Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

История открытия Синайского кодекса

23.12.2003


Доклад на IV Межрегиональных образовательных Знаменских чтениях, секция "Актуальные проблемы современных библейско-исторических исследований" …

Синайский кодекс - один из самых древних полных кодексов Священного Писания Нового Завета. Наряду с Ватиканским кодексом этот текст лежит в основе современных критических изданий Нового Завета, таких как 27-е издание Нестле-Алланда и 4-е издание Объединенных библейских обществ. К сожалению, в описаниях открытия этого замечательного кодекса практически не упоминается имя архиеп. Порфирия Успенского, внесшего немалый вклад в изучение рукописи.

В 1844-м году, путешествуя в поисках древних рукописей, молодой немецкий ученый Константин фон Тишендорф прибыл в монастырь св. Екатерины на горе Синай. Он был неутомимым искателем старинных манускриптов с целью восстановить первоначальный текст Священного Писания Нового Завета. В письме к невесте Тишендорф писал: "Передо мной стоит священная цель - воссоздать истинную форму новозаветного текста". В монастыре св. Екатерины было тогда три библиотеки, размещавшихся в трех отдельных помещениях, и в них, по мнению Тишендорфа, насчитывалось около 500 древних рукописей. Однако, он напишет в своих дневниковых записях, что не нашел ничего, относящегося к раннему этапу формирования новозаветного текста. Несколько иную оценку событиям дает Преосвященный Порфирий: "Греческие иноки под разными предлогами не показывали ему (Тишендорфу) драгоценных рукописей, хранимых в тайниках святых обителей их. Эти иноки, давно напуганные фирманами Порты, уполномачивающими европейских путешественников проникать в ризницы и книгохранилищи православных монастырей, и обижаемые неблагоприятными отзывами о них в описаниях путешествий, отчасти справедливо уклонялись от просьб Тишендорфа, который не имел и не имеет главной привлекательной силы, т.е. исповедание православной веры"[1].

Дальнейшие события реконструируются биографами по дневнику Тишендорфа. Однажды, работая в главной библиотеке монастыря, он увидел корзину, полную листов древней рукописи. Ученый осмотрел листы - это был древний список Септуагинты, написанный красивым унциальным письмом. Подошедший монах-библиотекарь сказал,что уже две таких корзины были преданы огню и содержимое этой корзины тоже должно быть сожжено, Тишендорф попросил этого не делать, сославшись на ценность древнего манускрипта. В корзине было 43 листа, и еще 86 листов того же кодекса ученый нашел в библиотеке. По содержанию это были: 1-я книга Царств, книга пророка Иеремии, книга Ездры и Неемии, книга пророка Исайи, 1-я и 4-я Макковейские книги. В монастыре Тишендорфу разрешили взять 43 листа, которые он затем опубликовал в Германии. Кодекс был назван "Фредерико-Августиновским" в честь короля Саксонии, который в то время покровительствовал ученому. Впоследствии Тишендорф еще дважды побывал на Синае, в третий раз под покровительством России, результатом чего стало полное факсимильное издание Синайского кодекса в 1862-м году под заголовком "Codex Bibliorum Sinaiticus Petropolitanus, спасенный из мрака под покровительством Его Императорского Величества Алксандра II, доставленный в Европу и изданный к вящему благу и славе христианского учения трудами Константина Тишендорфа."

Но вернемся в 1845-й год. В апреле-мае в монастырь св. Екатерины прибыл архим. Порфирий Успенский, где он также обнаружил листы Синайского кодекса, и не только 86 листов, которые не разрешили вывезти Тишендорфу во время первого посещения монастыря, но и оставшиеся части Ветхого Завета и весь Новый Завет. Вот как это описывает сам архим. Порфирий: "Первая рукопись, содержащая Ветхий Завет неполный и весь Новый Завет с посланием ап. Варнавы и книгой Ермы, писана на тончайшем белом пергамене. <...> Буквы в ней совершенно похожи на церковно-славянские. Постановка их прямая и сплошная. Над словами нет придыханий и ударений, а речения не отделяются никакими знаками правописания кроме точек. Весь священный текст писан в четыре и два столбца стихомерным образом и так слитно, как будто одно длинное речение тянется от точки до точки."[2] Впоследствии, анализируя текст, архимандрит Порфирий датировав его V-м веком, предположил, что он был переписан с Александрийского списка, и, возможно, имел отношение к Александрийской огласительной школе, так как за богослужением не употреблялся. В настоящее время текст датируется IV-м веком. Первым так датировал текст Константин Тишендорф, позднее Владыка Порфирий также был готов пересмотреть свою датировку (V век).

Синайский кодекс до 1930-го года находился в Императорской публичной библиотеке, в 1930-м году он был продан библиотеке Британского музея за 100 тысяч фунтов стерлингов. Большая часть информации об открытии Синайского кодекса практически ничего не упоминает о трудах архиепископа Порфирия. Уже в XIX-м веке выдающийся русский литургист А. А. Дмитриевский отмечал: "Честь открытия этой рукописи бесспорно принадлежит нашему ученому, покойному Преосвященному Порфирию (Успенскому), который первым обратил внимание монахов Синайской обители на нее, но честь обнародования и ученого исследования настоящего кодекса предвосхитил К. Тишендорф, стяжавший вместе с тем и ученые лавры. Только незавидное положение русских ученых, их материальная необоснованность <...> делают то, что наше делается достоянием чужих и мы "из стран далеких" получаем, как особенную милость, жалкие крупицы, в то время, когда бы могли иметь в своих руках целый каравай"[3]. С утверждением А. А. Дмитриевского, что Владыко Порфирий первым открыл Синайский кодекс, можно не согласиться, так как Тишендорф на год раньше видел Синайский кодекс. Справедливо лишь замечание относительно забвения трудов Владыки Порфирия, ведь результатом его научной деятельности стала вышедшая в 1862-м году книга "Мнение о Синайской рукописи, содержащей в себе Ветхий Завет не полностью и весь Новый Завет с посланием святого апостола Варнавы и книга Ермы".

1 Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Спб., 1910, т. II, с. 682.

2 Порфирий (Успенский), архимандрит. Первое путешествие в Синайский монастырь в 1845 году. СПб., 1856, с. 226.

3 Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его научные результаты. Киев, 1890, с. 6.

10 декабря 2003 года

Пресс-служба Санкт-Петербургской епархии



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме