itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Читая "Домострой"...

Общество 
0
125
Время на чтение 3 минуты
Существуют тексты, непреходящий смысл и значение которых сами говорят о себе. При необходимости исследователь может явиться инструментом, которым заговорит текст, действуют тексты, которые, на первый взгляд, ничего не добавляют к известным смыслам. " разуму не пристало жить за счет приплюсовок. Идея и суть действительности не в довложениях, но в преобразовании" (1, 36). Глобальной идеей такого типа текстов является образование смыслов окружающего мира, их обретение в простой и устойчивой форме,осмысляемое как настоящее открытие.
Текст прошедшей эпохи - это такая категория идеального, которая фиксирует избранный предмет познания - мысли, мечты, надежды, упования, оценки фактов и событий, формирующие особый мир смысла.
Понимание смысла жизни - философия, понимание смысла текста прошедшей эпохи о постижение в диалоге культур, в их соизмеримости. (2, 10). В этом диалоге неразрывны 1ание и ценностное отношение к познаваемому. Присваивается то, что осваивается позитивно.
A.M. Панченко, подразделяя духовную культуру на обиходную и событийную подчеркивает, что событийность явления культуры связана с ее эволюционным развитием; культурное событие несет дань моде и времени. Это делает его подверженным старению и забвению. Культурное событие может перейти в разряд культурного обихода" (3, 13), если оно становится знаком времени, эпохи, если оно глубиной своего смысла отражает сокровенно национальное, несет в себе идею вечного, истинного, неиждиваемого, аксиоматического, становится явлением памяти целых поколений. Таким культурным событием, на наш взгляд, явился "Домострой", изложивший не только социально-поведенческие нормы, но и этические и эстетические рекомендации и запреты. "Домострой" явился регламентом "семейной, хозяйственной и религиозной жизни средневекового дома"(4, 5). Обиходный слой событий, изложенных в "Домострое": обыденная "мирская жизнь" (семейный уклад), строго регламентированная, содержащая предписания, назидания, поучения, наконец, слезную мольбу настояельно поступать только по предписанию делают это произведение изложением забытых ритуалов, осмысляемых как вечные истины. То, что ритуально и всегда повторяемо, становится знаковым, символическим. Символическое же отражает национальное (мифы национальной истории и жизни).
Во вводной главе содержится наказание (поучение) от отца к сыну, столь важное, значительное, с точки зрения автора), что избирается целый ряд глагольных конструкций по мере их смыслового усиления (градации).
"Благословляю аз..., и поучаю, и наказую (даю наказ), и вразумляю сына своего.... кену, их чад и домочадцев быти во всяком християнском законе и во всякой чистой со- и правде, с верою творяще волю Божию и храняще заповеди Его, себе утверждающе во всяком страсе Божий, и в законном жительстве, и жену поучающе, тако же домочадцев своих накаазующе ни нужею, ни ранами, ни работой тяжкою, имеюще яко дети во всяком покое сыты и одены и в теплом храме, и во всяком устрой" (5,Д, с. 23)
"Домострой" начинается торжественным риторическим (риторичным) словом, сопровождаемым жестом:
Благословлять - "перекрестить, осенить крестом, иконою или десницей, с поучением и ланиями (I, с. 94), давая не только разрешение, но соизволение на то, что будет изложено даллее.
Благословлять - благословить, благославить, восхвалять, возносить, хвалить, вели-наделять добром, одарять любовью. Давать согласие, соизволение: разрешать, дозволять.Перекрестить. осенить крестом, иконою или десницей, с поучением и пожеланиями ;. 94).
ментальный, знак сакральный.
Чем явился "Домострой" для Руси? Он зазвучал предупреждением "бунташного века", осмысляемого сознанием русского человека как катастрофа личная, семейная и общенациональная. Вот почему интонации риторического воззвания сменяются нотами прямого приказа, увещевания или слезной мольбы сохранить старинный русский уклад, освященный временем и памятью рода. Вот почему возникает страстная предупреждающая интонация с призыванием во свидетели Господа Бога, перед которым пишущий, склоняя голову, говорит о своей невиновности - ибо он предупредил.
Текст - знак ноосферы (см. учение о ноосфере акад. Вернадского), он есть не только смысл, хранимый во времени, он есть и действо, он ритуален. Через ритуал он обогащает национальные мифы. Отец может дать изустный наказ своему сыну, оставаясь в полной уверенности, что наказ этот будет выполнен. Наказ, изложенный в тексте - завещание - завет -заветное слово, касающееся не только вещного, материального достояния, оставляемого сыну, но главного - духовных идеалов, устремлений; духовных ориентиров в жизни, единственных, как непременного условия выживания и процветания. Отсюда это чувство отчаяния от немыслимой вероятности ослушания. Истинное благо, нравственное совершенство, высокая духовность являются нераздельными в "Домострое", как и мысль о незыблемости и непреходящей ценности уклада жизни, оставляемого "сыну". Главный конфликт "Домостроя", его болезненное нервное начало - в отцовском сомнении в том, что все, что закреплено укладом жизни, может оказаться в небрежении, забыто, поругано и нарушено.
Сегодня, как никогда, хочется вглядеться в неизгладимые и неповторимые черты ушедшей культуры, осмысляя ее как истинно корневое, национальное русское начало.
ЛИТЕРАТУРА
1. Таранов П.С. Искусство риторики. Симферополь, 2001.
2. Текст как явление культуры. Новосибирск, Наука, 1989.
3. Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. М: Наука, 1984.
4. Колесов В.В. Вступительная статья //Домострой. М.: Худ. лит., 1991.
5. Домострой. М.: Худ. лит., 1991.
6. Толковый словарь В.И. Даля, в 4-х тт.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06