itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Вставай, проклятьем заклеймЈнный!..

Общество 
0
178
Время на чтение 4 минуты
Тихо и незаметно в этом году в России свершилась культурная революция. Не в том смысле, что враз все российское население потянулось к незыблемым творениям классиков, или же молодежь поголовно стала уступать места в транспорте пожилым людям и женщинам с детьми, - а в том, что культура в целом, наконец, перестала вызывать жалость.

Конечно, если учесть, что бюджетное финансирование культурных акций до сих пор осуществляется по остаточному принципу, то говорить о глобальных изменениях в этой сфере не приходится. Но с другой стороны, именно в этом году правительство озвучило основные постулаты дальнейшего развития российской культуры. В двух словах и одном предлоге это звучит как "отнять и поделить", что и вызывает стойкие ассоциации с революцией, причем отчего-то с мировой и пролетарской.

Итак, наметившаяся пару лет назад у российской культуры тенденция к выживанию привела к тому, что культуру заметили, а к ее попыткам сохранить жизнеспособность был приложен административный ресурс, который, как ожидается, позволит российской культуре здравствовать отныне и во веки веков. Или хотя бы года так до 2008.

Концепция революционных преобразований в культурной сфере была сформирована в "июньских тезисах", озвученных на прошедшем в Санкт-Петербурге заседании Государственного совета под председательством президента Владимира Путина. Глава государства дал установку на самоокупаемость культурной сферы, а "культурный" министр Михаил Швыдкой обозначил приоритеты в механизме самоокупаемости, сделав ставку на социально-ориентированный бизнес, не надеясь на то, что россияне кинутся окультуриваться в музеи и театры или спешно приобретать картины и изделия народных промыслов.

Яркой иллюстрацией такого взаимовыгодного сотрудничества стал отпразднованный с мировым размахом 300-летний юбилей Северной столицы, когда были продемонстрированы мощные возможности некоторых культурных институций Санкт-Петербурга, таких как Мариинский театр и музей-заповедник "Петергоф" - учреждений, безусловно, хорошо известных мировой общественности.

Более интересной выглядела ситуация с глобальной реконструкцией, а точнее - с возведением из руин Константиновского дворца, превратившегося в полузакрытый музей-заповедник для проведения встреч на высшем уровне. Утверждалось, что на работы в Константиновском дворце и вокруг него не было потрачено ни одного бюджетного рубля. Все вложенные средства - дар спонсоров и дружественных стран, Героев Советского Союза и соседей-пенсионеров.

Пикантность заключена в том, что сумма реконструкции в процессе возросла на две трети - со 150 миллионов долларов до 250. При этом никто из спонсоров даже не вздрогнул - деньги поступательно перечислялись на счет Фонда, финансировавшего строительство. И вот такая поступательность, возникшая то ли по инерции, то ли под воздействием постоянной или переменной силы, дала повод думать, что все-таки существуют скрытые возможности финансирования того или иного проекта. В общем, можем, ежели придать ускорение!

Помогать культуре в бизнес-сообществе стало неким правилом хорошего тона. То господин Потанин преподнесет Эрмитажу "Черный квадрат" Малевича, приобретенный им на аукционе за 1 миллион долларов, то Сбербанк решит полностью отреставрировать Летний сад, находящийся в плачевном состоянии, то "Альфа-банк" выкупит очередную комнату в коммунальной квартире в доме Мурузи, где жил Иосиф Бродский, и где банк планирует открыть музей поэта...

При этом министр культуры Михаил Швыдкой напоминает, что есть культура рыночная, массовая, которая не нуждается в государственной поддержке (а занятно было бы посмотреть, например, на протеже Минкультуры на "Фабрике звезд" или "Народном артисте"), а есть та, которая "вбирает в себя опыт национального духа и жизни" и в поддержке нуждается. И вот на том же июньском Госсовете было предложено ввести государственный заказ на культурную продукцию социальной важности. Так что в ближайшем будущем всплеска культурной деятельности не избежать, и дай бог, чтобы настоящий талант не пропал в море картин и песен социально заказанного уже буржуазного реализма.

Пожалуй, одно из приоритетных направлений в культурном развитии России - поддержка национального кинематографа. Квотирование ввоза голливудских блокабастеров не нашло понимания в верхах, а потому спасение российского кино видится в бюджетном финансировании картин. Надо отдать должное кинематографистам - они с пользой тратят полученные средства, получая признания на международных кинофестивалях (Премия мира на "Берлинаре-2003" у "Русского ковчега" Сокурова, лучший дебют на Венецианском кинофестивале у Германа-младшего с "Последним поездом"). Режиссеры-легенды тоже ощутили прилив творческих сил, подарив в этом году такие картины как "Ключи от спальни" (Рязанов) или "Благословите женщину" (Говорухин).

Михаил Швыдкой констатирует, что "культура стала частью потребительского общества и начала приобретать черты, которых ранее у нее не наблюдалось", при этом призывая относиться к этому "трезво и спокойно". С одной стороны, замечательно, что в России окреп культурный бизнес, но с другой, коммерческая культура, создаваемая "на потребу", настолько пошлая и безвкусная, что становится страшно за ту массу, что воспитывается на откровенно скандальных ток-шоу и низкокачественных сериалах. Ту тревожную ситуацию, к которой может привести коммерциализация "опыта национального духа и жизни", уже нетрудно заметить в российской литературе, где за последние пять лет не появилось ни одного по-настоящему стоящего автора, а вкус к литературе формируется издательствами, выпускающими все больше бульварные детективы и дамские романы. А потому именно литература отражает реальный культурный уровень общества - к сожалению, довольно низкий.

Судя по всему, правительство решило всерьез заняться культурой, причем методом ее тотального насаждения. Механизмом окультуривания общества выбраны социально ориентированный бизнес, которому проще "поделиться" с культурой, чем самому участвовать в "маски-шоу", и социальный заказ, то есть государственная цензура на искусство.

Как известно, народ достоин того правительства, которое имеет и - по принципу тождественной логики - правительство достойно того народа, которое его выбрало, что влечет за собой вывод о достоинствах того и другого. И если в большинстве своем российское общество своим достоинством удовлетворено, то, похоже, государственные мужи хотели бы выглядеть более культурно. А посему культурная жизнь россиян в будущем станет еще более разносторонней. В свете таких размышлений высказывание директора Эрмитажа Михаила Пиотровского: "Русская культура закончилась "Черным квадратом" Малевича. Все остальное пиар", - не вызывает никакого возмущения.

27 декабря 2003 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Осиновская
Все статьи Ольга Осиновская
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии