Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Исход

Евгений  Муравлев, Благовест (Самара)

07.11.2003

Икона Божией Матери Знамение Курская Коренная покидала Россию. Россию, в которой она чудесно явила себя в 1295 г. при корне дерева в лесу под Курском. В 1918 году знаменитый на всю страну крестный ход из Курска в Коренную пустынь не состоялся, его запретили большевики. Куряне возили чудотворный образ по домам, по окрестным селам, предчувствуя скорое расставание с ним. На короткое время в сентябре 1919 года Курск был взят Добровольческой Армией, и это определило исход из Отечества одной из самых почитаемых на Руси чудотворных икон.

Прощание с Курском
В конце XIX столетия икону Знамение взрывали, но она чудесным образом осталась не поврежденной. С приходом советской власти святой образ украли, но Богородица явила его вновь. Безумцев посрамил Господь. Икону ждала иная судьба.
...В успех белого движения уже мало кто верил. В середине октября 1919 года генерал Кутепов дал понять Епископу Курскому и Обоянскому Феофану, что Курск будет оставлен Добровольческой Армией, и предложил Владыке выехать на юг. Вместе с наместником Знаменского монастыря архимандритом Иеронимом, впоследствии архиепископом Детройтским, Владыка Феофан выехал поездом в Белгород. По его благословению Курскую Чудотворную отправили в Белгород на санях. Саней удалось достать только двое: одни были из Коренной пустыни, другие из Знаменского монастыря...
На молебен перед путешествием в Знаменский монастырь пришли всего около 50 человек. Поздно вечером 31 октября святая икона покинула Курск и больше не возвращалась в него до сего дня. В пути началась страшная метель, из-за чего сани продвигались очень медленно, но почти без остановок, преследуемые слухами о приближении фронта. Сопровождавшие образ монахи опасались попасть в руки красных. Лошади едва тянули сани с вещами. По свидетельству сопровождавших, путь до Белгорода растянулся на три чрезвычайно тяжелых дня.
В Белгороде образ на две недели поставили в мужском монастыре, рядом с нетленными мощами Святителя Иосафа Белгородского, которые остались в России, но были утрачены (вплоть до 1991 года). 18 ноября старого стиля Чудотворная в сопровождении Владыки Феофана в отдельном вагоне отбыла в Таганрог.

На Запад Солнца
В Таганроге икону торжественно встречал генерал Деникин со своим штабом, архиереи, народ. Но агония Добровольческой армии была уже очевидна. Чудотворную увозили через Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новороссийск, в тылу царил хаос, монахам с иконой нередко приходилось ночевать где попало, в сараях, в холоде, голодать. 1 марта 1920 года в сопровождении епископов Курского Феофана и Новороссийского Сергия и не пожелавших расстаться со святыней иноков икона покинула берег России из Новороссийска, на пароходе "Святой Николай".
Потом были Греция, Сербия...
В сентябре 1920 года по усердной просьбе генерала Врангеля икона вернулась в Отечество, в Крым, последний оплот белой России. Это произошло в день праздника Воздвижения Креста Господня. А через месяц, 29 октября, почти через год после того как она покинула родной Курск, Чудотворная оставила русскую землю. Интересно, что она побывала в Крыму, от которого в свое время защищала Россию. От крымских татар, совершавших набеги на Русь, она претерпела: была рассечена надвое ударом татарского меча и... чудесно срослась, только "шрам" остался, через весь образ...
Икона "вернулась" в Югославию, а оттуда вместе с белыми русскими войнами-эмигрантами, составившими Русскую Православную Церковь Заграницей, началось ее шествие по странам Европы, в Америку, дальше и дальше на Запад. Это шествие было мучительно трудным, это был путь сохранения в рассеянии, на чужбине - русского духа, русского народа. Мы мало знаем о нем... Этот путь продолжается и теперь.

В ожидании чуда
С 90-х годов ХХ века в России все настойчивее задается вопрос: когда же к нам на родину вернется Чудотворная икона Знамение? С просьбами привезти икону для поклонения в последние годы обращались в Синод Русской Православной Церкви Заграницей и экс-губернатор Курской области Александр Владимирович Руцкой, и в недавнем прошлом глава администрации г. Курска Сергей Иванович Мальцев. С их представителями за границей случались удивительные метаморфозы.
- Когда я приехал в США, в Нью-Йорк, я ожидал увидеть там полупустые храмы Русской Православной Церкви Заграницей и американизированных потомков первой волны русской эмиграции, - вспоминал бывший заместитель губернатора А. Руцкого, ныне председатель Курского областного отделения Международного фонда славянской письменности и культуры Сергей Павлович Локтионов, вручивший письмо-обращение курского губернатора в Синоде Зарубежной Церкви, - но мне представилась совершенно иная картина. Это русские Православные люди, их много, они каким-то чудом сохранили свою диаспору и вовсе не отождествляют себя ни с американцами, ни с теми "новыми русскими" эмигрантами, которые ринулись в Штаты в последние годы. В них живет чувство Родины, чувство России. Они все говорят на русском языке, они не ассимилировались с американцами, а сохранили многие традиции царского времени. Они очень светлые люди и всему миру они свидетельствуют о Христе.
Обращения курских политиков не были удовлетворены священноначалием Зарубежной Церкви. Накануне празднования 700-летия явления иконы Знамение в 1995 году Митрополит (тогда архиепископ) Курский и Рыльский Ювеналий направил приглашения приехать в Курск на торжества председателю Синода, а также архиепископу Берлинскому и Германскому Русской Православной Церкви Заграницей Марку. Первое приглашение осталось без ответа, а Владыка Марк ответил, что он весьма сожалеет, но приехать не решается, потому что "время не настало". Настанет ли?.. На одном из последних заседаний Синода новый глава Зарубежной Церкви архиепископ Лавр сожалел, что икона не может сейчас посетить Россию...
Непреложных пророчеств о возвращении Чудотворной на родину нет. Ни прекращение открытых гонений на Церковь в России, ни успешная реставрация Знаменского Курского монастыря, где пребывала икона Знамение, не являются сами по себе тем решающим обстоятельством, которое могло бы определить ее возвращение. Для этого должно произойти нечто гораздо более значительное. Что именно? Этот вопрос остается открытым. Между тем из церковной истории хорошо известен тот умом непостижимый факт, что сколько ни переносили Курскую икону в г. Рыльск, она чудесным образом возвращалась на место явления своего под Курском. Сама, без всякой помощи и видимых на то усилий со стороны молитвенно глубоко почитавших ее курян.

Одигитрия
В центре Манхеттена, на 93-ей авеню расположена по виду самая обычная церковь, синодальный храм. Первый этаж здания освящен во имя Преподобного Сергия Радонежского, второй - в честь иконы Божией Матери Знамение Курской Коренной. За последние годы неизвестными лицами неоднократно предпринимались попытки выкрасть из храма его главную святыню, икону Знамение. Поэтому чудотворный образ, как правило, находится в покоях Предстоятеля Зарубежной Церкви, пути передвижения иконы мало кому известны заранее. Чудотворную берегут. Она - Одигитрия, то есть Путеводительница Русского Зарубежья, как тогда, на Гражданской, далекой войне...
На иконе - скромная риза голубого цвета. Незадолго до исхода Чудотворной из России чекисты похитили ее золотой оклад и вышитое золотом и драгоценными камнями покрывало. Их так и не нашли. Через весь образ - легкий "шрам", след древнего татарского меча.

Круги смыкаются
Каждый год великая святыня посещает приходы Зарубежной Церкви в Европе. Минувшим летом двум курским священникам посчастливилось встретиться с Чудотворным образом в Германии, в Висбадене и освятить на нем по благословению Митрополита Курского и Рыльского Ювеналия точную копию иконы.
- Настоятель Преображенского храма в Висбадене священник Александр Чейзов очень обрадовался, когда узнал, что мы из самого Курска, - рассказал после возвращения из поездки за рубеж настоятель Преображенского храма г. Курска протоиерей Леонид Солохин. - Он вместе с нами отслужил перед Чудотворным образом молебен и чин освящения, сам приложил икону, которую мы привезли, к великой святыне. Наша радость от встречи с ней омрачилась, стоило только представить себе, сколько Православных со всей России съехались бы в Курск, если бы святыня хотя бы на время вернулась на Родину!
- Я очень хотел бы, чтобы икона здесь была, - пожелал Павел Георгиевич Бильдин, приехавший в Курск из Америки (как многие русские эмигранты он, увы не дожил до того времени, когда его желание осуществится). - Я всего лишь рядовой мирянин, и я не смею об этом просить свое священноначалие, но в Русской Православной Церкви Заграницей есть очень много сторонников того, чтобы икона побывала в России. Я сам уроженец Курской земли, бывшего Фатежского уезда, села Солдатского. В 1919 году, в последний год пребывания иконы на Курской земле я видел ее, мне тогда было 7 лет... Конечно, я не мог отказаться от приглашения Владыки Курского и Рыльского Ювеналия побывать на родине.
Список с Чудотворной иконы Знамение из покоев Митрополита Ювеналия возглавлял крестный ход из Курска в Дивеево, который этим летом повторил путь курянина Прохора Машнина, ставшего Серафимом Саровским. Именно от иконы Знамение в отрочестве исцелен был будущий Саровский Чудотворец. Список обильно мироточил в продолжение всего крестного хода.
Другой список, который с 1990 года освящает собой возобновленную традицию ежегодных крестных ходов из Знаменского монастыря г. Курска в Коренную пустынь и обратно, тоже чудотворит. Он впервые замироточил при большом стечении народа весной 2000 года, когда в Знаменский кафедральный собор привезли из Москвы мироточивую икону Царя Мученика Николая Второго. Обе иконы тогда были буквально залиты миром.
...Так, таинственно, без пышных церемоний, происходит встреча русских людей из России с ранее недоступной святыней, а русских из Великого Рассеяния - с Родиной, так благодать Чудотворного образа видимо сходит на его списки, чтимые в нашем Отечестве.

Знамение
Само появление образа Знамение связано с обличением человеческого неверия: "...егда же они вопросиша от Тебе знамения, воздела руци в молитве и внезапу на персех Твоих возсия Младенец Христос".
А накануне Русской Голгофы эту икону попытались взорвать во время Богослужения. Тот страшный взрыв потряс не только всю Россию - он продолжает сотрясать в агонии духовного самоубийства, в отвержении Христа, весь мир. Икона же, "посреди разрушения крайнего", как писали о том газеты еще на заре ХХ века, незримо продолжает изливать на разрушающийся мир потоки Божией благодати. И если исходу Чудотворного образа из Отечества предшествовал невиданный до сих пор взрыв в монастыре, то его возвращение может в уже обозримом будущем предварить не менее мощный духовный, общественный или природный катаклизм. Картина возвращения этой иконы на фоне бедствий намного правдоподобнее, на мой взгляд, чем идиллия ее явления в относительно сытой и более-менее по-европейски благополучной России. Вспомним, что и обретена она была семьсот лет тому назад на пепелище, после того, как по Руси Батый с Ордой прошел. Утешать в трагедии, возвышаться над хаосом, собирать в рассеянии, спасать от голода и мора, как бывало в средние века, - это миссия Одигитрии.
...История этого чудотворного образа продолжается и в новое время. 6 мая 1981 года возле этой древней иконы принял святое крещение Наследник Российского престола Великий князь Георгий Михайлович Романов, с именем которого многие люди связывают надежду на возрождение России. И это стало еще одним знамением от иконы Знамение...



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме