Как Јлочка стала советской

Религиозные мотивы изгоняли из новогоднего праздника долго и мучительно - с применением Некрасова, леших и космонавта вместо Снегурочки

Религия 
0
151
Время на чтение 4 минуты
Кандидат в члены ЦК ВКП(б) Павел Постышев очень любил детей. Еще он любил рождественскую елку: маленьким мальчиком стоял под окнами богачей - заглядывался на роскошные елки и дрожал от холода и обиды. И мечтой его жизни стало вернуть советским детям елку, запрещенную после революции вместе с другими религиозными праздниками. Вернуть любимую елку любимым детям было непростой задачей. Так рассказывал его сын.
В ноябре 1935 года Сталин произнес свою знаменитую фразу: "Жить стало лучше, товарищи. Жить стало веселее". И тогда Постышев решил: пора. Он поставил вопрос на пленуме и в декабре 1935 года через газету "Правда" объявил: "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!"

И тут "горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования", которым вменялось провести первые елки в 1936 году, столкнулись с большими трудностями: как старую елку с Вифлеемской звездой, ангелами, вертепами, рождественскими гимнами и легендами быстро превратить в елку советскую.

Как позже сформулируют составители методических указаний на сей счет, нужно было обеспечить "наличие традиционных моментов наряду с внесением нового сюрпризного материала". Первая трудность состояла в полном отсутствии каких бы то ни было "традиционных моментов": рождественская елка была семейным праздником. Школьные елки начали проводить только во второй половине девятнадцатого века, в основном для сирот и детей из неимущих семей. Сценарии таких общественных елок существовали, но сводились к нескольким пунктам: чтению стихов о зиме и елке, танцу снежинок и подаркам под елкой. Как говорят специалисты, Дед Мороз впервые появился на этом празднике в 1910 году (а Снегурочки не было вовсе). Главным событием рождественской елки было Рождество Христово, оно наполняло смыслом все происходящее и определяло его сценарий.

"Традиционные моменты" свелись к стихам Плещеева, Полонского, Некрасова. Ждали "радостных улыбок на детских личиках", но эффект получился неожиданный: когда в детском саду "в группах детей 3 - 4 лет торжественно вошел Дед Мороз с палкой, запел песню "Не ветер бушует над бором" (из Некрасова) - шесть ребят расплакались. И несмотря на то, что руководительница сняла у Деда Мороза бороду и усы, дети не подходили к ней: подарка никто не хотел брать".

По директиве елка оставалась праздником чудесным, волшебным, но ожидание чуда необходимо было лишить религиозного смысла. Советскую мистику организовывали так (елка 1937 года в московском Доме союзов): "Первый зал украшен цветами... огромное панно с изображением Сталина среди детей... Всех заинтриговала темнота Колонного зала. На сцене зажгись два пылающих костра, и стала заметна поднимающаяся фигура Деда Мороза в белом костюме, с длинной бородой и с сумкой через плечо". Жуть! С младшими школьниками решено было обращаться помягче, поэтому "в Колонный зал впускают детей в полутьме. Елка зажигается, и перед детьми на сцене вырастает Дед Мороз". Но путешествие даже в полутьме Колонного зала без родителей (родители ждут на улице) младшим дошкольникам внушало ужас (утверждаю по собственному, гораздо более позднему, опыту). Поэтому "Дед Мороз уже не один, а с ним Снегурочка - шаловливая девчонка, которая мешает Деду в его разговорах с детьми, выдает его тайны детям. Это создает большую интимность между Дедом Морозом и школьниками".

Для создания еще большей интимности между Дедом Морозом и детьми с елки один за другим спрыгивают игрушки и оживают на сцене: зайчики, медведи, ежики - друзья Деда Мороза и Снегурочки. Им отведена роль греческого хора, только очень доверчивого и суетливого.

Сюжет действа мог исчерпываться раздачей подарков (на елках попроще); в других случаях разворачивались целые спектакли: крали время/подарки/Деда Мороза/Снегурочку, "портили" Деда Мороза. Все эти преступления совершала лесная нечистая сила: Баба-яга, Кикимора, Леший, Водяной. Персонажи низшей демонологии не только создавали конфликт, но и нагнетали мистическую атмосферу, лишенную всякой религиозности.

Апофеозом мистики на детском празднике стали двойники: перед изумленной публикой появлялись два одинаковых Буратино или два ДАртаньяна (в полутьме) - один, конечно же, хороший, другой - плохой. Они морочат голову нервным и доверчивым зайчикам и ежикам, и только дети, по замыслу сценариста, способны помочь Деду Морозу отличить хорошего персонажа от плохого. Это не очень сложно, плохой всегда физически неполноценен: он или хромает, или кривой на один глаз, или ходит как-то криво, боком, воровато оглядываясь. Впрочем, перевоспитанные, они уже ничем не отличаются от хороших своих двойников. И вокруг елки водят хоровод два ДАртаньяна, как два господина Голядкина (к счастью, дети не способны оценить глубину этой метафоры).

Праздник должен был стать не только чудесным, но и "эффективным педагогическим мероприятием". Лесная нечисть (и плохие двойники) или изгонялись, или перевоспитывались: Добро неизменно побеждало Зло. В одном из сценариев просветленная Баба-яга раздавала детям подарки, после чего появлялись Дед Мороз и Снегурочка и тоже раздавали подарки. Сюжет не прижился: получалось дороговато.

Право на чудо новогодней елки каждый ребенок должен был заслужить:

"Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания".
Мне на днях сказала мама:
"Если все отметки "пять",
Значит, ты имеешь право
Елку весело встречать".

Это говорит Ведущий (пионер), иногда ему напоминает сам Дед Мороз. Право на подарок тоже надо было заслужить: сплясать, спеть, рассказать стишок. Один мальчик, впервые попавший на елку, воспринял все всерьез и отказался от подарка, потому что cбился и не смог закончить стихотворения. Подарок ему всовывали чуть ли не силой (деньги-то уплачены).

В свое время каждый ребенок находил в кульке с конфетами и шоколадками записочку: "Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!" Потом записки исчезли, а Снегурочку попытались заменить на Космонавта. Не получилось. "Традиционные моменты" к тому времени уже сложились и не поддавались экспансии "сюрпризного материала".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35