Соборная солянка

Двадцать первого января, принимая Александрийского патриарха Петра VII в одной из своих многочисленных резиденций, патриарх Московский и всея Руси заявил: "Мы сожалеем, что подготовка к Великому Святому Всеправославному Собору сейчас не ведется, хотя в 60-е годы богословы и церковные деятели затратили на это много усилий... В нашей жизни немало острых и актуальных проблем, которые следует обсудить...".

Слова "собор" и "соборность" у нас произносятся к месту и не к месту всеми, кому не лень. Посему, скорее всего, большинство людей подумали, что Алексий II высказался в том смысле, что "надо чаще встречаться". Дело серьезнее и опаснее. Не в 60-х, а вскоре после войны план подобного "Собора" вынашивал товарищ Сталин. Ему хотелось властвовать не только над учрежденной им самим Московской патриархией, но и над полутора десятками поместных церквей. В 1948 г. в Москву съехались их делегаты. По указке с Лубянки они осудили "поджигателей войны", католицизм и экуменизм и, как водится, воспели осанну великому вождю и учителю. Но объявить мероприятие Собором не удалось: воспротивились представители Константинопольского патриарха. Что касается 60-х гг. - то были времена "оттепели", не мешавшей Никите Сергеевичу закрывать монастыри и храмы. И потому главенство патриархии демонстративно дружило с Ватиканом и стремилось играть первую скрипку в экуменическом Всемирном Совете Церквей. "Великий Собор" призван был провести в церкви либеральные реформы и подчинить ее мирским порядкам. Тогда, в конце 60-х, парижский журнал "Вестник РСХД" напечатал статью богослова и историка Церкви, сербского подвижника о. Иустина (Поповича). Он резко возражал против затеи со "Всеправославным Собором". Его аргументы были таковы: древние Соборы созывались православными императорами, чтобы запечатлеть победу над какой-нибудь ересью. Империи давно исчезли, а православные - крайне разобщены. У нас нет единого календаря, кое-кто себе позволяет литургическое общение с еретиками.

Слова о. Иустина в наши дни звучат с еще большей убедительностью. Ежели затеваемый "Собор" состоится, он, вероятно, поможет Кремлю в достижении далеко идущих целей. Но что касается Православия - привнесет лишь новые расколы. Сам Алексий II подтверждает словами, обращенными к Петру VII, высказанные здесь опасения: "В прошлом году мы обсуждали этот вопрос с Патриархом Антиохийским Игнатием. Его Блаженство выразил мнение, что некоторые предстоятели поместных церквей чрезмерно увлечены толкованием канонических правил далекого прошлого, и потому не всегда могут ответить на проблемы и вопросы, которые возникают в современном обществе". Не означает ли это, что Московский патриарх и его единомышленники готовы поступиться тем, чем пока православные еще могут гордиться, ради сиюминутных и отнюдь не церковных интересов?

И вот еще что хочется напомнить. В истории Церкви были "Соборы", которые впоследствии получили наименование "разбойничьих" из-за того, что они "вступали в противоречие с прежде бывшими Соборами или отменяли их установления". В этом контексте заявление Алексия II противоречий не содержит. Смысл подлинного Собора - в признании его в с е м и, участии в нем в с е х, выслушивании в с е х мнений. О каком вообще "Великом Святом Соборе" можно говорить, если его идея озвучена Первоиерархом Церкви, которая, в нарушение собственного устава, годами не созывает Поместные Соборы, всю власть передав в руки пяти-шести членов Синода? А, учитывая последние кадровые перемещения в РПЦ, на предполагаемом "Соборе" будут, на мой взгляд, представлены лишь глава церковного МИД митрополит Кирилл да сам Алексий II.

Автор - настоятель храма Царственных мучеников на Головинском кладбище в Москве, литератор, публицист.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Михаил Ардов:
Провозвестник последних времен
Священник Михаил Ардов ожидает прихода "нового язычества"
06.10.2005
В Евангелии все сказано
Как церковь должна относиться к апокрифам? Pro
30.03.2005
Графоман с Большой Ордынки
Гость "Трибуны" - писатель и священник Михаил Ардов
29.03.2005
Все статьи автора
"религия"
Все статьи темы