Русская Православная Церковь: через раскол к объединению?

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ 
0
185
Время на чтение 6 минут
Впервые в постсоветской истории по приглашению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Россию прибыла официальная делегация "раскольничьей" РПЦЗ. Похоже, вопрос о преодолении "трагического разделения" уже решен...
Русская Православная Церковь в своЈм развитии прошла далеко не самый мирный путь. Со времен первых норманских князей, призванных на Русь, и до наших дней идет борьба между европейским и восточным влиянием, борьба, внутри русской духовной сферы, так или иначе, прямо или косвенно влиявшей на госудасртвенную политику и выбор пути развития России в целом. На протяжении всей этой борьбы Русская церковь пережила несколько критических моментов, разворачивающих еЈ историю совершенно карадинальным образом - я имею в виду расколы, являвшихся, по мнению русского историка Василия Осиповича Ключевского отражением глубокой борьбы в российском обществе в связи с началом европейского влияния и стремлением церкви это влияние не допустить.

Первый церковный раскол произошЈл во времена царствования Алексея Михайловича. Официальная точка зрения на это явление гласит, что раскол возник вследствие новвведений, инициированных патриархом Никоном. Не останавляиваясь подробно на некоторых технических тонкостях, вызвавших ужас староверов, необходимо отметить, что в целом, ни по догматам веры, ни по основам вероучения старообрядцы с никонианами-реформаторами не расходились. ОбновлЈнные религиозные тексты и обряды конечно были важны для паствы и священнослужителей, но вряд ли могли являться определяющим фактором раскола. Реформа церкви назревала уже давно и была неизбежна. Внешние бедствия, постигшие Русь и Византию, уединили русскую церковь, ослабив ее духовное общение с церквями православного Востока. Всевозможные соблазны и религиозные опасности идущие с Запада не могли не насторожить русское церковное сообщества, не вызвать стремления подкрепиться содействием других православных обществ, а для этого теснее сойтись с ними. Так обрела своЈ реальное воплощение мысль о вселенской церкви, которую и принялся реализовывать Никон. Далеко не сразу Никон обрЈл поддержку, но по мере того, как церковный спор передвигался с обрядовой почвы на каноническую, когда возникла дилемма: остаться ли епископской кафедре без паствы или пойти с паствой без кафедры, мнение менялось. Впрочем, Никон потерпел личное поражение. Замахнувшись на право стать высшей властью в стране, он потерпел сокрушительное поражение. Но это было поражением личных амбиций церкви, а никак не еЈ сущности. новые каноны и обряды вошли в церковную практику и сохранились до наших дней. Вместе с тем, это поражение сняло преграду на пути европейского влияния, осуществившееся через реформы Петра. Церковь не утратила своего сакрального значения, но утратила значение политической единицы.

Несколько веков сравнительно мирных отношений как между Церковью и государством, так и внутри самой Церкви были прерваны разбушевавшейся революцией начала 20-го века. Восторжествовавшая в России власть советов имела свой взгляд на роль церкви в построении нового общества, совершенно не совпадавшего со взглядами самих церковников. Советская власть требовала от церкви одного - безоговорочного подчинения, не идя на предлагаемые Первосвятителем Российской Православной Церкви Св. патриархом Тихоном уступки и компромиссы. В это время за пределами России, согласно указу патриарха Тихона от 7/20 ноября 1920 г. за. 362, предлагавшем всем православным людям за границами СССР объединиться и жить обособленно от Российской Матери-Церкви до тех пор, пока не установится в Ней свобода и порядок, и создалась Зарубежная Русская Православная Церковь.

В России же, после ареста местоблюстителя, заместителем местоблюстителя патриаршего престола в 1926 году стал митрополит Сергий Нижегородский, который год спустя выпустил свою знаменитую декларацию, в которой призывал православных людей "радоваться" радостям богоборческой власти и вынести этой проклятой антихристовой власти всенародную благодарность за внимание к нуждам православного населения. Этим событием и датируется момент второго величайшего раскола Русской Православной Церкви.

Этот раскол гораздо сильнее потряс русское общество. Официльную российскую "сергианскую" церковь перестали признавать за пределами России, а в самом Союзе появилась "подпольная" катакомбная церковь, кроме того, значительно уменьшилось количество прихожан и вообще верующих людей и, соответвенно, значительно уменьшилось влияние самой церкви. Тем не менее, она продолжала жить, оказав неоценимую услугу Родине во время Великой Отечественной войны.

Но и после войны отношения между РПЦ в России и Русской православной церквью Зарубежом были мягко говоря прохладными. Однако в последние годы ситуация стала меняться. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II за 12 лет своего патриаршества неоднократно>Последние новости

призывал к преодолению церковного разделения, считая, что сегодня нет никаких оснований находиться в изоляции друг от друга и Московский Патриархат готов к сближению, не выдвигая никаких требований к другой стороне.

В октябре этого года состоялся Архиерейский собор РПЦЗ, на котором была принята отставка ее главы - митрополита Виталия. Новым первоиерархом стал архиепископ Лавр. Это изменение несло принципиальный характер, поскольку в отличие от своего предшественника, отказывавшегося от диалога с Русской православной церковью, новый глава был настроен к Москве более лояльно.

По сути, назрела ситуация, когда и РПЦ Московской Патриархии и РПЦЗ нуждаются друг в друге.
В последние годы РПЦЗ утрачивает своЈ влияние. Основными прихожанами РПЦЗ были русские первых двух волн эмиграции, те, кто ни при каких обстоятельствах не мог вернуться в Россию. Но время неумолимо летит и падение "железного занавеса" разрушило ту преграду, на которой и держалась РПЦЗ. Поэтому готовность епископата РПЦЗ к диалогу с РПЦ МП выглядело логичным и обдуманным шагом.

Свою выгоду усматривает в этом воссоединении и Московский Патриархат. Во-первых, это, безусловно, усилит влияние за рубежом (РПЦЗ имеет 22 монастыря и более 250 приходов во всем мире), что в вековечной борьбе в католической церковью станет весьма значительным шагом вперЈд. Плюс ко тому, существуют и внутренние проблемы. Несмотря на то, что количество верующих россиян увеличивается, далеко не все идут в православные храмы. Буйным цветом зацвели так называемые альтернативные религии, имеющие подчас ярко выраженный сектантсткий характер. Население же, томимое духовной жаждой не особо разбираясь в хитросплетениях религиозных интриг зачастую попадает как раз в сети "торговцев душами": всевозможных "белых братьев", адвентистов седьмого дня, "свидетелей Иеговы", саентологов и т.д. Возрастает и влияние казалось бы безвредной протестантской церкви. Исповедуя вроде бы те же самые христианские заповеди, протестанты по сути отвращают народ от родной православной культуры, подменяя еЈ западными канонами и прививая западную же культуру и мировоззрение, разрушая тем самым не только национальное самосознание русского человека, но и подрывая основы государственности, веками строившейся на православии. Так что необходимость укрепление позиций Русской Православной Церкви также понял и Президент России Владимир Путин, лично передавший Приглашение от имени Патриарха Алексия II главе РПЦЗ митрополиту Лавру во время своего визита в США.

Конечно, сейчас рано говорить, что стороны тотчас же придут к согласию, но то, что это случится в ближайшее время совершенно ясно. Стоит отметить и тот факт, что объединение, если таковое случится, не пройдЈт безболезненно. В Зарубежной церкви есть немало противников объединения, в связи с чем есть опасение раскола в самой РПЦЗ. 14 священников Восточно-Американской епархии РПЦЗ(Л) выразили митрополиту Лавру и членам Собора свою озабоченность "молниеносной быстротой развивающихся событий". В своем письме клирики высказали предположение, что архипастырей РПЦЗ(Л) "кто-то использует в своих политических интересах". Накануне визита в Москву делегации РПЦЗ(Л) в сети было распространено письмо епископа Даниила Ирийского, викария председателя Архирейского Синода РПЦЗ по обслуживанию старообрядцев, который в частности пишет, что "если бы мы соединились с Московской Патриархией, то нам пришлось бы признать и Американскую автокефальную церковь (О.С.А.), с которой у нас мало общего по причине их крайнего модернизма. Пришлось бы быть ближе к грекам-новостильникам, что оттолкнуло бы от нас старостильников (греков и других), находящихся с нами в общении. Пастве Зарубежной Церкви такое соединение не нужно".

Могут возникнуть трения между РПЗЦ и РПЦ по таким вопросам, как участие РПЦ в экуменическом движении, вопрос осуждения "сергианства". Неизменно возникнут вопросы, касающееся административного оформления объединения. Но это уже будет уже второй этап отношений. Главное - принятие решения об объединении, или же напротив, отказ от этой идеи. Сегодняшнее положение вещей несколько напоминает положение, сложившееся в церковном движении времЈн никонианской реформы. Уже сейчас идут споры о том, чтобы осовременить церковный язык и обряды, сделав их более понятными и доступными. Возникают вопросы и о чистоте рядов священнослужителей а также многие другие, не менее важные и актуальные моменты. Словом, сейчас в истории Русской Православной Церкови наступает переломный период и от того насколько успешно он будет преодолЈн зависит дальнейшая судьба православия.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

И. Кулагина
Ритмическая гармония Алексеевой
О школе пластического движения Людмилы Николаевны Алексеевой
01.12.1999
Все статьи И. Кулагина
Воссоединение РПЦ и РПЦЗ
Все статьи темы
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 13:29
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 13:26
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43