С некоторых пор мой коллега по творческому цеху стал напоминать чеширского кота: этакая вечно висящая в воздухе улыбка во плоти. Сначала я приняла это за новую "творческую фишку", но когда "акуляр пера" принялся активно учить всех вокруг роящихся жить по высоким законам нравственности, решила вытащить приятеля из "душевной передряги". В рамках журналистского расследования я провела в секте, прикрывающейся христианским вероисповеданием, несколько месяцев.
Хочу вам сказать, "религиозный гипноз" действительно очень силен. "Припудривание мозгов" началось тихим ноябрьским вечером в кинотеатре "Правда" на Тульской, где проходила ежегодная международная конференция для верующих. На ней присутствовали одухотворенные личности из Индии, Швеции, Белоруссии, Украины и более 70 городов России. Мероприятие включало в себя ежедневные служения, семинары-тренинги по танцам, дизайну, искусству "диджеить" и курсы для молодых лидеров. В промежутках между занятиями верующие пели, общались, слушали выступления известных пасторов из Швеции и каялись. "Покаяться" означало выйти на сцену в нужный момент, прочитать что-то вроде молитвы, заговорить на тарабарском, "не понятном дьяволу" языке - и ты уже готов, ты стал сектантом, то есть протестантом-харизматом, если цитировать пастора.
Со стороны весь балаган выглядит очень креативно и привлекательно. Зал с вечно счастливыми лицами поначалу напоминает модель "идеального мира". Слушая правильные и вполне логичные речи пасторов о "розовом будущем и обеспеченной вечности в райских садах", я почти начала верить. Но вдруг из-под кресел возникли интересные деревянные ведерки, покрытые тряпочкой с прорезанным в центре отверстием. Пастор Мацола, мужчина в самом соку, в вечно дорогих "забугорных" костюмах, на изувеченном русском попросил пожертвовать на пользу отечеству (интересно чьему?). Естественно, он объяснил, что чем больше человек кинет в ведерко, тем круче он будет жить дальше. (Библейская заповедь "что посеешь, то и пожнЈшь".) Зомбированные люди "сеяли" сотни, пятисотни и, довольные "удачным" вложением капитала, шли домой.
Дальше начались тихие религиозные будни. Три раза в неделю прихожане посещают "церковь" - все тот же доморощенный кинотеатр "Правда" на Тульской. На каждом служении нужно делать пожертвования или отдавать десятину (десятую часть общего месячного дохода). "Хронические" сектанты подаются в организаторы, танцевальную труппу или церковный хор. По выходным активные члены секты собираются в "домашние группы" - это когда несколько человек с пряниками и пирожными идут домой к своему "лидеру" и рассказывают ему о своих житийных радостях. О проблемах они, возможно, и хотели бы поговорить, вот только у верующего человека проблем быть не может, поскольку он должен сиять каждую минуту от счастья, что вообще родился и живет на планете. Депрессия считается дурным тоном и заменяется душевными разговорами с "высшими силами".
Помимо курсов для "лидеров" столь оптимистических домашних групп, есть бесплатные занятия по обучению танцам и курс подготовки участников операции "Рыболов". Суть оной состоит в том, что некие специально обученные люди "вылавливают" в метро, на улицах, в магазинах, среди знакомых потенциальных евреев, узнаваемых по характерным чертам лица, и "отправляют" их на родину. Потому что, как известно, когда придет апокалипсис, выживут только евреи. Поэтому им нужно поскорее собраться в своей священной стране. Как-то я посетила собрание домашней группы у авторитетной служительницы Лилианы. После душещипательной проповеди мы начали молиться, и вдруг руководительница резко открыла глаза и, указав в сторону моей соседки, тихой кареглазой девочки, изрекла: "Она еврейка". Все начали поздравлять ее и класть руки ей на лоб и плечи. Оказывается, евреи или люди, похожие на представителей "священного народа", в секте пользовались особым почетом. Это было хорошим знаком - дотрагиваться до них во время молитвы и дарить им подарки.
Самое странное, что со временем эта правильная блаженная жизнь начинает нравиться. Алкоголики, наркоманы, преступники становятся "святыми" (их так и называют "святой брат, "святая сестра"). Правда, потом, когда они понимают, что это не вера, не спасение, а всего лишь бизнес, кощунственный способ заработать, они начинают вести жизнь в сто раз худшую, чем до покаяния. Очень часто в сектантстве некоторые глубокие натуры и одинокие люди отыскивают смысл жизни. Когда человек приходит на служение и видит сотни улыбающихся лиц, когда столько людей сразу желают ему здоровья и радеют о его судьбе, когда это обходится ему не так дорого, в третью или вторую часть от общего дохода, он думает, что в этом его счастье.
У меня в секте был хороший друг Игорь. Два года назад он был рэкетиром и грабил старушек, а теперь - студент второго курса библейской школы, лидер домашней группы и миссионер, проповедующий в нецивилизованных странах среди желтых песков и губастых верблюдов. Игорь был лидером нашей домашней группы и рассказывал жуткие вещи о том, как некие люди покаялись, а потом ушли из секты. После этого на них начали сыпаться несчастья: кирпичи с крыш, кислотный дождь с неба и все в этом роде до тех пор, пока они не возвращались. Обычно невозвращение "блудного сектанта" заканчивалось его летальным исходом. Это была самая главная "пугалка", из-за которой так много людей оставались в секте годами.
Тогда у меня встал вопрос: если секты неблаготворно влияют на материальное и, главное, психическое состояние человека, то почему их нельзя ликвидировать на государственном уровне? Ответ прост: потому что по Декларации прав человека "никто не вправе быть дискриминирован по своей расовой, половой и религиозной принадлежности". Замаскировавшись под религиозную организацию, предприниматели спокойно могут и дальше вполне законно продолжать свои негласные сборы. В среднем одно служение приносит организаторам от 500 до 2000 долларов, если учесть, что в неделю их три, то становится ясно, что секты не скоро исчезнут с российского "лохотронного" рынка.
В один из сектантских праздников в развлекательном центре "Измайлово" я наблюдала жуткую картину, напоминающую кадр из супертриллера. Представьте, некий великий пастор из западных стран читал на сцене проповедь, и вдруг люди в зале начали падать в обморок. Я хотела вызвать "скорую", но знающие объяснили, что это духовно-физическое приближение к всевышнему, что человек может пролежать в этом состоянии довольно длительное время, и его ни в коем случае нельзя трогать. Дальше на сцене начался настоящий цирк. Этот великий пастор орал (в прямом смысле слова) молитву, подносил ладонь ко лбу прихожанина, и человек падал. За минуту он "скосил" весь первый ряд, от чего все присутствующие в зале приходили в необычайный восторг. Валяющиеся на сцене люди содрогались в судорогах и стонали. Как мне потом объяснили, это были обычные "святые обмороки".
Но самое смешное началось тогда, когда "братья и сестры" вдруг решили выдать меня замуж. Это одна из наработанных уловок по удержанию в секте на наиболее длительный срок. Итак, вас красиво и помпезно выдают замуж за верующего и все: уже никогда вы не сможете развестись и, соответственно, уйти из "поженившей" вас секты - это тяжкий грех, который "святому" человеку брать на душу не положено.
Руководитель спецкурса "Журналистское расследование" в МГУ им. М. В. Ломоносова, журналист Владимир Мезенцев, просмотрев кассету с международной конференции, сказал, что это самая обычная, ничем не отличающаяся от остальных секта. Он успокоил, что сейчас их осталось не так много в России по сравнению с началом 90-х, когда был настоящий сектантский бум. Владимир уверил, что со временем они перестанут окупать себя и исчезнут совсем.
А пока меня "женили" на миловидном и местами пофигистичном миссионере, я пыталась вытащить кого-нибудь из этой "нечистой веры". После спокойной и аргументированной "антисектантской беседы" спасаемые люди снисходительно смотрели на меня, потом с уже порядком раздражающей улыбкой сочувствовали моей изуродованной "мирской" жизнью душе и продолжали жить "праведно", периодически даря мне сектантские книжечки и предлагая вернуться.
Но не так страшен черт в секте, как его малюют, поэтому неимоверными усилиями мне удалось-таки извлечь из этой обители лживой чистоты и благолепия несколько человек. Благо после этого они не только не подверглись яростной кирпичной атаке с крыш (тьфу, тьфу, тьфу - чтоб не сглазить), но и стали жить весело и вольготно на Руси.
"Московская правда", N 13, 2004. Стр. 7