itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Воссоединение Церквей породит новые проблемы

Но раскол необходимо преодолеть

Новости Москвы  Религия 
0
176
Время на чтение 5 минут
В отношениях между Русской Православной Церковью (РПЦ) и Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ) произошел радикальный сдвиг, о чем свидетельствуют ноябрьские переговоры. Впервые в Москву прибыла официальная делегация РПЦЗ, в которую вошли епископы, представлявшие эту Церковь во всем ее "мировом" масштабе (Америка, Европа, Австралия). Впервые совершенно открыто, перед телекамерами, зарубежные архиереи молились за патриаршей службой (хотя и не служили), да еще и в Архангельском соборе Кремля, где покоятся русские князья и государи. Это весьма символично, если вспомнить о монархических симпатиях "зарубежников".

На переговорах стороны избрали единственно правильную стратегию: добиваться прежде всего актуализации того духовного единства, которое в принципе всегда существовало между разделенными частями Русской Церкви, то есть восстановления молитвенно-евхаристического общения (дающего возможность членам двух Церквей вместе молиться и причащаться). И раньше бывали случаи сослужения отдельных клириков двух церковных юрисдикций, которые, впрочем, не афишировались. Теперь задача в том, чтобы сделать это открыто и на уровне предстоятелей.

Однако не все так просто. Решение должно быть принято соборно, как с той, так и с другой стороны. Архиерейский Собор РПЦЗ должен состояться уже в декабре; Архиерейский Собор РПЦ - летом-осенью 2004 года. Таким образом, еще есть время, чтобы Зарубежная Церковь прояснила свою готовность воссоединиться с Москвой. Именно в этом заключается главная проблема, так как нет никаких оснований полагать, что епископат РПЦ будет сопротивляться объединению, коль скоро на то есть воля Патриарха и Синода.

РПЦЗ - это Церковь диаспоры, причем западной. Это значит, что роль клира и прихожан в решении церковных дел достаточно высока. Характерно, что перед визитом делегации РПЦЗ в Москву в ряде ее епархий были проведены епархиальные собрания, одобрившие намерения иерархов. Для воссоединения с РПЦ нужен широкий консенсус, и достичь его будет не просто. С этой целью в декабре состоится пастырское совещание РПЦЗ, в котором в качестве докладчиков примут участие два представителя РПЦ: архимандрит Тихон (Шевкунов), в последнее время играющий первую скрипку в деле налаживания контактов с "зарубежниками" (он участвовал во встрече В.В. Путина и зарубежных иерархов в Нью-Йорке в сентябре), и протоиерей Георгий Митрофанов, церковный историк и преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии.

По своему составу РПЦЗ неоднородна. Помимо старых эмигрантов и их потомков ее прихожанами в последние годы стали многие новые эмигранты. Но это - русская ее часть. Немаловажную роль в РПЦЗ играют граждане западных стран, присоединившиеся к этой Церкви сознательно, принявшие православие по свободному выбору (среди них как миряне, так и клирики). У этих людей сложная мотивация, связанная с идеологией и этосом Зарубежной Церкви.

Когда речь заходит о препятствиях к воссоединению с Москвой со стороны РПЦЗ, как правило, говорят о ее антисергианстве (читай: антибольшевизме) и антиэкуменизме. Однако эти элементы в идеологии РПЦЗ - лишь проявления главной ее характерной особенности: церковного консерватизма, пафоса бескомпромиссной защиты чистоты православия. Именно это определяет идентичность Зарубежной Церкви и привлекает в ее ограду многих неправославных, ищущих "правильной Церкви", стоящей на нерушимом камне истинной веры вопреки всем ветрам времени.

Духовно РПЦЗ всегда опиралась на страдания православного народа в России, испытавшего беспрецедентные гонения от безбожной большевистской власти и давшего миру сонм новомучеников и исповедников веры. Она мыслила себя в единстве с православной Россией, истинно верующей вопреки "сергианству" и экуменизму епископата.

Сегодня ввиду возможного воссоединения с Московским Патриархатом эта "зарубежная" идеология и идентичность оказываются перед серьезной угрозой. И дело здесь совсем не в опасности организационного поглощения или утраты прав на имущество.

Нет никаких оснований соглашаться с теми, кто выступает против воссоединения Русской Церкви как справа, так и слева. Воссоединение есть императив. Всякий церковный раскол должен быть преодолен и уврачеван, если это возможно. Русские по языку и церковной культуре православные общины в диаспоре, без сомнения, должны актуализировать свое духовное единство с Церковью в России. Тем более в нынешних условиях, когда "сергианство" осталось в истории, когда прославлены новомученики российские, а РПЦ заняла достаточно жесткую позицию по отношению к инославию (см. соответствующий документ, принятый Архиерейским Собором 2000 года).

Остатки идеологических препятствий можно изжить в ходе совместного обсуждения, что и делается в последнее время на совместных встречах. Кроме того, в настоящее время в РПЦ достаточно сильны весьма консервативные церковные взгляды, близкие, если не идентичные, воззрениям "зарубежников". Так что опасения некоторых "либералов", что после воссоединения в РПЦ усилятся консервативные настроения, неуместны - они и так усиливаются.

РПЦ - это "большая" Церковь, и в ней всегда будут разномыслия относительно церковной жизни, что является необходимым условием для ее динамики. Но именно это и является угрозой для РПЦЗ. Вливаясь в "большую" Церковь, более того - в самую многочисленную и "мощную" православную Церковь в мире, пользующуюся сегодня, кроме того, поддержкой российского государства, РПЦЗ рискует утратить свою идентичность как "протестной" Церкви, воздвигающей свой "независимый голос" всякий раз, когда, по ее мнению, под угрозой оказывается чистота православия.

"Зарубежники" привыкли к этому статусу и этой роли - быть полюсом в спектре церковных мнений. Они привыкли быть "независимыми", "свободными" и "бескомпромиссными", что обеспечивалось их местонахождением - вдали от России, от ее политической и общественной жизни, от ее перманентных революций. Они любили православную Россию издалека, затем почти тайком навещали ее святыни, неформально общались с верующими и клириками, а теперь настало время решать: пожертвовать ли чистотой своих риз ради участия в трудном церковном строительстве на Родине или же выдвинуть новые претензии и обвинения, чтобы спасти свою удобную идентичность.

Поэтому, когда говорят, что воссоединение с РПЦ - это смерть РПЦЗ, в этом есть своя правда. Но если есть правда в самой РПЦЗ, если не пустыми являются слова ее представителей о том, что они отделились лишь до времени, чтобы во время благоприятное вернуть России сохраненное и приумноженное в изгнании, тогда, значит, нужно вспомнить Евангелие: если зерно не умрет, то и не даст плод.

Все остальные препятствия, стоящие на пути к организационному объединению, на наш взгляд, связаны с той основной "психологической" проблемой, о которой шла речь выше. Судя по всему, РПЦЗ готова к воссоединению с РПЦ, по крайней мере ее большая часть (неготовые скорее всего уйдут в уже "готовый" раскол митрополита Виталия, объединивший радикальных противников воссоединения с Москвой). Но при этом она хочет в какой-то форме сохранить свою автономность и вообще тот стиль церковной жизни, который характерен для диаспоры. Если ей это удастся, тогда "смерть" ее идентичности будет не абсолютной, и она сможет сохранить свой особый голос. И московское церковное руководство в данном случае должно пойти на какой-то компромисс, во всяком случае, сохранить особый статус РПЦЗ в единстве с РПЦ на более или менее длительное время.

Проблемы этим, однако, не исчерпываются. В случае объединения обостряется ситуация в мировом православии. Дело в том, что центр и большинство приходов РПЦЗ находится в Северной Америке, где существует другая, в прошлом "русская", юрисдикция - англоязычная Православная Церковь в Америке (ПЦА), получившая самостоятельность от РПЦ в 1970 году. Все эти годы Московский Патриархат добивался признания автокефального статуса ПЦА от других православных Церквей, прежде всего Константинопольской, настаивая на том, что в Америке должны быть не "национальные" церковные юрисдикции, а единая поместная Церковь. Приняв в свою юрисдикцию РПЦЗ, Москва невольно делает поворот на 180 градусов, так как теперь в США и Канаде появляется несколько "русских" епархий. Кроме того, РПЦЗ считает ПЦА модернистской, и две эти православные юрисдикции находятся в церковно-идеологическом противостоянии: одна является "национально-русской", а другая - "национально-американской".

После воссоединения РПЦ и РПЦЗ (даже только молитвенно-евхаристического) обе Церкви на американской земле должны будут вступить в общение, что является "психологически" не менее, но даже более трудным делом, чем объединение "зарубежников" с Москвой. Последнее только отдалит создание в Америке поместной Православной Церкви, так как подтвердит убеждение Константинопольского Патриархата в том, что он имеет право сохранять там свою "греческую" епархию. Таким образом, исторический сдвиг в отношениях Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью одновременно сдвигает и поднимает целые пласты нерешенных проблем, существующих во всемирном православии.
3 декабря 2003 г.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Кырлежев
О чем философу говорить со священником?
В ходе Рождественских чтений ученые и богословы обсудили перспективы диалога
15.02.2006
Что такое чудо?
Запись передачи на канале "Спас"
13.10.2005
Президент и Церковь
"Б-проект"
30.06.2004
Русская Православная Церковь перед проблемой модернизации
После падения коммунистического режима Русская Православная Церковь (РПЦ) оказалась перед необходимостью решать две главные задачи: конфессиональной самоидентификации и позиционирования в социально-политическом пространстве
17.02.2004
Все статьи Александр Кырлежев
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09