Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

ЕЩЕ РАЗ О "ПОРТРЕТЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА И А. Н. КАРАМЗИНА"

А.  Кибовский, Московский журнал

01.12.2003

В 2004 году будет отмечаться 190-летие со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Неудивительно, что в преддверии юбилея все большее число авторов обращаются к реликвиям, связанным с жизнью и творчеством поэта. Среди них особое место занимают его живописные изображения. Атрибуция одного такого произведения была предложена Л. Н. Шаталовой и Е. Н. Фадичевой в статье "Поэт Лермонтов и художник Заболотский", опубликованной в N 7 "Московского журнала" за 2003 год.
Л. Н. Шаталова и Е. Н. Фадичева анализируют акварельный портрет, считающийся парным изображением М. Ю. Лермонтова и А. Н. Карамзина. Основываясь именно на таком определении персонажей, они "с большой долей уверенности" приписали авторство акварели П. Е. Заболотскому. При этом вышеупомянутое определение было принято априори вслед за И. Н. Бочаровым и Ю. П. Глушаковой, первыми опубликовавшими акварель и предложившими ее "лермонтовскую" атрибуцию. "Специальные исследования, подтвердили выдвинутую ими (Бочаровым и Глушаковой. - А. К.) гипотезу".
Увы, на самом деле все не так просто, и далеко не все исследователи с "лермонтовской" атрибуцией портрета согласились. Полемика вокруг него началась еще в 1981 году после выхода статьи И. Н. Бочарова и Ю. П. Глушаковой "Разгадка тайны старой акварели"1. В ней они рассказали об обнаруженной в Италии черно-белой фоторепродукции, изображающей двух обер-офицеров 1830-1840 годов, и по внешнему сходству сделали вывод, что это М. Ю. Лермонтов и его друг А. Н. Карамзин.
Однако известный ленинградский специалист, заведующий сектором Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа В. М. Глинка (1903-1983), ознакомившись с портретом, определил: на акварели - корнеты в сюртуках кирасирского полка, тогда как ни Лермонтов, ни Карамзин в кирасирах не служили. Свои вполне понятные сомнения Глинка изложил в статье "Нет, не Лермонтов"2.
В ответ появилась отповедь Бочарова и Глушаковой "Нет, это Лермонтов!"3 "Сюртучное" несоответствие они объясняли "спецификой творчества художника-портретистаЕ не разбиравшегося в тонкостях военной формы" и поэтому "изобразившего своих героев в мундирах кирасирских полков, особенно если один из таких мундиров, принадлежавших очередному заказчику, был в это время у него в мастерской на манекене"4.
Данная версия является результатом очевидного непонимания важности феномена мундира в николаевской России. Насколько невероятна чехарда с сюртуками, показывает имевшая в то время широкое хождение история. Молодой конногвардейский офицер после пирушки на квартире своего друга кавалергарда по ошибке надел в темноте его сюртук - такой же, как его собственный, но с серебряными пуговицами и эполетами вместо золотых. В этом виде он попался на глаза Великому князю Михаилу Павловичу. После суровых разбирательств конногвардейца с потерей двух чинов перевели в армейский полк и отправили служить под пули горцев на Кавказ5.
Видимо, понимая уязвимость аргументов о переодевании, И. Н. Бочаров и Ю. П. Глушакова передали фоторепродукцию во ВНИИ судебных экспертиз. Там провели сравнительный анализ внешности неизвестного корнета с другими изображениями Лермонтова и подтвердили "лермонтовскую" атрибуцию, хотя еще современник поэта И. П. Забелла свидетельствовал: "Сколько ни видел я потом его портретов, ни один не имел с ним ни малейшего сходства"6. Не смутило исследователей даже то, что внешность офицеров при Николае I была достаточно стереотипной. Единообразная прическа и усы, а также молодость неизбежно сглаживали индивидуальные различия, особенно на портретах. Но желаемое у сторонников "лермонтовской" версии доминировало над действительным. К тому же участие криминалистов в атрибуции полотен XIX века является интересным, но чисто вспомогательным и отнюдь не решающим действием - ведь сравниваются даже не фотографии, а произведения живописи, при создании которых художники часто ошибались и столь же часто льстили моделям. В свое время криминалисты уже одарили нас одной недостоверностью, признав вслед за И. Л. Андрониковым "вульфертовский" портрет изображением М. Ю. Лермонтова. Указание видного специалиста И. П. Шинкаренко (1917-1979) на несоответствие мундиров там и тут7 вызвало гневную отповедь: "Ему неважно, что лицом похож. Важно - мундир не тот. Такая аргументация кажется нам по крайней мере несерьезной: идентифицируется все-таки не мундир, а лицо"8. Тогда заслуженный врач РСФСР, полковник медицинской службы И. П. Шинкаренко обратился к криминалистам, не "зацикленным" на "лермонтовской" версии. Проведенные ими более тщательные исследования также поставили под сомнение возможность воспроизводить "вульфертовский" портрет как портрет поэта9. Тем не менее подобные воспроизведения продолжаются и по сей день10.
Возвращаясь к "итальянской" акварели, следует признать, что основываться при анализе в первую очередь должно на самом изображении, а не на его вольных трактовках. За 15 лет изучения русских военных портретов в музеях и частных собраниях мне ни разу не встречались факты "переодевания" персонажей в чужие мундиры. Зато мне известен оригинал произведения, о черно-белой фотокопии с которого идет у нас речь: в настоящее время он хранится в лондонской коллекции Джона Стюарта11(см. 2-ю сторону обложки). На портрете, как и указывал В. М. Глинка, - два корнета кавалергардского полка. Детали их мундиров выписаны с большой точностью и мастерством. Судя по всему, позировали они высокому профессионалу, работавшему легко и споро, - вряд ли он устраивал в данном случае многочисленные долгие сеансы, так что никаких оснований предполагать позднейшие дорисовки или переделки нет. В свете этих объективных данных "лермонтовская" версия представляется ошибочной, основанной больше на эмоциях, чем на фактах. Как следствие, вывод об авторстве П. Е. Заболотского также нуждается в дополнительной аргументации.
Теперь что касается иконографического сходства. Изображенные на "итальянской" акварели офицеры, конечно, похожи на М. Ю. Лермонтова и А. Н. Карамзина, но ничуть не менее - на Н. Н. Бахметева и Г. А. Щербатова12. Оба молодых человека 3 марта 1841 года были произведены в корнеты кавалергардского полка. Вполне возможно, что по этому случаю они и отправились в мастерскую художника, как сегодня сходили бы в фотоателье, чтобы заказать свой парный портрет.

  1. Бочаров И. Н., Глушакова Ю. П. Разгадка тайны старой акварели // Литературная Россия. 1981. N 35.
  2. Глинка В. М. Нет, не Лермонтов // Литературная газета. 1981. N 42.
  3. Бочаров И. Н., Глушакова Ю. П. Нет, это Лермонтов! // Литературная Россия. 1982. N 19.
  4. Бочаров И. Н., Глушакова Ю. П. Карл Брюллов. Итальянские находки. М., 1984. С. 155-157.
  5. Васильев А. А., Космолинский П. Ф. Сабля, ташка, конь гусарский // Наука и жизнь. 1988. N 9. С. 152.
  6. М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1964. С. 281.
  7. Шинкаренко И. П. К атрибуции так называемого "вульфертовского" портрета М. Ю. Лермонтова // Искусство. 1968. N 12. С. 67; Шинкаренко И. П. Детали одежды при атрибуции портретов // Сибирские юридические записки. Вып. 2. Омск-Иркутск, 1971. С. 150.
  8. Пархомовский Я. Л., Пересункина А. Ю. Шинель не на том плечеЕ // Литературная газета. 1970. N 11.
  9. Искусство. 1968. N 12. С. 55-64; Сибирские юридические записки. Вып. 2. Омск-Иркутск, 1971. С. 152-179.
  10. Загорулько В. И., Абрамов Е. П. Поручик Лермонтов: страницы военной биографии поэта. СПб., 2002 (обложка).
  11. Русская графика. 1790-1920. Париж, 1999. С. 18.
  12. Панчулидзев С. А. Сборник биографий кавалергардов. Т. 4: 1826-1908. СПб., 1908. С. 138, 140.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме