Православные перед выбором

Религия 
0
157
Время на чтение 4 минуты
В целом скучные думские выборы 2003 чрезвычайно интересны с точки зрения "православного фактора". Новизна ситуации заключена в следующем. В 90-е годы православный электорат вынужден быть канализироваться по двум ложным руслам: либо партия власти, либо "национал-патриотическая оппозиция" во главе с коммунистами. И то, и другое по своей сути было противоестественным союзом. Крошечные группы православных политических активистов 90-х гг. измучились в длинной истории мезальянсов. С мучительным компромиссом они прикладывали себя к КРО, "Державе" Руцкого, КПРФ, к Говорухину, к Шумейко и т.д. Их детство и отрочество прошло как бы в удушающих колодках, и теперь, когда колодки раскололи, перед нами уродцы-недоростки. И вот политика Путина и перекройка политического пространства открывает православным воды большой "системной" политики, возможен большой маневр, смелые заявки.

Конечно, под "смелыми заявками" имеется в виду не тот тухлый идеологический товар, который залежался на патриотических складах с 90-х гг.

ПОПОВ-КУИМОВ. Партия "За Русь Святую" не пошла с В.Лебедевым в Народную партию, а позже - не приняла и союз с Глазьевым. Это целиком анекдотическое явление, призванное доказать, что концепт "Святая Русь" вызывает интерес у 0,28% избирателей. С.Попов, если судить по его выступлениям в так называемых "теледебатах", как будто зомбирован кем-то, с тем чтобы механически изображать "суперклерикальную" партию. "За Русь Святую" - это своего рода пародия на шариат. Попов в своих публичных выступлениях стремится показать, что экономические законы, право, гражданская жизнь - все это целиком и без всяких опосредующих звеньев содержится в Ветхом и Новом Заветах. Имеется даже написанная им инструкция для кандидатов, которым рекомендовано на все вопросы об экономической политике просто повторять десять заповедей. Сам Попов последовал этой инструкции при встрече с Г.Явлинским в эфире 17 ноября.

Эксперимент Попова-Куимова, вероятно, мог бы канализировать самый край православных политических радикалов. Но, к сожалению, этого не произойдет, потому что родственные "святорусцам" группы ("Русь Православная" К.Душенова, "Русский вестник" А.Сенина, "опричные братства" и другие) не примкнули к Попову и не образовали "черносотенный фронт".

КРУТОВ-ЛЕОНОВ. В отличие от "поповцев" - кристальных монархистов, антисемитов и мистиков - Крутов-Леонов идеологически совсем другое явление. Это выразители стремительно устаревающей, но очень характерной для второй половины 90-х гг. тенденции сторонников "советского реваншизма", мечтающих заменить коммунизм на православие. Реваншистские комментарии генерала Леонова - фирменный стиль "Русского дома". Несмотря на почти десятилетние усилия, не только Леонову, но и Крутову так и не удалось принять форму убедительно церковных людей. Но им, несомненно, удалось создать протестную телепрограмму с высоким рейтингом и сформировать свою аудиторию. Цель их присутствия в блоке "Родина" - стать теми крысоловами, под дудочку которых из КПРФ выйдет часть православных, которая до сих пор оставалась в сфере ее влияния. Длительное время существование "Русского дома" связывалось с покровительством архимандрита Тихона (Шевкунова), а через него и С.Пугачева. Однако сегодня, с точки зрения той политической элиты, на которую завязаны эти лидеры, идеология "Русского дома" уже чрезвычайно архаична. Ведь эта часть элиты стремительно превращается из маргинальной в господствующую, а Крутов-Леонов не смогли проявить должной идейной гибкости. Поэтому ныне - после долгой работы на так называемых православных чекистов - им не суждено пожать плоды. Им не хватило сил преодолеть инерцию оппозиционности в условиях стремительно меняющейся путинской политической реальности. И эти плоды пожинают другие.

ДЕРЖАВИН-ЛЕБЕДЕВ. Вот кто пожинает плоды. Валентин Лебедев - председатель Союза православных граждан, примкнув к Народной партии, сделал, как выяснилось, более перспективный выбор. На почве партии Райкова завязывается, пока, конечно, с большими оговорками, нечто вроде консервативной протопартии, в которой православные выглядят одновременно и "православно", и "системно". Узел Гальченко-Державин-Лебедев - первая в истории новейшего российского парламентаризма интересная заявка на "православный фактор" на выборах, имеющая ресурс для развития, для маневра. Это не значит, что все состоится. Речь идет лишь о заявке, но в чрезвычайно выгодных условиях. Во-первых, "народники" - одна из двух путинских партий (вместе с Партией жизни С.Миронова), которые корректно озвучивают "новый курс" (хорошо изложенный в "РЖ" В.Голышевым). Во-вторых, они загоняют в лузу шар, подброшенный им Г.Павловским, - они ведь оказались парламентским оголовком "питерской силовой группировки". В-третьих, Г.Райков, независимо от прохождения 5%-го барьера, все равно сформирует фракцию в Госдуме 4-го созыва.

Николай Державин - это человек, который впервые "легализует" православность как элемент публичной политики без маргинализма и протестной риторики. Главное в его имидже - намерение избавиться от "специфичности" православия, и это очень существенно, поскольку в современной - и в высокой степени секулярной - России публичное обнаружение православности сразу придает специфичность и рождает отчуждающий эффект. В этом смысле Державин - органическая фигура. Он не неофит, как Константин Кинчев или Александр Крутов, а напротив - биографически абсолютно укоренный в православии человек, который при этом имеет некоторый лоск светскости. Иначе говоря, он, с одной стороны, вполне приличный гражданин, а с другой - будучи референтом Патриарха, полностью легитимен в своем образе православного. В его образе найдена форма сосуществования религиозного и секулярного миров. Его удачно дополняет Валентин Лебедев. Хотя в теледебатах и на пресс-конференциях он выступает крайне неудачно, важно другое. Церковь он видит в пространстве гражданского общества. Он часто повторяет, что является сторонником учения А.Карташова о "молекулярном воцерковлении общества". Тут стоит заметить, что для людей типа Куимова-Попова русский церковный историк и политик эпохи 1917 года Антон Карташов - просто масон и либерал. Лебедева, как это явствует из его выступлений, вдохновляет не дореволюционный опыт православных в политике, а послевоенный опыт германского ХДС со всеми гражданскими институциями, сопровождающими деятельность этой консервативной партии.

Одним словом группа Гальченко-Державин-Лебедев пытается впервые показать, что православие не является "антимодернизационной идеологией". И в этом существенная новизна "православного фактора" на выборах 2003 года.

Конечно, реальностью общественного сознания останется базовый тренд секулярного общества: для крещеных в Русской православной церкви политический выбор не детерминирован опытом веры. Голоса "православных избирателей" будут распределяться по всему спектру. Но в виртуальной сфере властной мифологии, которой живет наш политический класс, может произойти существенная перемена: православие все больше превращается из идеологии - в стилистику. Из антимодернизационной идеологии - в стилистику истеблишмента, которая будет выражать себя не в лозунгах и рассуждениях о "духовной безопасности", а в неакцентированном образе, основанном зачастую на жесте, на рисунке биографии, на понимании событий с поправкой на личный опыт веры.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

А. Морозов
Россиянский тупик, часть I
Укрепление вертикали любой ценой: государственное строительство "по Церетели"
07.12.2004
Из Гондураса на Святой Престол
Наибольшие шансы возглавить Римско-католическую церковь имеют представители "третьего мира"
26.05.2004
Шесть исламских проблем Владимира Путина
Мусульмане на выборах в ГД и в президентской кампании
01.12.2003
Все статьи А. Морозов
Религия
Русский народ стал астрологическим народом
Размышления в свете опроса ВЦИОМ о вере россиян в сверхъестественное и необъяснимое
22.03.2024
«В Вашингтоне всё никак не угомонятся»
США снова обвинили Россию в нарушении свободы вероисповедования и религиозных гонениях
19.05.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11