- Я отстал от жизни на целую неделю, - с такого неожиданного признания начал свою речь диакон. - Все прогрессивное человечество уже посмотрело третью серию "Матрицы", а я еще нет. Тем не менее, я хочу поговорить с вами об этом фильме.
Сказано было сильно. Две "Божьи сестры" бальзаковского возраста, сидящие рядом со мной, засопели и нервно задвигались. Благостное выражение с их лиц куда-то улетучилось. Судя по всему, ни про какую "Матрицу" они никогда не слышали.
- Главный герой этого фильма, Нео, жил как бы во сне, - продолжал диакон. - Но потом он проснулся и увидел мир таким, какой он есть на самом деле, - мерзким и некрасивым. И это очень хорошо. Если человек очнулся ото сна и увидел вокруг себя мерзость - значит, он уже встал на путь исправления.
Дальше - больше. "Соратник" Нео назвал "Матрицу" христианским фильмом, потому что его герои осознали, что они жили в мире иллюзий.
- Представьте ситуацию, - говорил Кураев. - Останавливается возле моего храма шикарная машина, а из нее выходит хорошо одетый мужичок. Я думаю: "О, Господь мне спонсора послал!" И тут же начинаю раскручивать этого мужичка на бабки: "мол, крыша в храме прохудилась, батареи текут и так далее". А на самом-то деле никакой он не спонсор. Он просто помолиться зашел. Вот я и говорю: нужно отличать свои иллюзии от того мира, который окружает нас на самом деле.
Уяснив для себя, что весь мир - это компьютер, а люди в нем - батарейки, тетеньки в платочках облегченно вздохнули. И приготовились слушать о более близких и понятных вещах. Но не тут-то было: разобравшись с "Матрицей", Кураев завел разговор про рок-музыку вообще и группу "Алиса" в частности.
- Кинчев сейчас очень изменился, - уверял диакон, - Он не устраивает концертов в посты, то есть несет финансовые убытки. Мало того, став православным, он пожертвовал своими поклонниками: большая часть "Армии "Алисы" ушла от него к "Королю и Шуту".
Кто-то из зала высказался в том духе, что песни у Кинчева нынче слишком пафосные. Вот другое дело, группа "Ленинград" - они хоть и матершинники, да зато поют искренно и с душой.
- Сергей Шнуров раньше был семинаристом, - строго заметил диакон, - а теперь он движется навстречу своей пастве. То есть деградирует. А Кинчев движется прямо в противоположную сторону. Даже мне ни разу не удалось склонить его выпить.
Взрослая часть аудитории окончательно запуталась в том, кто такая "Алиса", и куда она движется. Удовлетворенный диакон закончил свое выступление, и из зала на сцену запорхали бумажные голубки записок. Спрашивали, как сочетается религия и творчество, где сейчас находится Сатана и за кого нужно голосовать на ближайших выборах. Сатана, отвечал Кураев, возможно, сидит где-то рядом, а свой голос на выборах нужно отдать тому, кому он действительно поможет.
В заключение Андрей Кураев с радостью сообщил, что недавно он прочитал очередную, пятую книгу про Гарри Потерра. И остался очень доволен.
- На русском эта книга еще не вышла, но я читал ее на языке оригинала, - сказал он. - Предыдущие четыре книги были похожи одна на другую, но пятая - это нечто особенное. Это очень серьезный роман.
Такая осведомленность вполне объяснима: Кураев не только защищает детского кумира от нападок христиан, но и пишет об этом книжки. Брошюру "Гарри Поттер в церкви между анафемой и улыбкой" можно было приобрести перед его выступлением. По сходной цене.