Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мягкое банкротство Русской Зарубежной Церкви

А.  Андреев, Национальная Информационная Группа

10.11.2003

Два главных противника на русском православном церковном поле на протяжении почти 80 лет - Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) и Русская Зарубежная Церковь, начинают сближаться. Как выясняется, причинами столь скорого и активного сближения являются не только дела духовные. Даже в этой области никуда не деться от соблазна холодного расчета.

Первый контакт между представителем РЗЦ ( центр в Джорданвилле, США) и РПЦ состоялся еще в1988 году, когда протоиерей Виктор Потапов впервые приехал в Россию, как корреспондент "Голоса Америки" на празднование тысячелетия Крещения Руси. Вскоре после этого в России побывали более крупные священнослужители Русской Зарубежной Церкви, включая архиепископа Берлинского Марка. Однако, на свою историческую родину так и никогда не приезжал бывший глава РЗЦ митрополит Виталий - один из самых глубоких "консерваторов" Джорданвилля.

Конфликт между церковью на родине и "зарубежниками" начался еще в 1921 году в сербском городке Сремски Карловици, где на Соборе собралась значительная часть русского духовенства, оказавшегося в эмиграции. Наиболее представительным членом Собора был один из старейших иерархов Русской церкви митрополит Антоний (Храповицкий). Основным решением Собора было признание главенства над Русской Православной Церковью патриарха Тихона, а также признание России монархической страной. Разумеется, после проведения такого Собора все контакты между духовенством, оказавшимся за рубежом, и Москвой были крайне затруднены. Но они вовсе прекратились после того, как митрополит Сергий - Местоблюститель Патриаршего престола выпустил в 1927 году Декларацию о лояльности церкви государству. За рубежом эта декларация была воспринята не просто как уступка большевистским властям, но как очевидный союз с новой властью. Однако, не стоит забывать, что в СССР в это время было почти полностью истреблено духовенство, закрыты монастыри и церкви и в живых осталось всего лишь несколько епископов. В целях сохранения церкви, как таковой, у себя на родине митрополит Сергий был вынужден обратиться с подобной декларацией. Ее издание полностью прервало контакты между Русской церковью за рубежом и на родине, где некоторые священнослужители ушли в так называемую "катакомбную" церковь.

После смерти митрополита Антония - первого Главы Русской Зарубежной Церкви - ее возглавил митрополит Анастасий. Именно при нем в эпоху Второй Мировой войны иные приходы РЗЦ проявляли определенные симпатии к властям Третьего Рейха.

Почти незамеченным прошло руководство РЗЦ митрополитом Филаретом, однако в эпоху пришедшего ему на смену митрополита Виталия произошел целый ряд событий. И прежде всего, это канонизация Царственных Новомучеников и Оптинских старцев.

В эпоху 90-ых в недрах Русской Зарубежной Церкви усиливается противостояние между "консерваторами" и "молодым крылом" Джорданвилля, возглавляемого митрополитом Лавром. Казалось бы, преодолены все основные противоречия. Уже и Московская Патриархия канонизировала не только Царскую Семью, но и сонм новомучеников и исповедников Российских, произошел отказ от пропаганды экуменизма, а между государством и церковным институтом - если не идиллия, то почти "симфония" - открываются церкви, монастыри, преподается православное вероучение. Что сдерживало митрополита Виталия в данной ситуации от контактов с Московской патриархией, которая не раз обращалась к Джорданвиллю с посланиями - вероятно, так и останется на все времена тайной старейшего иерарха РЗЦ.

Практически смещенный со своего поста три года назад "молодыми", сегодня митрополит Виталий никак не влияет на политику Джорданвилля. В то же время, сменивший его митрополит Лавр, успел уже не только побывать в России (посетил Соловецкий монастырь), но и даже повстречаться в США с президентом Путиным, который пригласил Первоиерарха РЗЦ посетить Москву с официальным визитом.

Кажется, что это сделано даже вне согласования с Патриархом Алексием Вторым (хотя достоверно это, конечно, неизвестно), хотя представить, что два высших архиерея не встретятся - вряд ли возможно. Будет ли это просто "визит вежливости" или же визит, который будет иметь далеко идущие последствия - сказать трудно.

С другой стороны, источники близкие к церковным кругам, уже не первый год судачат о том, что Московская Патриархия имеет виды на имущество Русской Зарубежной Церкви. Пусть это и не Бог весть какое богатство, но захочет ли Джорданвилль расстаться с этим имуществом просто так или будет торг - тоже вопрос. И на что будет готов пойти Московский Патриархат в случае такого торга? И не есть ли столь активная решимость "зарубежников" контактировать с Москвой стремлением материально беднеющей и теряющей паству Церкви найти свое место в куда более мощной и влиятельной структуре, каковой является Русская Православная Церковь?..

Подождем визита митрополита Лавра в Москву. Но каким бы он не оказался - очевидно, что сам прецедент такого визита позволит сделать немалые выводы о перспективах дальнейших взаимоотношений между РПЦ и РЗЦ.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме