itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Крестный путь духоборов

Религия 
0
150
Время на чтение 6 минут
Наш автор с любовью и восхищением пишет о своем прадедушке. Да и как ему не гордиться! Шутка сказать: предок вместе с самим Львом Толстым заступился за людей, которых век назад преследовали за веру.

С самых различных житейских точек зрения прадед был неудачником. Карьеры не сделал, преимуществами редкого в те времена университетского образования и еще более редкой ученой степени кандидата физико-математических наук не воспользовался. Покровительством всесильного Сергея Юльевича Витте, высоко ценившего способности и профессиональные достоинства начинающего финансиста, пренебрег. Престижную и весьма доходную службу в правлении Московско-Курской железной дороги покинул. Но жизнь его оказалась до предела спрессованной участием в событиях поистине эпохальных, близким знакомством с великими людьми.

Он учился несколькими классами младше Антона Павловича Чехова в Таганрогской гимназии и был частым гостем в его семье. Четверть века находился в числе ближайших друзей Льва Николаевича Толстого, что не мешало ему поддерживать приятельские отношения с Владимиром Ульяновым-Лениным и активно заниматься распространением газеты "Искра". Князь Петр Кропоткин жил по соседству с прадедом во время их ссылки в Англии. Будущий глава антибольшевистского Северного правительства Николай Чайковский учил Павла Буланже азам журналистики.

Прадед печатал запрещенные царским правительством произведения Льва Толстого, переводил с латинского языка Сенеку, руководил финансовой службой правления Московско-Курской железной дороги, создавал монографии о Конфуции и Будде. Работал простым поденщиком на нефтяных промыслах Грозного и по мандату, подписанному председателем Совнаркома, организовывал деятельность Всероссийской чрезвычайной комиссии по охране и спасению племенного животноводства. До последнего дня своей жизни он безупречно служил власти и в то же время был ее непримиримым критиком. Но при всем при этом его нельзя назвать ни ренегатом, ни конформистом, ни конъюнктурщиком. Он никогда не состоял ни в какой политической партии, не участвовал в борьбе различных "уклонов", "течений" и "платформ". Он просто был интеллигентом с добротной духовно-нравственной наследственностью.

Опираясь на никогда еще не публиковавшиеся архивные документы, расскажу об одной из драматических страниц российской истории конца ХIХ века - истории репрессивных действий царского правительства против секты кавказских духоборов. Павел Буланже, естественно, без малейшего промедления принял сторону гонимых.

Учение, которое исповедовали духоборы, сводилось к отрицанию ряда догматов и всей обрядности православия. Духоборы в буквальном смысле следовали христовой заповеди "не убий" и ради соблюдения этого принципа отказывались от службы в армии. Эта философия вкупе с образом действий была близка мировоззрению Льва Николаевича Толстого.

Под влиянием писателя в среду духоборов проникло вегетарианство, а буквальное и категорическое следование учению Толстого о "непротивлении злу насилием" в самом конце XIX века привело к столкновениям с правительством из-за вопросов о верноподданнической присяге, воинской повинности и податях ("деньгах на насилие"). Мужчин арестовывали и бросали в тюрьмы, отправляли в ссылку в Якутию. У семей духоборов отбирали земли, переселяли в непригодные для жизни места.

Своей готовностью разорвать этот порочный круг прадед поделился в письмах со Львом Николаевичем. Вскоре, 22 февраля 1897 года, он получил от Толстого ответ:

"Дорогой Павел Александрович, очень рад был получить ваши письма. Все в них хорошо, кроме того, что вы говорите о себе, об упреках, которые вы делаете себе за то, что не высланы еще... Но я теперь не могу не видеть, что вы, в том самом положении, в котором вы теперь, очень необходимо нужны для всех нас... Напротив, вас надо беречь, и вы должны беречь себя".

С Кавказа (приходили) самые неутешительные известия: люди стали от голода слепнуть. Помощь была необходима немедленная.

"Помню, - сетует прадед в своих набросках, - скопилось несколько писем самых удручающих, все мы были взволнованы, все не находили выхода, и вот как-то мне пришло в голову написать статью. Я совсем не был к этому способен, никогда не занимался писанием статей, но тут дело было исключительное и не требовало талантов, а требовало только обстоятельного изложения того, что я знал, а к этому мне было не привыкать, так как моя служба достаточно приучила меня к этому. Я так и сделал: написал статью и принес Льву Николаевичу. Он прочел ее и остался в высшей степени доволен. Но тут же лицо его омрачилось. Я понял, он опасался за меня.

Из дальнейшего нашего разговора выяснилось, что действительно Лев Николаевич опасался репрессий и потому задумывался, печатать ли. Но я ему возразил на это, что я ведь вовсе не стараюсь возбудить моей статьей дурных чувств против правительства, которое преследует духоборов, и даже не говорю, в чем дело духоборов, а только констатирую, какие несчастья и бедствия они переживают в данный момент и что необходима помощь. "Пожалуй, что и так, пожалуй, вы и правы", - сказал Лев Николаевич и стал пытаться пристроить статью в газеты. Помню, я отправился вместе со Львом Николаевичем в "Русские ведомости" к В.М. Соболевскому. Тот обещал подумать, но потом уклонился от печатания, рекомендуя другую газету. Я отправился в Петербург с письмами в две газеты: к Суворину и князю Ухтомскому (Суворин Алексей Сергеевич (1834-1912) - издатель газеты "Новое время"; Ухтомский Эспер Эсперович (1861-1921) - редактор газеты "Санкт-Петербургские ведомости". - М.Б.). Помню, что Суворин был очень любезен, обещал навести справки и сделать что можно, но ничего не вышло из этого, и статья была каким-то образом напечатана в "Биржевых ведомостях".

Очевидно, Лев Толстой и прадед возлагали на Суворина и его "Новое время" особые надежды, что видно из письма Буланже издателю, доселе нигде и никогда не публиковавшегося.

"Многоуважаемый Алексей Сергеевич, уехав от Вас, я был уверен, что что-нибудь по поводу духоборов будет напечатано в "Новом времени". Но вот прошло около 1/2 месяца, и ничего нет. На днях я виделся с одним сановником, и тот мне дал понять в разговоре, что газетам запрещено печатать что бы то ни было о духоборах. Если это так, то Вы и не будете в состоянии что-нибудь напечатать о них, а потому будьте любезны - попросите вернуть мне эту статью по возможности скорее.

Мне очень жаль, что наше свидание окончилось безрезультатно в этом смысле, но зато я очень счастлив, что мне удалось узнать и полюбить Вашу добрую душу. Преданный и готовый служить Вам П. Буланже".

Трудно сказать, оказало ли это письмо какое-либо воздействие на дальнейшие решения Суворина, но он, несмотря на жесточайший цензурный пресс, опубликовал в своем издании небольшую заметку о положении духоборов. Об этом свидетельствует "Письмо к редактору" за подписью прадеда в.78 газеты "Русские ведомости" от 20 марта 1897 года:

В январской книжке "Вестника Европы" за текущий год было помещено краткое описание расселения духоборов на Кавказе, и в.7/554 "Нового времени" от 9 марта помещена корреспонденция из Тифлиса о том, что "из мест поселения духоборов, расселенных в 1896 году по четырем уездам Тифлисской губернии, без средств к жизни, в непривычном для них климате, стали приезжать сюда их женщины и дети, все более, более, совсем слепые.

Ужасная картина! Глаза воспаленные и красные, как кровь.

"Через несколько дней после напечатания статьи, - продолжает свои воспоминания прадед, - я получил уже письмо от Грота (Грот Николай Яковлевич (1852-1899) - основатель и редактор журнала "Вопросы философии и психологии"), который запрашивал, куда отправить отряд помощи слепнущим духоборам. Посыпались пожертвования. Дело было сделано, и я был счастлив. Я переписывался по этому поводу совершенно открыто, ничего не делая конспиративно".

Состояние эйфории и радостного подъема, однако, продолжалось совсем недолго. В августе 1897 года прадеда пригласил к себе в присутствие московский обер-полицмейстер Дмитрий Федорович Трепов и в ультимативной форме, сославшись на решение высшего начальства, потребовал незамедлительного отъезда в бессрочную ссылку за границу. При этом Трепов не преминул отметить снисходительность властей, на первый случай не загнавших прадеда "за Можай", куда-нибудь на дальний Север.

В сентябре 1897 года прадед вместе со своим довольно многочисленным семейством покинул пределы России и направился к берегам Англии, чтобы примкнуть к уже находившимся там в ссылке товарищам.

Любопытно, что высылка прадеда была осуществлена ровно за год до начала массовой отправки духоборов на постоянное жительство в Канаду. В Англии Павлу Александровичу не единожды доводилось встречаться с духоборами, оказывать им содействие в передвижениях по незнакомой стране, населенной людьми, говорящими на непонятном для русских крестьян языке. Надо отметить, что былое восторженное отношение к этим сектантам со временем несколько поубавилось, некоторые их поступки вызывали досаду и отчуждение. Впрочем, нечто подобное происходило и во взаимоотношениях с находившимися на поселении в Англии "друзьями-единомышленниками", соревновавшимися между собой в достижении превосходных степеней "апостольской" приближенности к "пророку" Льву Толстому. Но это темы уже других разговоров.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Буланже
Все статьи Михаил Буланже
Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии