itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Матрица", где твое жало? Смит, где твоя победа?

Общество 
0
128
Время на чтение 6 минут
Нет, все-таки жажда наживы развита у человека сильнее, нежели чувство прекрасного. А иначе зачем тогда братьям Вачовски, создателям знаменитого фильма "Матрица" понадобилось обременить свое творение двумя монструозными довесками в виде сиквелов "Матрица: Перезагрузка" и "Матрица: Революция"? С другой стороны, Киану Ривз, исполнитель главной роли в трилогии, как-то раз в одном интервью по поводу "Матрицы" честно признался, что денег у него уже столько, что он просто не знает, куда ему деваться от своих немыслимо громадных гонораров - вовсе, что ли, их не брать: Тогда в чем же дело? Неужели зачаровала матрица-Майя дерзких разгадчиков ее тайн, заворожила соблазнами, затянула в капкан, лишила разума и основательно подпортила пресловутое эстетическое чутье?

Нет нужды повторять мысль, и без того уже не раз высказанную как на страницах многих изданий: прелесть первой "Матрицы" как раз и заключалась в абсолютной завершенности этого фильма-притчи, его изысканной символичности, дзэнском звучании. Насильственное превращение притчи в банальный "экшн" выглядит настолько удручающе, что невольно задумываешься - да полно, неужто и впрямь это дело рук все тех же режиссеров? А, может быть, здесь поработал агент Смит и его бесчисленные подобия, размножающиеся со скоростью компьютерных вирусов и с легкостью необычайной внедряющиеся во что угодно, в труху измельчая вчерашние святыни, подрывая самые основы человеческого, живого, цельного?..

Попробуем еще раз во всем разобраться. Для начала - непосредственные впечатления от третьей, заключительной, части киноэпопеи. Итак, близится последняя битва защитников Сиона (и почему только переводчики упорно переводят английское "Zion" как Зион?) с машинами. Битва, похоже, заранее безнадежная, ибо силы тьмы численностью бесконечно превосходят силы света. Единственное утешение - погибнуть с честью. Рыцарственное это соображение, увы, начисто лишает благородных героев чувства юмора. Все тонет не то чтобы в фарисействе, но в невыносимом пафосе, нескончаемых претенциозных монологах и загадочных эзотерических беседах не для средних умов.

Живая душа человеческая, однако, долго патетического накала выдержать не может, и ткань фильма то здесь, то там взрывается репликами, комичность которых ускользнула от режиссеров, актеров и героев "Матрицы-3", но зато была по достоинству оценена российской публикой, истерически хихикавшей в самых "возвышенных" местах ленты. Чего стоит, например, следующая сценка: капитан одного из кораблей Сиона сурово допрашивает члена команды, подозреваемого в подрывных действиях по отношению к "сионистам". Тот оправдывается: "Мне кажется, кто-то вселился в меня! Это он уничтожил корабли!" Капитан (не меняя интонации и выражения лица, врачу): "Проверьте его на белую горячку". И ведь пошли проверять, бедолаги:

Тот же капитан - на редкость самовлюбленный тип - вынужденный доверить управление своим кораблем более опытной женщине-капитану, под конец их совместного головокружительного, смертельно опасного, путешествия изрекает мрачно: "Ты умеешь пилотировать, женщина:". Конечно, это вам смешно, ехидным зрителям, а у человека, можно сказать, обвал системы ценностей случился, да еще на фоне надвигающегося Апокалипсиса: Наконец, на десерт нам подают последнюю беседу ослепшего героя с его умирающей возлюбленной Тринити. Беседа долгая, непостижная уму, долженствующая исторгать у нас слезы скорби, но, увы, не исторгающая оных. Почему хочется не плакать, а, напротив того, кощунственно смеяться, отлично пояснил некий подросток, чей диалог с приятелем я случайно подслушала по выходе из зала: "Не, я, типа, не понял: она же, типа, труп, да? Ее ж проткнули железками (шесть штук здоровенных железных прутов, между прочим. - А.А.) - чЈ ж она, типа, болтает себе, целуется?"

Герой, утративший любовь всей жизни, в одиночку и вслепую пробирается дальше. Впрочем, отсутствие глаз, как выясняется, не такая уж и большая потеря - все, что надо, Нео теперь видит внутренним зрением (ход ожидаемый и вполне тривиальный). Перед решающей схваткой с агентом Смитом Нео встречается с таинственной говорящей головой - прямо-таки Гудвин-Великий-и-Ужасный! - здорово смахивающей на голову статуи Свободы: такой же суровый окаменелый лик в острых лучах венца. С этим зловещим Перводвигателем Нео, спустившийся в адские бездны, заключает какую-то невнятную сделку. Смита герой победит, чего уж там, но сначала (и мы вместе с ним) хорошенько помучается. Все аллюзии нестерпимо прозрачны: к финалу картины мы окончательно и бесповоротно понимаем, что Нео - спаситель в новозаветном духе. Он одолевает врата ада, побеждает смерть в лице Смита любовью, выкупает человечество (Сион, народ Божий, Израиль) собственной жизнью и в конце концов лежит бездыханный, картинно раскинув руки распятием, в то время как Голова утробным голосом возглашает: "Свершилось!"

Тут бы и прекратить эту нечеловеческую безвкусицу, дать вконец запутавшемуся зрителю отдохнуть, но не тут-то было - как же без заключительных аккордов? На сцену вновь выкатывается совершенно дискредитировавшая себя Пифия, а вместе с ней некий благообразный пожилой господин весьма респектабельного вида, с седой бородкой, в дорогом безупречном костюме. Зовут его Архитектором, но по внешнему его облику легко сделать далеко идущие выводы, поскольку так в голливудских фильмах обычно изображается Бог. Он-то и заварил всю эту кашу, то бишь мистерию, причем грозится сделать это еще раз и еще много-много раз. Есть от чего содрогнуться! Неужели на нас натравят "Матрицу-4", повествующую о втором пришествии воскресшего Нео?

Итак, что же и как случилось, спросим мы снова. В первой (и по всей справедливости, единственной) "Матрице", динамичной, острой, но необычайно легкой и лаконичной, речь шла о том, что матрицы и Смита - нет. Нет страхов и нет смерти. Герой, совсем было поверивший в собственную смерть, внезапно просветляется и осознает, что никакой "экшн", размахивание руками и ногами, в борьбе с призраками не поможет. Не поможет потому, что их нет. И достаточно простым несуетным движением выставить руку ладонью вперед, чтобы морок развеялся. Весь мир приходит к спасению всякий раз, как просветляется кто-то, вырвавшийся из иллюзорных пут матрицы. Благая весть Нео - о возможности пробуждения, радости и подлинных чувств. Но спасение возможно только при наличии собственных усилий каждого отдельного человека.

К сожалению, спасение по-дзэнски оказалось слишком подозрительным для западноевропейского сознания. Нет, это не по-нашему - просветлился и спасся. Слишком уж это как-то просто, незатейливо. А как же жизнь в борьбе, муках, искушениях? Рай на земле - это от лукавого. У настоящего святого все искушения и самые-пресамые ужасы только после просветления-то и начинаются. Никто не позволит тебе просто так сидеть в своей хижине и созерцать чего-нибудь изящного. Нет уж: назвался просветленным, засел в келье - вот тебе все ужасы ада. Сатана и воинство его будут непрестанно искушать крепость твоего духа, и, чем ближе ты к святости, тем страшнее безумие тьмы. Тьмы самой непритворной, плотной, обступающей со всех сторон, всепроникающей, непобедимой, вязкой: Тут уж как руку не выставляй, только сильнее будешь чувствовать чудовищное давление зла, как чувствует его Нео, пытающийся удержать полчище машин-"кальмаров".

Какие все-таки изощренные, сложные, виртуозно разработанные у европейского человека представления о силах зла! В каком разнообразии они представлены в "Матрице-3"! На светлое и радостное у создателей картины воображения уже почти не хватает. Ужасен даже вид "наших" машин, с помощью которых защитники Сиона намерены отстаивать добро и свет: исполинские, мощные, уродливые роботы-трансформеры крушат и обстреливают злобных вертких "кальмаров", периодически безнадежно запутываясь в их стальных щупальцах. Все смешалось на поле Армагеддона, все проникнуто ужасом и отчаянием, и в металлическом месиве из сражающихся машин уже нелегко различить человека:

Под напором Смита трещат шлюзы крепости Сиона, как трещит по швам хрупкое человеческое сознание под натиском поистине босхианских ужасов, неостановимым потоком льющихся из услужливого европейского коллективного бессознательного. Реальность зла, дьявольщины, неоспорима, утверждают создатели "Матрицы-2" и "Матрицы-3". Человеку не под силу его победить собственными силами - думающий иначе повинен в гордыне и суетности. Сражаться человек должен прежде всего с собственной греховностью; вот и говорит Пифия Нео, что Смит - это, по сути дела, обратная, теневая, сторона самого Нео.

Никакой такой земной любви героям-спасителям не положено, это еще одно искушение плоти. Потому и "болтает" на смертном одре бедная Тринити (само это имя, что характерно, в переводе означает "Троица"), что она, по очевидному христианскому сценарию, мученица, а мученикам положено сладостным гласом славить радости самоотречения под пилой, топором и иными орудиями смирения плоти. Потому так важно крупным планом обозначить оные орудия, всю их зримость, весомость и непреложность. Так проклевывается новозаветный росток из ветхозаветной почвы второй части трилогии, где, как мы помним, герои все-таки еще хоть до какой-то степени предавались пресловутым искушениям плоти, например, в сцене экстатических плясок-радений в Сионе, напоминающих о танце царя Давида перед ковчегом.

А под конец всей этой кровавой, безумной и едва ли не бессмысленной драмы нам так ничего и не объясняют. Зачем все это было? К чему весь этот ужас смертный, грязь, тлен, отчаяние, кровь, муки, самоотречение? Кто за всем стоит, в чем замысел, и кто Промыслитель? На это нам отвечают: радуйтесь кратковременной передышке, а о большем не спрашивайте, человецы. Ибо лишнее знание греховно, а грех нас подстерегает всюду. Как агент Смит. Что и требовалось доказать.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

А. Архипова
Все статьи А. Архипова
Общество
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59