Итак, во Франции будет принят закон о светскости. Решение, объявленное президентом Шираком, отвечает традициям французского централизма. Как отметили многие аналитики, за помощью к которым обратилась комиссия Стази, дополнительная польза от этого закона будет состоять в том, что он внесет ясность в дебаты по ряду острых проблем, то и дело рождающих подозрения в незаконности или произвольности принимаемых решений.
Но закон имеет и свою цену: согласно ему, определенное количество молодых мусульман будет исключено из государственных школ, бывших для них, возможно, единственным шансом не оказаться в замкнутом мирке, в который их мечтали загнать интегристы.
В незавидном положении окажутся наиболее религиозные мусульмане и евреи: им начнут указывать, что согласно закону внешние признаки их религиозной принадлежности являются более демонстративными, чем религиозная символика христиан.
Комиссия Стази попыталась избежать негативного эффекта, предложив своего рода сделку: демонстративные признаки религиозной принадлежности запрещаются, но иудаизм и ислам получают признание другого рода: в государственных школах будут введены дополнительные выходные дни по случаю праздников Йом-Киппур и Ид аль-Кебир.
С рациональной точки зрения это был правильный расчет. Если говорить об исламе, это был даже шаг вперед в деле интеграции мусульман во французское общество в соответствии с демократическими принципами: "нет" - символу, указывающему на приниженное положение половины человечества; "да" - проявлению мусульманского благочестия.
Теперь мы знаем, во что все вылилось. Критика в адрес этого предложения зазвучала со всех сторон. И, чтобы отвергнуть его, Жаку Шираку оказалось достаточным указать, что его реализация создаст множество практических проблем для родителей учеников.
Ширак также отметил, что в указанные праздничные дни школа проявляет высокую толерантность к ученикам-иудеям и мусульманам. Безусловно, это было мудрым решением: ставя задачу интеграции, исключительно опасно действовать вопреки явно выраженной воле большинства.
Но это решение не отменяет того факта, что за одной дискуссией может последовать другая. К тому же под предлогом защиты светскости многие французы ревностно защищают свои собственные религиозные и культурные традиции.
Швейцария, которая пытается решать вопрос о ношении платка в школе путем диалога и более гибко, отчасти избегает подобных противоречий. Но только отчасти: именно отказ придать христианству и исламу равный статус привел недавно к провалу попыток Цюриха придать большее равновесие взаимоотношениям Церквей и государства.
18 декабря 2003 г.
Опубликовано на сайте www.inopressa.ru
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»;
Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»;
Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»;
Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна;
Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»;
межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»;
Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева;
правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»;
автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»;
Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»;
«Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»;
M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине;
МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов;
Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет);
Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»;
Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России);
Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева;
Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич;
Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович;
Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна