Российские патриоты под знаменем ислама

Интервью председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина

Религия 
0
115
Время на чтение 9 минут
Мы оказываем психологическую помощь, не разделяя военных по национальной и религиозной принадлежности, говорит председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин

По оценкам некоторых экспертов, в обозримом будущем количество мусульман в Вооруженных силах РФ (ВС) достигнет половины от общего числа военнослужащих. О том, с какими проблемами сталкиваются последователи ислама в армии и что делают для разрешения этих проблем военное руководство и мусульманское духовенство, в интервью "НГР" рассказал председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин.

- Равиль-хазрат, какие шаги предпринимает сейчас СМР в сфере взаимодействия с Вооруженными силами РФ? Открываются ли молельные комнаты, отличается ли питание мусульман от рациона других военнослужащих?

- Совет муфтиев России руководствуется основными положениями исламского вероучения и действующим законодательства РФ. Мы следуем словам Пророка Мухаммада: "Любовь к родине является частью веры". В 2001 году в "Основных положениях социальной программы российских мусульман" мы записали, что мусульманские организации готовы содействовать государственным органам в подготовке молодежи к службе в рядах Вооруженных сил, считая ее долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Подчеркиваю, что нам небезразлична судьба молодых мусульман, несущих нелегкую службу в военно-силовых структурах. И мы готовы воспитывать их как защитников родины, не слепо отбывающих тяжелую воинскую повинность, а достойно, с пониманием выполняющих свой воинский, гражданский и патриотический долг.

На постоянной основе молельные комнаты для мусульман в частях создаются редко, но там, где командиры считают нужным, выделяются комнаты для встреч с имамами, для чтения религиозной литературы. Если же говорить о рационе, то специально для военнослужащих мусульман пищу, как правило, в военных столовых не готовят, но стараются учитывать, что для правоверных желательно употреблять халяльную (то есть разрешенную канонами ислама) пищу. Например, в городе Ногинске Московской области в одной из частей внутренних войск МВД РФ по решению командования выделена комната для совершения намазов, солдаты срочной службы из своих рядов выбрали имама, для приготовления пищи мусульман не используется свинина.

- Подтверждается ли статистическими данными предположение, что через несколько десятилетий мусульмане будут составлять половину всех военнослужащих РФ?

- Мне неизвестна информация о том, что количество мусульман в армии может, как вы говорите, достичь половины всего личного состава. Устойчивой и открытой статистики мы не имеем, из военного ведомства подобных сведений пока не получали. Для нас определение количества мусульман в той или иной части, том или ином округе не является принципиальным. Важнее другое, нужно ли тем или иным воинским руководителям сотрудничать с духовными управлениями или нет.

Например, в прошлом году ответственный за воспитательную работу в Московском военном округе заявил, что мусульман среди его подопечных меньше одного процента. В результате практически никаких отношений у нас с управлением по воспитательной работе этого округа не складывается. В то же время в Сухопутных войсках, как мы выяснили во время беседы с заместителем главкома генерал-майором Александром Чечетенко, количество мусульман сегодня составляет примерно 11-13%. В строительных частях процент мусульман еще выше, порядка 20-25%. С воспитательными органами этих структур, испытывающими определенные проблемы с несением службы военнослужащими-мусульманами, мы наладили нормальные рабочие контакты.

С главкоматом Сухопутных войск в июне 2003 года мы подписали протокол о сотрудничестве под девизом "Мусульманин - примерный защитник отечества". Он, кстати, опубликован во многих СМИ, есть он и в интернете.

Для духовных управлений мусульман в настоящее время важно не количество мусульман в армии, а то, что в Российской армии служат мусульмане и они нуждаются в духовном окормлении. Когда спросили у Пророка: "Какое дело является наиболее достойным?" - то он ответил: "Молитва в установленное для нее время". Хотелось бы, чтобы все российские офицеры знали и понимали слова Посланника: "Пять молитв подобны полноводной реке, протекающей у дверей того из вас, кто ежедневно полностью омывается ее водой по пять раз".

Меня беспокоит, что представления о мусульманах часто далеки от действительности. Но надо помнить, что Пророк Мухаммад говорил: "Мусульманин - это тот, кто не причиняет вреда своим языком и своими руками, кто прекратил совершать запрещенное Аллахом". Именно молитва является связующим звеном между мусульманином и Аллахом, она укрепляет верующего на правильном пути, помогает запасаться благочестием.

- Что произойдет с религиозно-национальным составом ВС после перехода на контрактную службу?

- Этого мы пока не знаем. Как будет осуществляться переход, в первую очередь зависит от государственных органов, реализующих военно-политические установки президента страны. Видимо, национально-религиозная составляющая современной военной реформы не является приоритетной, наиболее проблемными скорее являются вопросы финансирования и перевооружения армии, подготовки военных кадров и т.д. Наверное, данная составляющая будет анализироваться тогда, когда трудности появятся и от них уже невозможно будет отмахнуться. Возможно, тогда к нам придут военные руководители, армейские ученые и спросят совета, как быть.

Есть и другой путь: уже сейчас проводить совместные исследования среди российской молодежи, в том числе и в воинских коллективах. Мы еще в прошлом году предложили руководству Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Минобороны создать в Военном университете группу по изучению роли исламского фактора в армии, а также организовать работу совместной компактной общественной структуры ГУВР и Совета муфтиев России. Военные руководители пока размышляют.

- Какой характер носит деятельность исламского духовенства в условиях антитеррористической операции на Северном Кавказе? Как осуществляется работа мусульманского духовенства в военных госпиталях?

- На Северном Кавказе деятельность исламских религиозных деятелей осуществляется непросто, они занимаются не только духовным служением, но и другими социально значимыми вопросами: оказывают социальную и гуманитарную помощь, налаживают систему религиозного обучения, сотрудничают с органами государственной власти и военными. Так, активно развиваются взаимополезные отношения между Духовным управлением мусульман Республики Дагестан и Пограничной службой. В военные госпитали имамы и муфтии идут тогда, когда их туда приглашают, поддерживают морально раненых и больных солдат и офицеров, помогают размещать приезжающих издалека родителей, приносят фрукты, книги и т.д.

Руководство Минобороны в прошлом году высказало пожелание, чтобы исламские организации занимались психологической реабилитацией раненых военнослужащих, но пока каких-то масштабных совместных действий не последовало. На деле мы и так реально оказываем психологическую помощь, не разделяя военных по национальной либо религиозной принадлежности, хотя это и не всегда заметно, например для СМИ.

- Имеют ли исламские религиозные организации контакты с представителями других религий в сфере регулирования отношений с Вооруженными силами? Предполагается ли создание единого межрелигиозного органа по взаимодействию с ВС? Каково ваше отношение к функционированию специального отдела РПЦ МП по связям с армией и правоохранительными органами и активной работе представителей РПЦ среди военнослужащих?

- Пока рабочих контактов нет и вопрос о создании такого единого межрелигиозного органа не рассматривался, в том числе не рассматривался он и в Межрелигиозном совете России. У меня есть ощущение, что традиционные религии нашей страны работают в воинских коллективах параллельно друг другу. Позиция же Совета муфтиев в последние годы является прозрачной и известна российской общественности: во-первых, воспитательная работа в ВС должна оставаться внерелигиозной, исключающей прозелитизм; во-вторых, мусульманским лидерам нужно работать только с теми частями и органами военного управления, которые сами проявляют инициативу; и, в-третьих, целесообразно использовать некоторые наработки в военно-исламских отношениях из опыта Российской империи.

Я имею в виду, что религиозные потребности верующих военнослужащих должно удовлетворять духовенство. И для этого совсем не обязательно строить храмы, мечети, синагоги и прочее на территории воинских частей и военно-учебных заведений. Кстати, военнослужащие, проходящие службу по контракту, как мне кажется, смогут иметь больше свободного времени по сравнению с солдатами и сержантами срочной службы и смогут при желании посещать храмы.

Что же касается эффективности работы отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями РПЦ, то, наверное, лучше спросить об этом в Московской патриархии и ГУВРе. Его деятельность, по-видимому, в первую очередь направлена на реализацию подписанного в 1994 году Соглашения между РПЦ и Министерством обороны РФ. В этом качестве отдел или некая аналогичная по функциям структура необходима и Совету муфтиев России. Уже более года у нас работает специалист, офицер с большим опытом воинской службы, доктор наук, который занимается координацией совместной деятельности духовных управлений мусульман и военных, анализирует ее, организует научную проработку вопросов сотрудничества и его информационного сопровождения, готовит рекомендации для духовных управлений и армейских органов воспитательной работы.

- Какие шаги предпринимает СМР для повышения знаний об исламе среди офицеров и слушателей военных вузов? Какова ответная реакция представителей ВС на эти инициативы?

- Мы полагаем, что пока российские военные недостаточно знакомы с исламом, отсюда и различные страхи, фобии, опасения у командного состава сотрудничать с духовными управлениями. Хочу рекомендовать офицерам прислушаться к словам аята (стих из Корана. - Прим. ред.) Всевышнего Аллаха и его Пророка: "Мы создали вас от мужчины и женщины и сделали вас племенами и народами, чтобы вы познавали друг друга". По нашим сведениям, менее 10% офицерского состава хорошо знакомы с исламом, знакомы в некоторой мере более половины и более четверти не знают совсем ничего о нем. По самым различным оценкам, в Вооруженных силах РФ служат от 8 до 13% мусульман.

Исходя из этих соображений, Совет муфтиев России уже несколько лет активно сотрудничает с военными СМИ, в первую очередь с журналом Генерального штаба РФ "Армейский сборник", с печатными органами ряда военных округов и флотов. Среди наиболее активно работающих с нами отмечу газеты Дальневосточного, Сибирского, Северо-Кавказского, Московского и Приволжско-Уральского военных округов, Тихоокеанского флота России.

Эти и другие издания публикуют наши научные и аналитические разработки, рекомендации офицерскому составу по работе с военнослужащими-мусульманами, результаты социологических исследований, проводимых специалистами СМР. Честно говоря, мы согласны не со всеми подходами военных СМИ в освещении исламской темы, особенно когда обсуждаются проблемы национальной безопасности. На мой взгляд, мы можем достичь взаимоприемлемых результатов сотрудничества только при совместном широком диалоге.

В августе этого года мы выпустили первый самостоятельный номер военно-информационного бюллетеня "Азан". Он рассказывает военнослужащим об исламском вероучении, о жизни мусульман в России, деятельности мусульманских организаций в рамках программы "Мусульманин - примерный воин". Думаю, что у этого издания есть будущее, поскольку на его страницах мы будем рассказывать о лучших военнослужащих-мусульманах, о том, как служат в армиях мусульманских стран. То есть мы планируем, с одной стороны, повысить информированность военных об исламе, а с другой стороны, развивать у российских мусульман интерес к военной службе, патриотические чувства, формировать высокие моральные качества и готовность к защите родины. Хотим также, чтобы в совместную патриотическо-просветительскую работу включились и военные комиссариаты.

- Как относится СМР к идее создания института армейских капелланов?

- Этот вопрос духовные лидеры нашей страны, ученые-специалисты, как правило, слышат на научных конференциях и семинарах, сами же военные, насколько известно, так вопрос не ставят. Я сформулирую вопрос несколько иначе: а зачем и кому нужен институт армейских капелланов, либо назовем его как угодно: военных священников, военных имамов и т.п.? Если они будут заниматься только духовным воспитанием, реализацией права "гражданина в погонах" на свободу совести и вероисповедания, то, на мой взгляд, сегодня для этого практически все правовые, организационные условия в армии существуют.

В случае необходимости имамов приглашают в армейские коллективы, большинство офицеров и генералов понимают важность и полезность духовной составляющей воинского воспитания. Известны слова Пророка Мухаммада: "Религия есть проявление искренности". А когда его спросили: "По отношению к кому?" - он ясно ответил: "По отношению к Аллаху, и к Его книге, и к Его посланнику... и ко всем мусульманам вообще", то есть ко всем людям, к обществу в целом. Полагаю, что религиозность людей только способствует миру и согласию между ними.

Если же "капелланы", как вы их назвали, будут подменять или, может быть, даже заменять ныне действующих специалистов армейских воспитательных структур, то, на мой взгляд, вводить такой институт в Российской армии нецелесообразно. Еще раз подчеркну, что сначала нужно разобраться, для чего нужен такой институт и такие специалисты в армейской среде. Другое дело, что, возможно, нуждается в значительном совершенствовании система подготовки армейских воспитателей. Видимо, назрела необходимость перемен в педагогическом процессе в военных вузах, усиления его духовной составляющей.

Будущего офицера с первого курса, как мне кажется, необходимо тщательно готовить к работе с людьми разных национальностей и разного вероисповедания, атеистами, а не надеяться на то, что с введением преимущественно контрактной службы в Российской армии автоматически будут служить представители только одного вероисповедания. Очень сомневаюсь, что когда-нибудь наступит такое время в условиях нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. Поэтому считаю, что воспитанием в армии должны заниматься профессионально подготовленные к этому государством люди. В пример приведу слова Пророка: "Никто из обладающих знанием не должен прекращать учиться".

Как отмечают исследователи, до 1917 года офицер царской армии, закончив академию или другое военно-учебное заведение, если планировалось, что он будет служить на Кавказе, специально изучал традиции, язык, культуру и религию народов Кавказа. Даже в советское время, в условиях политики воинствующего атеизма, политические управления ряда округов (например, Туркестанского и Закавказского) выпускали брошюры, учебные пособия для офицеров (подчеркну, для всех офицеров, проходящих службу в данных регионах), где разъяснялись традиции мусульманских народов нашей страны и сопредельных стран, особенности мусульманского вероучения, способы налаживания конструктивных взаимоотношений с религиозными деятелями, военно-политическая обстановка в регионе и т.д. Думаю весь этот опыт при конструктивно-критическом его осмыслении может быть востребован в современной воспитательной работе.

Беседовал Сергей Мельков

17 декабря 2003 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Андрей Садовский
24.04.2024 17:26