Ад и рай "сквозь тусклое стекло"

О книгах Юлии Вознесенской "Мои посмертные приключения" и "Путь Кассандры, или Приключения с макаронами"

Религия 
0
155
Время на чтение 3 минуты
Эту синенькую книжицу приобрел я в церковной лавке, весьма сомневаясь и бормоча про себя: "Ну и названьице! Ну и претензии!", и только потому, что припомнил отзыв П. Басинского: "горячо рекомендую... христианское фэнтези... завораживающая интрига..." Басинский меня не обманул, и главное меня не обманула Юлия Вознесенская.

Повесть "Мои посмертные приключения" написана просто. Даже хочется сказать: ужасающе просто. Написано современно и про нас. Написано ортодоксально (до ниточки - православно, ибо на писаниях Святых Отцов основано). Желая проверить именно эту сторону книги, я дал ее читать в образованную и светски, и богословски семью потомственного священнослужителя, тоже имеющего в роду и мучеников, и молитвенников, как и героиня повести. И вот что сказал этот седой, более тридцати лет служащий батюшка: "Конечно, всЈ это мы и так знали. Но если, например, рассказывать об авариях на дорогах, называть цифры погибших и покалеченных - это будет одно впечатление. А вот человек, попавший "внутрь аварийной ситуации" или, по крайней мере, стоящий на обочине - не забудет случившееся никогда. Впечатление у него совершенно иное. Так и с этой повестью. Художественным даром писательница помещает нас "внутрь" рая или ада, и мы этого уже не забудем..."

Да, пусть Ю. Вознесенская видит и ад, и рай - как "сквозь тусклое стекло", но общую картину-то рисует верно, это нам и Священное Предание укажет, и собственное сердце. По поводу жанра (фэнтези) трактовать можно как угодно: вольному - воля, спасенному - рай.

Книга эта успешлива и на рынке, о чем свидетельствует второе издание (издательство "Лепта"), снабжЈнное цитатами из отзывов критики и грозным указанием: "об исключительном праве публикации книги" и судебных мерах, если кто покусится.

Для меня эта книга стала пробным камнем, лакмусовой бумажкой. Даю ее читать и недоумеваю, когда вижу реакцию равнодушную, вялую, непрошибаемую. ВсЈ это, мол, фантазии. Конечно, трогательные и завлекательно преподнесенные... Почему-то именно по отношению к этой абсолютно живой книге - убивает недооценка. Как вы не видите, хочется воскликнуть, что это ЧУДО! Поясню свою мысль. Книг "православных" выходит не так уж и мало. Оставим в стороне литературу чисто церковную. Что же мы имеем на художественном фронте? Довольно много хороших стихов (и среди лучших - иеромонаха Романа), довольно много и интересных рассказов (назову лишь о. Ярослава Шипова), среди вещей документальных - по своему уникальную повесть В. Николаева "Живый в помощи..." Ну и, собственно говоря, весь "корпус" традиционной литературы, выдержанной в православном духе совестливости и ответственности, во главе с Солженицыным, Распутиным, Бородиным, Крупиным и многими, многими крупными и малыми талантами. Появились и пишущие небесталанные батюшки. Ярким православным писателем является без сомнения Николай Блохин. Поговорить об этом пласте литературы давно назрела необходимость, но это отдельная тема.

Но почему Юлия Вознесенская - наособицу? Почему она - чудо? Только ли потому, что откровенно перешагнула предел, за которым уже немыслимо художественное творчество? Нет. Скорее потому, что на этом невообразимом поле она не только смиренно-ортодоксальна, но и свободна. А это безусловный дар Духа Святаго. Потому художественность ее становится не беспочвенной дерзостью, а правдой. Конечно, только для тех, у кого двери сердца открыты.

Следом за первой книгой куплена была и вторая - " Путь Кассандры, или Приключения с макаронами". Футурологическая повесть, если уж жанр определять. Но при чем здесь жанр, если действие происходит во время правления антихриста и в центре - преображение человеческой души из неверия в веру. Эту книжку прекрасно читают дети и молодежь (проверено!). Ведь снова: просто, горячо, увлекательно и о самом насущном! Ну и что, что нафантазированы детали, да зато истоки явлений, преподнесенных у Вознесенской как совершившиеся, мы наблюдаем перед глазами сегодня.

Кстати, у Н. Блохина в "Глубь-трясине" и у Ю. Вознесенской в "Кассандре" использован один общий прием, придумка одинаковая: монастырь укрыт от посторонних глаз туманным облаком. Но укрыт до срока. Сама схожесть приема говорит о том, что мысль движется в одном направлении.

Замечу попутно: у Блохина ортодоксальность, "правильность" иногда перечеркивает свободу самоопределения героя. Автор заставляет поступать его так, как "надо" (погибающий поручик Дронов видит "прямо перед собой яростно сосредоточенную физиономию штурмующего...", но не отнял последний шанс, пожалел врага... "лег на спину, прошептал: "Господи, прости"). Конечно, и так могло быть после всех нравственных потрясений... И жЈсткая эта сцена впечатляет, да и автор волен сам распорядиться жизнью героя, как хочет. Но волшебный вкус чуда, ощущение художественной правды исчезает.

Где-то в обзоре по поводу "Кассандры" встретились слова, что книжка - хорошая и маловато у нас таких книг. Снисходительно похвалил критик писательницу, да и что такое "маловато"? Чуда не может быть много или мало. Оно - или есть, или нет. Крохотное или громадное - оно всегда свидетельство присутствия в твоей обыденной жизни - Жизни иной. Поэтому о книгах Вознесенской - нельзя снисходительно, в общем потоке о ней - нельзя, с равнодушием... Зато можно о ней - с радостью, со счастьем встречи: "Здравствуй, чудо!"

18 декабря 2003 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Самарин
Вера чревата крестом
Не стоит верить, что православие превращается в секту высокообразованных интеллектуалов
18.06.2004
Все статьи Юрий Самарин
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03