Сегодня в Центральном Доме кинематографистов открывается Первая неделя палестинского кино. Следом за ней с 1 по 6 декабря в кинотеатре "Мир кинотавра" в третий раз пройдет неделя кино израильского. Москвичам представится возможность судить об арабо-израильском конфликте не по сводкам новостей, а по киномифам.
Организаторы фестиваля палестинского кино утверждают, что именно кинематограф, а не средства массовой информации, объективно отражает происходящее в Палестине. Похожих убеждений придерживаются и израильтяне. Несмотря на заверения обеих сторон в том, что программы фестивалей формировались не по политическому, а по художественному принципу, в аннотациях на каждый фильм есть слова "израильский солдат", "оккупация", "уничтоженные дома", "сопротивление и героизм", "арабо-израильский конфликт" и проч. Ни палестинскому, не израильскому кино не уйти от исторического фона и политического контекста.
Фестиваль израильского кино - уже третий по счету и уже обзавелся немалым количеством поклонников - кинозалы всегда набиты до отказа, что дает повод зрителям с чувством юмора едко подмечать: "смотрите, сколько у нас евреев".
Панораму палестинского кино в Москве покажут впервые. В программе - 14 игровых и документальных фильмов. Причем половина из них сделаны англичанами, французами, голландцами, ливанцами и россиянами (на закрытии покажут картину Нины Суболовой 1982 года "Ливан в огне"). В самой Палестине с кинематографом не густо, и даже коренные жители узнали о существовании национального кино лишь после того, как их соотечественник Элия Сулейман получил две награды в Канне-2002 и был выдвинут на "Оскар" за свое "Божественное вмешательство". Этим фильмом и откроется фестиваль. Правда, режиссер в Москву вряд ли приедет - он лежит в парижской больнице.
"Божественное вмешательство" - пронзительная драма о любви двух людей. Он живет в Иерусалиме, она - в Рамалле, они вынуждены встречаться на блокпосту и молча сидеть в машине, потому что когда говорят пушки, молчат не только музы, но и чувства.
Противостояние фильмов палестинца Элия Сулеймана и израильтянина Амоса Гитая ("Кедма") было едва ли не самым заметным конфликтом прошлогоднего Каннского фестиваля. И если Гитай свободно разгуливал по Канну и с удовольствием общался со всеми подряд, то Сулеймана с пресс-конференции уводили под охраной, а на его пресс-брифинги был приглашен очень ограниченный круг журналистов. Наградив "Божественное вмешательство", каннское жюри полностью проигнорировало "Кедму".
На палестинском фестивале будет показан и дебютный фильм Сулеймана "Хроника исчезновения" - размышление режиссера о том, что значит быть палестинцем в конце двадцатого столетия. Картина получила приз "За лучший дебют" на Кинофестивале в Венеции в 1996 году. Есть в программе даже совместный израильско-палестинский фильм "Местная экскурсия" режиссера Раанана Александровича, рассказывающий о том, как палестинские беженцы, которые мечтают посетить свои дома, вынуждены добираться до них, купив экскурсионный автобусный тур по Израилю. Есть даже комедийный сюжет - фильм Лайлы Сансоур "Джереми Харди против израильской армии", рассказывает о том, как британский комик присоединился к кампании защиты палестинских фермеров, но оказался невольным участником военных столкновений.
Обе страны-антагонисты хотят наладить культурный диалог с Россией. Конечно, Израилю это сделать куда проще, ведь в большинстве израильских фильмов прошлых двух фестивалей звучала русская речь. И едва ли не половина фамилий в титрах - русские. Палестинцы же заранее опасаются, что ни один их фильм не попадет на российский телевизионный экран "из-за личных пристрастий телевизионных начальников". Эти обиды и подозрения напрасны, поскольку и израильских фильмов на нашем телеэкране не так уж много - разве что хиты международных фестивалей вроде фильмов Гитая, или израильский хит "Друзья Яны", снятый русским эмигрантом с русскими же эмигрантами в главных ролях.
Несмотря на то что и палестинцы, и израильтяне утверждают, что культурная связь между ними не прерывается, они уважают культуру и традиции друг друга, все равно невольно напоминают друг другу о степени вины каждого.
Судя по кино, на земле, где мир от войны отделяют считанные километры, война становится просто работой, которой по мере сил отдает себя любой человек, без лозунгов, пафоса и громких заявлений. Это просто труд во спасение тяжело завоеванной свободы. У каждого их них своя правда и своя ложь. И общая, одинаково тяжелая жизнь. Об этом они и снимают свои фильмы. Ни в Палестине, ни в Израиле сегодня просто немыслимо появление какой-нибудь "Матрицы" или "Блондинки за 30 копеек". Каждый фильм этих стран пропитан неистребимым национальным колоритом. Причем не только пейсами и чадрами, но и размышлениями, анализом причин длительного конфликта, во-первых, и собственной мизантропии, во-вторых. Самый распространенный жанр в палестино-израильской кинематографии - социальная драма, хотя, как в каждой несчастной стране, режиссеры и Израиля, и Палестины не чужды юмора и самоиронии. Конечно, в области кино и Палестина, и Израиль - глубокая провинция, которая не угонится за мировыми столицами. Но оба этих народа не только бойцы, но и творцы - в этом предстоит убедиться москвичам уже в ближайшие дни.