А в штате Индиана даже и проповедовать не пришлось - там просто попытались к Рождеству украсить юридический колледж местного университета елочкой. Профессор Ройзман потребовала заменить ненавистное Christmas tree изображением "зимней сцены" (снег и санки) - "мы должны подтвердить статус университета как общедоступного места (inclusive area), в котором никто не почувствует себя оскорбленным или отверженным". Ну, правильно - никто. Кроме Христа - Ему вход в "инклюзивный ареал заказан". А правозащитное сообщество еще и грозит вдогонку пальчиком - "любая школа, университет, публичная библиотека или государственное учреждение, в это время года нарушающие конституционный принцип отделения церкви от государства - хотя бы пением "Тихой ночи" (рождественский гимн) или выставлением рождественского вертепа - рискуют быть подвергнутыми судебному преследованию".
Леденящее душу повествование британской телерадиокомпании о гримасах американской веротерпимости может создать впечатление, что на британских-то островах с религиозной свободой все в порядке. Это правда. До такой степени правда, что, как сообщает "Независимая", в этом году английское министерство культуры, рассылая рождественские поздравления, не рискнуло упомянуть в них Рождество. Даже и на "зимнюю сцену" не решились корректные британцы - на рождественских открытках оказались изображенными "велосипедные гонки и танцоры из Индии". Так оно спокойнее. Хлопот с этим Christmas/ом… И непонятно, зачем Аль Кайеде понадобилось угрожать терактом "против одного из крупных христианских символов". Подождали бы пару лет - и христианские символы бывшие христианские страны сами начнут уничтожать. Распятие из окна итальянской больницы вот ведь уже выбросили.
Вообще, приходится признать, что именно мы живем в самой свободной стране мира, а вовсе не американцы или англичане. У нас и столичный градоначальник может ханукальный светильник зажигать (хотя это и у них можно - це ж не Christmas) и президент в кремлевской столовой постное меню безнаказанно заводит, вместо того, чтобы политкорректно каким-нибудь прасадом питаться. И эти эксцессы религиозной свободы некоторых приводят в умоисступление. Директор сахаровского центра Самодуров в начале этого года организовал в подведомственном музее имени великого правозащитника выставку "Осторожно, религия", на которой были, среди прочих экспонатов, представлены водочные бутылки с луковками, символизирующие церковные купола; распятие с обнаженной девицей; плакат кока-колы с ликом Спасителя и надписью "Сие есть кровь моя", репродукция "Тайной вечери" с зеркалом вместо головы Христа (любой посетитель выставки мог представить себя в роли Спасителя), икона во весь рост с прорезью на месте лика (туда желающие могли вставить свое лицо) и пр. "Идея выставки", объяснял потом устроитель, "в том, что, с одной стороны, нельзя позволить религиозным институтам вести себя агрессивно и превращать божье имя в брэнд, а с другой - что надо внимательно и осторожно относиться к вере людей". А ответственный за культуру в Москве депутат Бунимович поддакивал, что современное искусство, оно, понимаете ли, провокативно… Люди, к вере которых самодуры отнеслись столь внимательно и осторожно, в полном соответствии с культурфилософией Бунимовича принесли баллончики с краской и замазали кощунства. Теперь московская прокуратура влечет устроителей выставки в судилище. А оттуда, может быть, и в узилище повлекут - узилища по нынешним временам становятся истинно "инклюзивным ареалом", от которого никто не отвержен, даже Ходорковский. Так что гражданин Самодуров, упорно настаивающий на своем ("Я буду доказывать и защищать право художников создавать произведения, в которых используются совершенно в другом контексте и в другом смысле значимые для верующих людей религиозные символы… Так устроено искусство") сможет в камере изложить "смотрящему" просвещенное мнение о провокативности. А вот в каком контексте его используют - отдельный вопрос. Так уж она устроена - провокативность…
Еще кое-что о провокативности и умоисступлении. "Комсомольская правда", под заголовком ""Комсомолка" никого не провоцировала", сообщила о решении московского арбитражного суда, который признал правомерным иск ЗАО "Издательский дом "Комсомольская правда" к ООО "Издательский дом "Жизнь" "О защите деловой репутации". "Газета "Жизнь" обвинила нас во лжи и провокации против русской православной церкви", возмущается "Комсомолка". Что же, лжи в материале "Комсомолки" о "венчании" гомосексуалистов из Нижнего действительно не было, писали со знанием дела - сотрудница газеты ведь и была одним из организаторов этого кощунства. А вот вопрос о провокации суд, видимо, просто не рассматривал - раз нашелся сумасшедший поп, готовый за деньги и "жабу обвенчать", так на него все и списать. На комиссию по журналистской этике тоже мало надежды, хотя действия комсомольской журналистки - за пределами всяких этических норм. Остается, видимо, ждать, когда газетные комсомольцы ввяжутся в какую-нибудь уголовщину, а тогда и они смогут изложить свои воззрения на провокативность подходящей аудитории.
Того и другого - провокативности и умоисступления - в избытке было в прошедших выборах. Иначе как умоисступлением, видимо, под действием постоянных напоминаний оппонентов о грядущем "всеинклюзивном" узилище, нельзя объяснить отсутствие внятных аргументов у так называемых "правых". Как только они слышали прилагательное "социальный", тут же (правая) рука начинала скрести по отсутствующей кобуре, а уста издавали вопль: "а, вы опять про все отнять и поделить!". Реакция явно болезненная, чувствовалось, что затронуто самое главное. Видимо, это не оказалось главным для избирателей. Зато теперь в Думе не будет по крайней мере некоторых персонажей прошедшего десятилетия, то обещавших наладить преподавание религий народов Океании (только бы не "православная культура"!), то агитировавших за права в основном таких вот именно меньшинств и т.п. Президент, правда, после выборов, утешая политических погорельцев, что-то говорил о значимости идей "правых" для общества. Но, может быть, он имел в виду не эти идеи? Или не этих "правых"? Будем все же надеяться на лучшее.
Конец года ознаменовался неожиданными подвижками в деле восстановления единства разделенных частей Русской Церкви. И здесь инициатором также стал президент, доставивший зарубежным иерархам письмо Святейшего Патриарха. А в последние дни Его Святейшество направил послание Архиерейскому Собору РПЦЗ, в котором сказал: "Живя в мире, разделенном "железным занавесом", по обе стороны его мы были - каждый по-своему - подвержены своекорыстному воздействию противостоящих политических систем. И ни одна из них не была христианской и православной, ни одна не заботилась о воссоединении нашего народа и не отводила подобающего места Церкви в народной жизни". Между тем, напомнил Патриарх, "Церковь может и призвана дать возрождающейся России пример единения и преодоления разногласий". Разногласия не могут быть преодолены мгновенно, и единение, которое, как мы все уповаем, будет достигнуто, не явится в одночасье. Предстоит долгий и непростой путь. То, что толчок движению по этому пути дал высший представитель нынешней российской власти, все-таки вселяет надежду, на то, что может быть сформировано и новое, подобающее, отношение власти к месту Церкви в народной жизни. Но для этого всем нам потребуется не становящееся нормой современной жизни умоисступленное своекорыстие, а столь несовременные, но очень христианские терпение и смирение.