itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Кирилл Михайлов: Церковь по уровню доверия находится на первом месте в обществе

Новости Москвы  Религия 
0
223
Время на чтение 5 минут
Кирилл Михайлов родился в Москве в 1973 году. Закончил Российский Православный Университет. 2000 год - редактор отдела "Ценности" интернет-газеты "Вести.ru". 2002 год - корреспондент газеты "Время новостей". С 2003 года - редактор службы новостей ТК "REN-TV".

Кирилл, каким образом, на твой взгляд, религия должна быть представлена в средствах массовой информации?

Подход к религиозной тематике у СМИ зачастую однобокий и малосодержательный. На страницы газет или в эфир попадают либо шумные церковные события (например, 100-летие канонизации Серафима Саровского), либо большой праздник (Рождество, Пасха), либо церковные скандалы (имущество, кадровые скандалы, внутрицерковные интриги), либо церковно-политический аспект церковной жизни. Вопрос присутствия Церкви в средствах массовой информации - это очень существенный вопрос для церкви. Сама церковь никакой активной позиции в этом вопросе не занимает. У неЈ, конечно, есть свои печатные издания, несколько передач на телевидении, но, мне кажется, что для церкви в современной ситуации было бы большой ошибкой попытаться занять заметную и соответствующую своим размерам нишу в СМИ.

Современные средства массовой информации - порождение новой культуры, которая начала складываться ещЈ в эпоху просвещения. СМИ с их т.н. "медийным дискурсом" - это особое социальное явление, которое очень далеко от традиционной культуры - одним из источников которой являлась религия. Для церкви было бы важно состояться как серьЈзная общественная сила, которая свидетельствует о Евангельской истине. Церковь является для общества авторитетом, голосом к которому оно прислушивается, сталкиваясь со сложными проблемами. Это не значит, что Церковь должна занимать активную политическую позицию, напротив она должна занимать активную социальную позицию. Если церковь найдЈт язык, на котором можно будет говорить с людьми как неверующим, далЈкими от церкви, так и людьми близкими к церкви, если она в современных условиях научится свидетельствовать о той истине, которой она служит то, тогда церковь будет играть совсем иную роль в средствах массовой информации. Она престанет быть этнографическим заповедником или одним из источников скандалов в жЈлтой прессе. Церковь сможет присутствовать в СМИ как очень важный и нужный сегодня нравственный голос.

СМИ прежде всего предлагают потребителю определЈнный информационный продукт. Они успешны и востребованы только в том случае, если предлагаемый продукт интересен потребителю. То, что для Церкви является самым существенным - еЈ проповедь о Христе Воскресшем, никаким образом не вписывается в язык современных средств массовой информации. СМИ могут рассказать о Пасхе, потому что много людей приходит в церковь, но этим всЈ и ограничивается. В этом смысле церкви и не нужно стремиться использовать СМИ как одну из площадок для проповеди. Например, в последние годы неоднократно звучали призывы создать православный телеканал. Это была бы затея абсолютно провальная, а для имиджа Церкви - просто вредоносная. Телевидение имеет свои наработанные законы, свою сложившуюся востребованность зрителя. Телевидение - это, прежде всего, рейтинг. Какой рейтинг будет у православного канала?

В таком случае может быть полезнее сосредоточиться на создании светской православно ориентированной газеты?

Здесь противоречие в определении. Газета может быть либо светской, тогда она работает по законам любой нормальной газеты, либо конфессиональной как "Церковный вестник", которая рассчитана не на любого читателя, а на определЈнную аудиторию.


Очень специальное СМИ. Для своих. Газета, которая попытается сохранить свой конфессиональный окрас по определению будет маргинальной, она будет интересна очень небольшой группе людей. Это люди, которые не только регулярно ходят в церковь, но и читают специальную церковную газету. Если по социологическим данным людей, которые ведут церковный образ жизни - около пяти процентов, то сколько из них готовы регулярно читать церковную газету?

Я не думаю, что церкви надо стремиться обрести площадку для проповеди именно в СМИ. Церковь должна быть открыта обществу, свидетельствовать современному человеку о Христе Воскресшем, и делать это таким образом, чтобы сами журналисты шли в церковь. В обществе должна сложиться такая ситуация, при которой, если возникает вопрос о генетически модифицированной пище и клонировании человека, сами журналисты знали, что помимо экспертов медиков, физиков и биохимиков, есть эксперты другого рода, которые могут коснуться другой важной стороны вопроса. Если церковь выйдет за рамки церковной ограды, если она сумеет представить достаточное количество авторитетных, мудрых людей, которые будут владеть современным языком и будут говорить с современным человеком понятно и интересно, то тогда церковь, конечно же, будет востребована.

Но без СМИ церковь не сможет заниматься созданием своего положительного образа в обществе.

Церковь, безусловно, должна уметь работать со средствами массовой информации, для этого нужно создавать профессиональную пресс-службу. Эту функцию частично выполняет Отдел внешних церковных связей. Церкви нужна пресс-служба, которая могла бы оперативно реагировать на информационные поводы, так или иначе связанные с церковной жизнью, служба, которая могла бы профессионально их отрабатывать и защищать интересы церкви. И если "МК" или другое издание разворачивает широкую антицерковную кампанию в информационном пространстве, то церковь должна найти правильный подход в решении этой проблемы, потому что, несомненно, это удар по престижу церкви.

В чем ты видишь ошибки?

В большинстве поводов связанных с церковью, которые имели широкий общественный резонанс, (например, дискуссия о преподавании Основ православной культуры или вопрос о реституции церковных земель) со стороны церкви не было слышно последовательной и долгосрочной информационной кампании, которая помогла бы простому человеку понять что хочет церковь. Многие журналисты, особенно либеральные, видят в любых заявлениях церкви наступление на свободу демократического секулярного общества. Обе кампании и по ОПК, и по земле безусловно церковью были проиграны. Но при этом я вовсе не считаю, что церковь должна стать таким же игроком на медийном рынке, как газета или телеканал, но она должна научиться работать с этой новой для церкви реальностью.

Насколько сильно сегодня церковь включена в политический процесс?

Церковь не представляет из себя какой-то единой политической силы и не имеет вокруг себя сколько-нибудь значимого букета разных политических сил, которые были бы объединены принадлежностью к ней. Другое дело, что церковь на местах довольно сильно связана с политикой, но это политика несколько другого рода, это скорее сотрудничество Церкви с государственной властью. Церковь в нашей стране сохраняет уникальный статус - статус социального института, который остаЈтся очень важным для людей. По опросам церковь это тот институт, который по уровню доверия находится на первом месте в обществе. Церковь сегодня, безусловно, востребована государством, и я надеюсь, что священноначалию хватит мудрости соблюдать баланс в отношениях с властью, и в тоже время проявлять готовность принимать участие и в государственном строительстве тоже.

Может ли действующий политик публично свидетельствовать о своей религиозной принадлежности?

Если они этим не нарушают действующего законодательства о свободе совести, то это их личное дело. Естественно, когда президент приходит в церковь, то это свидетельствует о его позиции и отношении к церкви. Я считаю, что действующий политик имеет полное право ходить в церковь или не ходить туда. Посмотрим на президента Америки Джорджа Буша Младшего, это человек, который убеждЈн, что Иисус Христос просто дал ему такую миссию на свете, вести "новый крестовый поход". И это президент страны, которая объявляет себя защитницей демократии и эталоном свобод.

Имеет ли политик моральное право использовать авторитет церкви?

Я могу сказать как верующих человек, что церковь открыта для всех, и что Христос поругаем не бывает. Если политик появляется перед объективами телекамер только для того, чтобы добавить себе рейтинг, что с этим можно сделать? Не смотря на то, что сейчас много говорится о поиске некоторой новой симфонии церкви и государства, государство ещЈ само не очень понимает как ему вести себя с церковью. Декларируется, что исторически РПЦ является традиционно доминирующей конфессией для России, но с другой стороны, когда речь заходит хотя бы о частичной реституции церковных земель, вдруг вся политическая машина даЈт сбой. А Церковь не умеет внятно формулировать свою позицию и пропагандировать еЈ.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Кирилл Михайлов
Все статьи Кирилл Михайлов
Новости Москвы
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
В нём было много красок
На смерть Александра Ширвиндта
16.03.2024
Все статьи темы
Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии