Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Угодило зернышко промеж двух жерновов

Александр  Солженицын, Новый мир, журнал

01.12.2003

Целый месяц те, кого Александр Исавеич Солженицын назвал образованщиной, поливают его грязью за двух томник "Двести лет вместе". Симптом характерный. Что поливают именно за этот труд, а не за что-нибудь другое. А ведь до того, как вышло исследование о русско-еврейских отношениях, писатель не молчал. Он работал, публиковал свои произведения, но на них не обращали никакого внимания. И только произведение, которое затронуло "национальную гордость", вызвало такое злобное внимание к великому русскому писателю.
Мы же хотим обратить внимание на то сочинение, которое прошло незамеченным, а на самом деле является впервые столь подробно написанной историей последних 3 десятилетий - "Угодило зернышко промеж двух жерновов". Первая часть мемуаров-дневников была напечатана в "Новом мире", N 9,N 11 за 1998 год, N 2 за 1999 год, вторая часть - N 9 за 2000 год, третья часть - N 12 за 2000 год, N 4 за 2001 год, последняя часть опубликована в свежем 11 номере за 2003 год.
Даже отрывки из этого труда Александра Исаевича доказывают, что звание пророка, которое ему когда-то демпресса дала в насмешку, - он может носить по праву. Первая запись относится к средине 80-х, вторая к началу 90-х гг, третья и четвертая сделаны перед возвращением в Россию.
+ + +
Но и такое: говорят-то говорят, да кто же что-нибудь делает? что закрепляется на деле? Все события - пусть сами собой теперь льются? ЕщЈ ж и Запад благосклонный нам во всЈм поможет. Поскорей бы у нас стало всЈ "как у них", как у взрослых!
И как же это всЈ мне знакомо из Февраля Семнадцатого! И бескрайний восторг общества. И пьянящий туман надежд. И эта безоглядность выражений. Сколько счастливого долгожданного упоения! - но в нЈм теряются, искажаются все масштабы. И - небрежение к историческим путям России, бесчувствие к еЈ особенностям, безмыслие о каких-либо задачах сбережения их.
А между тем по всему Западу - и Перестройка и Гласность советские вызывали неутихающее ликование. И осенью 87-го затревожились и в западной прессе, вослед эмигрантскому хору (начала "Вашингтон пост", за ней другие): а почему Солженицын молчит? такие грандиозные события в СССР - а он молчит? что это означает? да впрочем, что он может сказать - "монархист, реакционер и мистик".
Ну да, естественно было ждать от меня восторга от Гласности, которую я же призывал двадцать лет назад. Но если я вижу, что все остальные перемены ведутся обвально? Мне - страшно смотреть на эти катящие события. Что я могу? С одной стороны - счастье, что хоть что-то, хоть что-то под коммунизмом начало сдвигаться. Значит: против "перестройки" говорить не время. А с другой стороны, всЈ делаемое (кроме раскачки Гласности) - так несущественно, или недальновидно, или уже вредно, - ясно видно, что заметались, пути не ведают. Так и хочется остеречь ГорбачЈва: "Не пори, коли шить не знаешь".
Но если нельзя ругать и трудно хвалить - что остаЈтся? Только - молчать. Вот и молчу. (Однако в эйфории восторгов и этого изъяснить нельзя.)
Пора перехожа, а всЈ не гожа.

+ + +
А - где же были в России русские патриоты? О, горе: нынешнее патриотическое движение безнадЈжно переплелось с коммунизмом, и, видимо, им не расплестись. "Фронт Национального Спасения" возгласил в октябре 1992 - "историческое примирение белых и красных", "подведЈм черту под Гражданской войной". За кого мирились? и где средь них были белые? А "черту подвела" ЧК уже к 1921 году.
Целебный, спасительный, умеренный патриотизм придЈтся - если придЈтся... - строить совсем на чистом месте и на новых основаниях. А как? ЕщЈ сам не понимаю, но ясно, что: 1) из провинции; 2) исходя как из неизбежной данности, что наш народный характер расплывчат, ненастойчив, плохо сознаЈт ответственность и плохо поддаЈтся самоорганизации.
+ + +
Конечно, когда я передавал полномочия Диме - никто ещЈ не представлял, какая жестокая, беспощадная полоса - вот налегает на Россию. И сколькие, сколькие собьются с толку, потеряют себя в разыгравшихся соблазнах "Рынка".
В эту струю - изневольно? беспомощно? - угодил и наш давний друг. Перестали совпадать наши сердечные биения.
Боль - и за него, и за всЈ - за всЈ, что стало твориться на родине.
+ + +
Впрочем, ненависть ко мне одновременно с разных сторон - довольно веский признак, что линия моя верная.
Прощай, ласковый к нам, благословенный Вермонт! Однако остаться бы тут доживать - было бы закисание векторной судьбы. Напротив, я боялся дожить в Вермонте до смерти или до последней телесной слабости. Умереть - я должен успеть в России.
Но ещЈ раньше успеть - вернуться в Россию, пока есть жизненные силы. Пока - ощущаю в себе пружину. Есть жажда вмешаться в российские события, есть энергия действовать. Плечи мои ещЈ не приборолись, у меня даже - прилив сил. Только вот нарушается пословица: "Молодой на битву - старый на думу".
Еду я - быть может, на осмеяние, в духе сегодняшней безкрайней развязности прессы, журналистов, любых "комментаторов", кто хочет плюнуть. Но - оравнодушел я к тому за долготу двух травель - промеж двух жерновов.
А в друзьях своих числю - русские просторы. Русскую провинцию. Малые и средние города.
Что-то ещЈ успею сказать и сделать?
А книги мои, в правильно понятых интересах России, могут понадобиться и много позже, при более глубокой проработке исторического процесса. В бороздимых по России крупных чертах Истории есть своя неуклонимость, она ещЈ проявится.
Проявится какое-то позднее долгодействие, уже после меня.
И уж всяко помню Ломоносова: "Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети Отечества пожалеют".
Вермонт.
Март - апрель 1994.
В книге мы находим и авторское объяснение названия: " Эта соработка двух жерновов за годы и годы уж до того была мне не нова, уж до того привычна. А между жерновом советским и западным - Третья эмиграция была безотказной связью, перемалывающей образ "монархиста, теократа, изувера".
"Но когда-то же должны соотечественники прийти в ясную мысль о себе?
Уже немало лет жил я с невесЈлым одиноким чувством, что в тяжком знании забежал от соотечественников вперЈд - и нет нам кратких путей объяснения".



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме