300-летию Санкт-Петербурга. На съемки картины, в которой повествуется о судьбе Российского императора Павла I, о заговоре
против него и убийстве самодержца, Министерством культуры РФ был выделен 1 миллион долларов. Киностудия "Ленфильм" также
потратилась на аналогичную сумму. В результате получилась эпохальная картина, события которой, разворачивающиеся в
Петербурге на рубеже XVIII-XIX веков, многим зрителям невольно напоминают современность. "Я снимал кино о человеческой
трагедии, не задумываясь о значимости картины в историческом контексте, - заявил на пресс-конференции, предшествовавшей
премьере фильма "Бедный, бедный Павел", режиссер Виталий Мельников. - Тем более я не думал о дне сегодняшнем. Но многое в
российской истории развивается по кругу, события повторяются по спирали, а потому параллели с настоящим получились сами
собой".
"По сюжету фильма мы должны были снимать строящийся Михайловский замок, и это должно было выглядеть убедительно, -
рассказывает Мельников. - Думали-гадали, как это сделать, уже готовы были перенести сцены в интерьеры замка, но тут грянула
предъюбилейная реконструкция, за короткое время Михайловский замок превратился в стройку, был вскрыт фундамент, везде
появились строительные леса. Только мы отсняли материал, как растаял снег, и вся иллюзия строящегося здания пропала".
В фильме много того мистического и тайного, что до сих пор окружает фигуру самого загадочного российского самодержца.
"Когда-то Наполеон назвал императора Павла "русским Гамлетом", - говорит Мельников. - И я не знаю ответ на вопрос, какой
правитель был бы в то время нужен России, потому показываю Павла I как человека, со всеми его эмоциями и поступками, а если
возникала какая-то более масштабная многозначность - я только рад этому".
"Я заболел, играя Павла! - эмоционально восклицает исполнитель главной роли Виктор Сухоруков. - Историки рассказывают про
какие-то кашне и табакерки, которыми якобы было совершено убийство, а на самом деле цирюльники два дня не моги собрать даже
лица императора, на похоронах на Павла нахлобучили какую-то шапку, так что невозможно было разглядеть лица, а саркофаг
поставили так высоко, что увидеть тело не представлялось никакой возможности. Неужели все эти следы, которые так неуклюже
скрывали, нанесены шарфом?!".
Роль "антипода" главного героя - главаря заговорщиков графа Палена - исполняет Олег Янковский, отметивший, что на съемочной
площадке царил дух единения. "Нас всех захватил процесс, мы увлеклись, нас объединяла одна и та же цель, мы даже думали
едино - и это было радостно", - рассказал актер. "На самом деле Олег Иванович всЈ время ходил по съемочной площадке, курил
свою трубку и лишь жестами - одобряющими или нет - корректировал происходящее, - добавляет Сухоруков. - Однажды я выхожу в
мундире Павла, весь затянутый-перетянутый, а Янковский смеЈтся: "Молодой Смоктуновский!", а я в ответ: "А до старого мне не
дожить!".
Сухоруков настолько вжился в роль, что говорит о Павле в первом лице. "Не верьте тому, кто скажет, что я забаррикадировал
дверь в спальню и прятался за каминной доской в ночь убийства! Ничего этого не было!, - почти кричит актЈр. - Не было
потому, что я знал о заговоре, знал, кто сейчас войдет в дверь, и ждал, что вот-вот это случится: войдет человек, которому я
доверял больше, чем себе, который в курсе всего происходящего, который распоряжается даже императорской гербовой печатью.
Войдет и укажет на заговорщиков, прекратит весь этот фарс. Но этого не происходит - тот, кому я настолько доверял, предаЈт
меня.
Чем дальше в фильме развивались события, тем больше я, человек аполитичный, пытался понять, почему между близкими, родными
людьми происходят самые страшные предательства! Это в наши годы мы, воспитанные в духе атеизма, не придаЈм значения таким
вещам, как предательство, а в те годы люди жили в вере! "Бедный, бедный Павел" - фильм о предательстве".
Съемки картины проходили в Гатчине, Пушкине и Павловске, некоторые сцены снимались на дамбе, свою роль исполняет и
Санкт-Петербург, представший в фильме застывшим и холодным, враждебным Павлу городом, от которого тот бежит, пытаясь
укрыться в своЈм замке.
Великолепны костюмы Ларисы Конниковой, напоминающие своей пышностью и блеском карнавальные и настолько не свойственные
нынешнему аскетичному "Ленфильму". А, по признанию самого режиссера, "женский" актЈрский состав (Мария Федоровна - актриса
Оксана Мысина, Анна Лопухина - актриса Юлия Маврина) был взят на роли вообще без проб, что никак не отразилось на картине.
"Мои женщины великолепны!", - констатирует "Павел I".
Несмотря на то, что официальная премьера "Бедного, бедного Павла" состоялась только 22 октября, фильм уже был показан на
нескольких кинофестивалях и успел получить немало наград: он отмечен главным призом Международного фестиваля продюсерского
кино России и Украины в Ялте, на "Кинотавре" получил приз за музыку, написанную для фильма петербургским композитором
Андреем Петровым. Кроме того, на кинофестивале в Благовещенске фильм получил три награды: за лучшую режиссуру, лучшую
мужскую роль и приз от губернатора Амурской области. "Бедный, бедный Павел" был также представлен в Венгрии в рамках Недели
российского кино, а вскоре ему предстоит побывать в Нью-Йорке на ретроспективном показе, посвященном 85-летию "Ленфильма".
Единственный просмотр в Москве состоялся 27 августа - в День российского кино - в столичном Доме кино. "Фильм был принят
великолепно! - считает Виктор Сухоруков. - Показ прошел в полной тишине и ведре слЈз, после чего - в бурных аплодисментах".
Киноповествование о человеческой драме императора Павла начинается оптимистичными словами главного героя - "Настали времена
правления мужеского и рыцарского!", ведЈт зрителя сквозь череду доносов, лжи и предательства, представляя на суд зрителя
одну из самых мрачных страниц российской истории, и заканчивается словами "злого духа" Палена, возвращающегося после
убийства императора и разговаривающего с возницей: "А потом будет двадцатый век...". "А что потом?", - интересуется тот.
А потом будет век нынешний, в котором зритель фильма "Бедный, бедный Павел" сможет увидеть в убитом два века назад
императоре несчастного, всеми обманутого человека.
Ольга Осиновская, ИА "Росбалт"