itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Бог никогда не оставляет людей

Читателям "Труда" отвечает митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

Религия 
0
367
Время на чтение 4 минуты
Уважаемый Владыка, последние годы много говорят о церковном возрождении. И вправду: церквей открывается все больше и больше, а жизнь что-то не улучшается. Включишь телевизор на Рождество или на Пасху, так кажется - вся страна молится Богу. И тем не менее большинство по-прежнему живут в нищете. Церкви полны, все мы православные, так что же Бог продолжает нас испытывать? И почему Церковь молчит о несправедливости нашей жизни? Не играет ли она на трудностях? (Родион Никифоров, Московская обл.).

- Глубокие общественные потрясения, природные катаклизмы всегда способствуют проявлению религиозного чувства, изначально присущего человеку. Вспомним Великую Отечественную войну, когда наш народ, за время антицерковных пятилеток забывший, казалось, само слово "Бог", вновь заполнил православные храмы, а под бомбежками и обстрелами даже политруки втихомолку молились: "Господи, помоги..."

Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас: "церковный ренессанс" не в последнюю очередь связан с тем, что многие россияне тяжело переживают выпавшие на их долю экономические и социальные испытания. В этих условиях наша Церковь вовсе не стремится "играть на трудностях"; она всегда выступала и выступает за то, чтобы каждый человек имел достойные условия жизни. Эта твердая позиция отражена в "Основах социальной концепции Русской православной церкви". В этом документе Церковь призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый - больного, трудоспособный - престарелого.

В заключение приведу мудрые святоотеческие слова: "Бог не оставляет людей ни в несчастии, чтобы они не изнемогли, ни в счастии, чтобы они не сделались беспечными, но различными способами устрояет их спасение". В них и заключается ответ на поставленный вами вопрос.

Ваше Высокопреосвященство! Некоторые наши телевизионные ведущие не упускают случая порассуждать о том, что Русская Церковь, дескать, не вписывается в новые реалии жизни, что Православие не способно развивать предпринимательские качества в людях. Как вы относитесь к таким "вещунам"? (Галина Дементьева, Ставропольский край).

- Действительно, на телеэкране, да и в печатных СМИ время от времени появляются выступления, авторы которых затрагивают такую, безусловно, важную тему, как влияние Церкви, религии на формирование менталитета народа. Православие при этом подвергается критике, ему в вину ставятся едва ли не все наши беды, вплоть до революции 1917 года и последующих десятилетий тоталитаризма: дескать, слишком уж терпеливыми, чрезмерно надеющимися на Бога, а потому безынициативными и безвольными воспитывала Православная Церковь многие поколения русских людей, вот и не можем мы догнать те народы, мировоззрение которых строится на основе "продвинутой" протестантской этики...

Ничего оригинального в подобных рассуждениях нет. В свое время в Западной Европе достаточно много говорилось об "отсталости" католичества и "прогрессивности" протестантизма, аграрные католические Испания и Португалия противопоставлялись промышленно развитым Великобритании, Дании, Скандинавским странам. Вроде бы логично. Но к какой категории - передовых или отсталых - отнести традиционно католическую Францию? А что делать с безусловно католической Италией, сельскохозяйственный юг которой по либеральной оценочной шкале значительно уступает индустриальному северу? Чем католическая духовная традиция помешала австрийцам? Ну а Германия... "Мерседес" производится в ее северной, протестантской части, а "БМВ" - в южной, католической, и это различие никак не влияет на качество выпускаемых автомобилей: оно одинаково высокое.

Что же касается нашей страны, то хорошо известно: в начале XX века она была одним из наиболее динамично развивающихся государств мира. И православная вера, являвшаяся стержнем жизни русского купечества, вовсе не мешала развитию и проявлению в этом достойном сословии качеств, необходимых для успешной деятельности на рынке, в том числе и международном.

Так что аргументация противников Православия не выдерживает критики. Печально, что подобные высказывания людей, не любящих, не знающих и не желающих знать истории своей страны, благодаря СМИ становятся всеобщим достоянием и претендуют на некую объективность. Это ложь, способная лишь дезориентировать наш народ, лишить его подлинных целей в жизни.

Если не ошибаюсь, еще накануне празднования 2000-летия Рождества Христова вами, уважаемый Владыка, высказывалась идея о создании Православной академии наук. Для чего необходимо такое учреждение? Сделаны ли реальные шаги по его формированию? (Павел Струкин, Астрахань).

- В последние 10-15 лет в России появилось много академий, так что под угрозой девальвации оказывается само понимание академии как авторитетнейшего сообщества признанных ученых, элиты научного мира. Поэтому идея Православной академии наук не должна быть скомпрометирована ни в коем случае. Мы не имеем права сформулировать нечто, вызывающее снисходительную улыбку и у серьезных ученых, и у серьезных представителей Церкви.

Думаю, необходимо создать такое научное учреждение, которое можно было бы сопоставить с Папской академией наук, уже давно существующей в католическом мире. Членами этой академии являются и католические, и некатолические ученые, в том числе и наши соотечественники. Избрание в Папскую академию становится для ученого знаком всемирного признания его трудов. Примечательно, что в рамках Папской академии наук осуществляется серьезный диалог между богословами и представителями светской науки. И возникает вопрос: если такой диалог возможен там, то почему бы не организовать его и здесь, в России? Уверен, что идея создания Православной академии наук найдет понимание у наших ученых. Я уже имел возможность обсуждать ее с руководством РАН, в различных кругах и знаю, что она воспринимается с большим энтузиазмом. Конечно, для реализации этой инициативы необходима поддержка Российской академии наук и должны быть приложены большие усилия.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Королёв
Работа душевного преображения
Праздновать Пасху - значит становиться новым человеком
10.04.2004
Миссия за океаном
Служение Русской Церкви, начавшееся с просвещения Аляски, продолжается в наши дни
17.03.2004
Остановиться, оглянуться
(Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл пизитивно оценил итоги минувшего четырехлетия )
12.03.2004
Все статьи Анатолий Королёв
Религия
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Упустим ли ментальную угрозу, исходящую с Запада?
О вступивших в силу поправках в Закон «О свободе совести», касающихся священнослужителей, получивших духовное образование за рубежом
09.03.2023
Все статьи темы
Последние комментарии