Епископ Феофан: Со скорбью смотрим на исход русских

Религия 
0
131
Время на чтение 6 минут
Загубив более сорока жизней, декабрьский подрыв на Кавминводах утренней электрички впрямую затронул и Ставропольскую епархию. Среди погибших - и верующие миряне, и дьякон одной из кисловодских церквей Николай Тарабаев, вдове которого надо поднимать теперь троих несовершеннолетних детей. Старая горькая истина: террористы не щадят никого. А что мы можем противопоставить беспощадным убийцам? На этот и другие вопросы отвечает в беседе с нашим корреспондентом Его Преосвященство Епископ Ставропольский и Владикавказский ФЕОФАН.
- Владыка, ведя горестный счет жертвам теракта, обычно имеют в виду убитых и раненых. А ведь жертв гораздо больше! И речь не только о родных и близких тех, кто пострадал. Сотворенное зло порождает зло ответное, поселяет в наших душах недоверие, вражду, ненависть.

- Вопрос непростой. Если бы я говорил как церковный политик, то мог бы дипломатично сказать: да нет, трагедия в Ессентуках не отразилась на межнациональных и межконфессиональных отношениях. Но я был на месте трагедии, навещал больницы, разговаривал с родными пострадавших, отпевал погибших, принимал участие в похоронах. И потому не стану утверждать, что беда никак не повлияла на эти отношения. Тем более беда случилась, но без ответа остаются вопросы о том, где заказчики и исполнители теракта, кто виноват. И не будем лукавить: совершенное террористами злодеяние многие связывают с определенным кругом людей, имея в виду и вероисповедный, и этнический его характер. Задумайтесь над таким фактом. Слова "шахид" раньше никто не знал, а теперь и выражение "пояс шахида" уже в обиходе. То есть меняется, к сожалению, менталитет. Чего, собственно, и добиваются террористы.

- Пытаясь не просто дестабилизировать обстановку, но подтолкнуть людей различной веры и национальности к междоусобице?

- Именно. А путь конфронтации - очень опасный путь. Это дорога к средневековым выяснениям отношений, к кровавой мести. И жизнь тогда превратится в ад, и не только на Северном Кавказе. Отсюда необходимость активных действий на нескольких направлениях. С одной стороны, принципиальная, жесткая борьба с терроризмом. Не декларированная, а конкретная. Люди ждут, когда же убийцы будут найдены и наказаны. И они правы, так дальше жить нельзя.

С другой - нам надо отделять зерна от плевел. Старая известная истина: у террористов нет ни религии, ни национальности, ни родины. Это нелюди, в них потеряно все человеческое. А потому, как бы нам ни было трудно сейчас, мы не должны смешивать понятия, навешивать на каждого верующего мусульманина ярлык террориста. Это и нечестно, и несправедливо. Понять людей, особенно в первые минуты горя, боли и отчаяния, можно. Но наша главная задача - не допустить, чтобы развязалась цепная реакция зла.

- Однако эта реакция провоцируется не только террористами. Не секрет, налицо массовый исход русских из республик Северного Кавказа. Более того. Русское население вытесняется уже и из восточных районов Ставрополья. И это межнациональным согласием тоже не назовешь!

- С большой скорбью мы смотрим на эти процессы. И политики, и те, от кого зависит судьба государства, не должны закрывать на них глаза. Это горькая реальность, и нельзя говорить, что ничего не происходит, все нормально. Не нормально! У нас, к сожалению, нет нормальной национальной политики, мы отдали ее на откуп республикам. И идет перекос, и мы действительно видим, как "выдавливают" русскоязычное население. Главы ли администраций, руководители ли предприятий - первыми они убирают русских. Хотя нельзя в национальной республике строить кадровую политику по национальному признаку. Нельзя! Это бумеранг для самих коренных народов. Я неоднократно бывал, скажем, в Ингушетии, где видно: нет национальных кадров и экономику без русскоязычных не поднять. А поднимать надо. Вечно продавать, воровать, убивать невозможно, настанет время, когда нужно будет просто нормально жить.

- Но понимают ли это в самих республиках?

- Не скажу, что понимания нет. Мне, допустим, нравится позиция нынешнего президента Ингушетии: он и видит проблему, и предпринимает усилия для ее решения. Несколько русских семей из числа беженцев удалось даже вернуть, обустроить с жильем и работой. Кстати, в станице Слепцовской, где, несмотря на все события последних лет, сохранилась православная община, имел место примечательный факт. Когда мы назначили туда настоятелем игумена о. Варлаама, с ним вместе приехали жить в станицу отец и мать. Но, во-первых, не все просто - русские люди все бросили и уехали, и вернуть их обратно... К тому же вытеснение продолжается. Возьмите учебные заведения. И поступить русскому труднее в вуз, чем "своему", и устроиться на работу после получения диплома. Да, мы многонациональная страна. Да, многоконфессиональная. Но все должно быть в определенных пропорциях. Нарушьте позвоночник человека, хорошо ли ему будет? ! А становой хребет нашего государства - русский народ. Это не национализм, не шовинизм, это реальность нашего бытия.

- Владыка, но только ли от властей и политиков зависит решение этих вопросов? Озабочено ли духовенство сложившейся ситуацией?

- Нашу озабоченность вы видите. Встречаясь с мусульманским духовенством в республиках, я говорил, говорю и буду говорить: вы, друзья, много толкуете о правах человека в той же Чечне, о беженцах и так далее. Правильно. Но там, где русские оказались уже в меньшинстве, где есть проявления по отношению к ним экстремизма и фанатизма, возьмите вы их под защиту! Правоохранительные органы - это другое, таков уж уклад жизни на Северном Кавказе, что духовное лицо может сделать больше любого чиновника. И должен отметить: понимание я в этом нахожу. Озабоченность у духовенства в целом есть. Так что мы и диалог продолжим, и постараемся перевести его в плоскость практических дел. Имею в виду "точечную" разъяснительную работу, противодействие тем, кто подбрасывает горячие угольки национализма. Но опять же повторюсь: важно, чтобы и государство не стояло в стороне. Защита русскоязычного населения - это защита и отстаивание нашего конституционного строя.

- Значит, чтобы решить эти вопросы, нужен не только межконфессиональный диалог, но и диалог между Церковью и государством?

- Несомненно. С одной стороны, диалоги религиозных деятелей не просто полезны - крайне необходимы. В октябре мне довелось, например, представлять Русскую Православную Церковь на межконфессиональном симпозиуме, проходившем в Стамбуле. Состоялся очень продуктивный разговор лидеров различных религиозных организаций, который я бы охарактеризовал одним из средств нашего совместного противостояния экстремизму. И подобные встречи стоит проводить и в рамках такого авторитетного института, как Всемирный Русский Народный Собор, и на других уровнях.

- А ваша недавняя, извините, прерву, совместная с муфтием Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаилом Бердиевым встреча с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II - из того же ряда?

- Это была очень важная встреча, тем более что муфтий в данном случае представлял мусульманское духовенство всего Северного Кавказа. А я не просто информировал Святейшего о ситуации в нашем регионе, но в определенной степени настойчиво просил его как Печальника земли Русской донести и до Президента России всю сложность положения - не столько даже духовного, сколько общественного характера. И с воодушевлением почувствовал готовность Патриарха вести такой диалог с власть имущими, знакомить их с позицией Православной церкви. И вот это как раз к вопросу о том, необходим ли диалог Церкви и государства. Конечно, необходим! Тем более серьезная проблема в том, что и государство, и общество недостаточно знают потенциал религии и Церкви, сводя все зачастую лишь к обрядовой стороне дела.

- Хотя история Церкви свидетельствует о другом.

- Безусловно. На Церкви, как мы знаем, всегда лежало бремя решения задач общественно-государственного значения. Когда-то социалистическое государство, отказав Церкви "в доверии", взяло эти задачи на себя. Теперь мы видим, к чему все это привело. Социальная сфера, межконфессиональное сотрудничество, та же миротворческая деятельность в ставших "горячими точками" регионах - это те области, где Церковь может и должна быть сильной. В интересах государства и общества! Традиционные для России конфессии всегда показывали и доказывали свою полезность обществу. А если нет понимания роли и потенциала Церкви, то силы, которые хотят дестабилизировать ситуацию, разыграть "национальную карту", начинают использовать религиозный фактор для реализации своих, не имеющих отношения к общественному благу идей.

- Как это было с теми же ваххабитами?

- Тут две стороны. Есть бандиты, которые лишь прикрываются ваххабизмом, хотя сами давно ни во что не верят. И есть ваххабиты, которых породило наше время. Нередко под эгидой властей сотни молодых мусульман отправлялись учиться в арабские страны, где сильны идеи ваххабизма. Их они и привезли на Родину, хотя такие идеи чужды российским мусульманам. А вообще на эту проблему надо смотреть шире. Ваххабизм - разновидность сектантства, которое, увы, получило в России очень широкое распространение. В том числе и усилиями политиков, исповедующих идею беспредельного либерализма в области религии и пытающихся привить на нашу почву нечто вроде американского уклада религиозной жизни. И опять здесь надо говорить об обязанности государства защитить общество от сект, особенно тоталитарных. В том числе и через создание нормальной законодательной базы. Мне доводится беседовать со многими главами субъектов Федерации, и все они в один голос говорят: необходимо менять законы в области свободы совести. Иначе отдельные люди, общество в целом теряют нравственные и духовные ориентиры.

- А отсюда многие беды, включая тот же терроризм. Сеющий не только смерть, но и межнациональную и межконфессиональную вражду.

- И это при том, что среди боевиков и бандитов нет деления на национальности, все у них "друзья" и "побратимы". Почему мы и не должны поддаваться на их провокации, даже самые трагические и кровавые. И постоянно надо вести диалог, искать и находить общий язык. Никаких разовых акций - постоянное общение, как это у меня было с имамами Ставрополья. Я планирую встречаться и с мусульманскими общинами. Важны и нужны различные конференции, но опыт показывает: еще чернила на прекрасном документе не высохли, а уже новый взрыв, новые жертвы. Нужна неброская, кропотливая, повседневная работа. Только так мы одолеем любую беду.

19 декабря 2003 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков)
Все статьи Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков)
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07