itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Во что верит "христолюбивое воинство"

Нового религиозного бума среди российских военнослужащих не предвидится

Религия 
0
148
Время на чтение 4 минуты
В 2003 Г. В ВООРУЖЕННЫХ силах Российской Федерации проведены социологические исследования для оценки религиозной ситуации в воинских коллективах. Было опрошено около 900 военнослужащих различных категорий в некоторых частях и соединениях военных округов и флотов. Исследование показало, что уровень религиозности военнослужащих за последние пять лет не претерпел существенных изменений. Однако за последний год в очередной раз наметилась тенденция к увеличению числа военнослужащих, считающих себя верующими (43,4%). Всплеск религиозности среди военнослужащих (48%) был зафиксирован также в 1997 году. Тогда повышенное внимание к религиозным вопросам было связано с развернувшейся в обществе острой дискуссией в связи с принятием нового Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". Это сказалось на религиозной самоидентификации военнослужащих, так как многие политики и средства массовой информации стали отождествлять религиозность с духовностью и патриотизмом.

Нынешняя тенденция увеличения числа военнослужащих, считающих себя верующими, также связана с усилением внимания к религии и Церкви со стороны различных политических сил и массмедиа в предвыборный период, когда усиление патриотического чувства стало связываться с религией.

Почти половина опрошенных военнослужащих (46%) ответили, что верят прежде всего в себя, а 32% - в судьбу. Более 17% респондентов допускают, что Бог существует, но не вполне уверены в этом. Остальные 39,5% являются неверующими, из них 7,7% сказали, что не верят в Бога, а 4,6% заявили, что являются атеистами. В немалой части военнослужащих распространена вера в различные приметы и суеверия (21,4%), в астрологические прогнозы (8,6%), в колдовство и магию (3,7%).

Среди основных причин, побудивших обратиться к религии, опрошенные военнослужащие выделяют: национальную традицию - 16,3%, посещение церкви (мечети, дацана, синагоги, молитвенного дома и т.п.) -13,7%, уклад жизни в семье - 12,3%, поиск смысла жизни - 10,6%, личное несчастье - 6,2%, смерть родных и близких - 4,7%, болезнь - 3,9%, чтение религиозной литературы - 3,6%.

Сравнительный анализ социологических опросов, проведенных в разные годы, показывает, что начиная с 1992 г. общая доля верующих военнослужащих сначала возрастала (до 1997 г.), затем пошла на спад, допуская отдельные всплески (см. таблицу).

Данные, приведенные в таблице, показывают, что доля верующих военнослужащих во все годы составляла менее половины опрошенных. В то же время, по данным многих социологических опросов, верующие и неверующие составляют в современной России, в том числе в Вооруженных силах РФ, примерно равные группы населения (данные колеблются примерно в пределах 30-40%).

Значительное увеличение числа верующих военнослужащих в сравнении с данными исследований конца 80-х - начала 90-х годов побудили ряд авторов выступить с поспешными выводами о религиозном ренессансе. Между тем анализ качественных характеристик религиозности военнослужащих свидетельствует о том, что, несмотря на наблюдаемое в 90-х годах религиозное возрождение, подавляющее большинство военнослужащих (две трети) остаются неверующими и колеблющимися (в общей сложности около 60-65%).

Если же судить о степени религиозности, то она невысока. Только 2,5% молятся по нескольку раз в день, 4% - один раз в день и лишь 2,4% - в присутствии священника. 34,5% отметили, что молятся только по необходимости или в трудную минуту. При этом только 3,8% верят в загробную жизнь, а 3,3% - в пророков и святых. В причастии нуждаются менее 3% опрошенных, а во встрече с духовными наставниками (священником, пастором, муллой и др.) - 4%, в чтении Священного Писания - 3%.

Несмотря на относительно высокий уровень военнослужащих, считающих себя верующими, число практикующих верующих в армии остается незначительным. Более чем десятикратная разница между числом военнослужащих, назвавших себя верующими, и их религиозной практикой свидетельствует не о том, что все они верят в Бога и придерживаются одной из религиозных традиций, а о том, что они происходят из определенной этнокультурной среды или культурной традиции.

Свои предпочтения в сфере духовной жизни респонденты определили следующим образом: молитва - 3% и чтение религиозной литературы - 3,9%. В то же время современные российские фильмы любят смотреть около половины всех опрошенных, рок-музыку предпочитают 22%, просмотр старого советского кино - 40%, любят зарубежное кино - 29,2%, детективы и фантастику - 26%.

Некоторые эксперты считают, что в новом столетии вопросы веры и неверия будут решаться индивидуально, то есть не по велению моды или политического давления, а станут делом свободного и осознанного выбора граждан. Это крайне важно для России, где существует более 60 конфессий и различных религиозных направлений, а более половины граждан безразлично относятся к вере и неверию или еще не определились в своих мировоззренческих исканиях. В ходе последнего исследования к этим категориям себя отнесли 57% опрошенных военнослужащих.

Анализ степени религиозности опрошенных военнослужащих позволяет сделать вывод о том, что регулярно практикующих среди них и тех, кем постоянно двигают религиозные мотивы, насчитывается от 3 до 4%. Вопрос о степени и глубине религиозности остается открытым ввиду изменчивости мировоззренческих установок относительно большой группы военнослужащих. Более того, исследования показывают, что некоторые верующие молятся лишь иногда (34,5%), посещают богослужения от случая к случаю (24%) или по большим праздникам (13,3%).

Характерной особенностью религиозной ситуации в войсках является то обстоятельство, что многие военнослужащие стесняются говорить о своих атеистических убеждениях (около 5%) или признавать факт своего неверия (около 8%). Теперь это стало считаться признаком плохого тона и расценивается некоторыми начальниками и сослуживцами как непатриотичность ("русский значит православный", "православный значит патриот"). Тем не менее общее число неверующих военнослужащих составляет 40%, что согласуется с данными ВЦИОМа и кафедры религиоведения Российской академии госслужбы при президенте РФ.

16 января 2004 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии