образец древнее зодчество Новгорода и Пскова. 22 ноября 1925 года Успенский храм на русском кладбище в Ольшанах освятил митрополит Евлогий (Георгиевский).

Однако после этого храм более 15 лет простоял незавершенным из-за отсутствия необходимых средств. Весной 1941 года епископ Сергий обратился к мирянам с призывом оказать материальную помощь в деле росписи храма в Ольшанах. Деньги собрали. Знаток русской старины И. я. Билибин выполнил эскизы. Работа завершилась в 1946 году.

В 1945-1946 года в Ольшанах хоронили советских солдат и офицеров, павших во время боев за освобождение Праги от фашистов.

Служа в Праге, епископ Сергий неоднократно по делам Русской Православной Церкви посещал Италию, Францию, Германию, Прибалтику, Швецию, Финляндию, Австрию.

В 1946 году в 25-летнюю годовщину служения в сане епископа преосвященный Сергий указом Патриарха Алексия I возводится в сан архиепископа. В том же году, 7 июня, он назначается архиепископом Венским, в октябре утверждается Экзархом Средне-Европейских православных Церквей Московской Патриархии на правах епархиального архиерея, а в 1948 году, в связи с упразднением Экзархата Московской Патриархии в Средней Европе, - архиепископом Берлинским и Германским с жительством в Берлине.

Но владыку всегда тянуло на родину. И вот 26 сентября 1950 года он был переведен архиепископом Казанским и Чистопольским.

В 1951 году мы с мамой Т. Г. Каменевой побывали у него в гостях. Из Москвы до Казани нас сопровождал Аркадий Петрович Струве.

Архиепископ Сергий прослужил на Казанской кафедре всего два года, но своим отеческим вниманием к людям, постоянной готовностью разделить горе и радость каждого обращающегося к нему успел снискать горячую любовь и уважение верующих. 18 декабря 1952 года он отошел ко Господу и 21 декабря был погребен в Казани.

Борис Гаврилович Юдин

Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии