Последний славянофил

к 180-летию со дня рождения Ивана Аксакова

Новости Москвы  Консервативная классика 
0
237
Время на чтение 7 минут
Иван Аксаков - один из виднейших теоретиков и практиков славянофильства. Основополагающим принципом его политической теории стала славянофильская формула "Силу мнения - народу, силу власти Царю!", которую Аксаков отстаивал всю свою жизнь.

Имя одного из самых поздних русских славянофилов - Ивана Аксакова (1823-1886), брата Константина Аксакова, долгое время было забыто. А между тем, глубокие личные и идейные отношения связывали этого человека с такими великими деятелями русской культуры как Федор Достоевский, Федор Тютчев, Владимир Ламанский, Афанасий Фет, Николай Страхова, Михаил Катков. До сих пор полностью не издано его обширное публицистическое, поэтическое, философское и эпистолярное наследие. В последнее время вышел в свет сборник его публицистики в серии "Из истории отечественной философской мысли" и сборник статей "Из потаЈнной литературы". Но это - лишь малая часть всех аксаковских трудов: дореволюционное собрание публицистических сочинений составляет семь увесистых томов.

Вся жизнь Ивана Аксакова была отрицанием бездействия и самоуспокоения. О каждой его речи в Московском славянском комитете во все концы мира неслись многочисленные телеграммы, и по ним во многих европейских столицах судили, что же думает русский народ о тех или иных шагах русского правительства. А слова "честен как Аксаков" стали своего рода поговоркой.

Иван Сергеевич Аксаков родился 26 сентября/8 октября 1823 года в селе Куроедово Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Род Аксаковых был одним из самых древних аристократических родов России. Детские годы Аксаков провЈл в деревне среди простого народа. В 1827 году вся многочисленная семья Аксаковых переехала в Москву. С этого времени гостеприимный дом старшего Аксакова стал одним из тех мест, где собирались многие известные деятели русской культуры, друзья отца семейства - замечательного русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, автора "Багрова - внука" и сказки "Аленький цветочек". Среди гостей бывали великий русский писатель Николай Гоголь, актЈр Михаил Щепкин.

Юность Ивана Аксакова прошла в Петербурге, в Училище правоведения, где готовили специалистов гражданского управления. Окончив курс в 1842 году, после 4 лет напряжЈнной учЈбы, он поступил на службу в московский департамент Сената. Впрочем, здесь его служба продолжалась недолго, так как Аксаков попросил перевести его в провинцию. Несколько лет он прослужил в Калужской, а затем и в Астраханской судебных палатах. Негативные впечатления от этой работы и горестные воспоминания о дореформенном суде остались у него на всю жизнь.

В конце 40-х годов, после революционных событий в Европе 1848 года, власти в России стали особенно резко реагировать на происходящее. Пострадал в это время, несмотря на свои монархистские и славянофильские взгляды, и критически настроенный к казЈнщине Аксаков. В марте 1849 года он был арестован, но вскоре его страстное воззвание дошло до государя, который ответил начальнику III отделения следующее: "Призови, прочти, вразуми, отпусти!". 22 марта Аксаков вышел на свободу, однако долгое время оставался под негласным надзором полиции.

В 1852 году под редакцией Аксакова выходит "Московский сборник". Уже второй выпуск издания был запрещЈн, а сам публицист лишился права его печатать. Однако, Аксаков не разочаровался в своей стране, по-прежнему оставаясь еЈ патриотом. Это подтвердилось во время Крымской войны, когда он вступил в Серпуховскую дружину народного ополчения. В 1857 году публицист активно публикуется в славянофильском журнале "Русская беседа" (1858-59), а после снятия с него издательского запрета на издательскую деятельность издает газету "Парус", которую также запретили на втором выпуске издания.

В 60-е годы Иван Сергеевич редактирует газеты "День" (1861-1865) и "Москва" (1867-1868), отличающиеся независимой и критической позицией. Обе они под давлением цензуры прекратили своЈ существование. В 1869 году он стал одним из основателей Московского купеческого общества взаимного кредита, а в 1874 году его возглавил.

Кроме этого, Аксаков активно выступал как сторонник политической и культурной независимости славянских народов. Эта активность выражалась в участии и создании им различных славянских благотворительных комитетов. Однако в конце 70-х годов все они были закрыты, а самого публициста выслали из Москвы, после чего он поселился в имении своей жены А.Ф. Тютчевой в селе Варварино Владимирской губернии. Причиной такого решения властей стало яркое и эмоциональное выступление Аксакова по поводу мирного договора 1878 года, фактически отрицающего все плоды победы России в русско-турецкой войне 1877-78 гг.

В последние годы своей жизни (1880-1886) Аксаков был редактором газеты "Русь", где продолжал отстаивать славянофильские идеалы, идею славянского единства, сохраняя, как и прежде, независимую общественную позицию.

В 1882 министр внутренних дел граф Н. Игнатьев под влиянием Аксакова попытался созвать Земской Собор, приурочив его к коронации императора Александра III. Однако это начинание было приостановлено К.П. Победоносцевым. Таким образом, Аксакову так и не удалось претворить в жизнь ни один из своих многочисленных проектов, несмотря на заслуженный авторитет и влияние в России. Однако к мнению Ивана Сергеевича стал прислушиваться новый император Александр III. Именно в его правление было издано единственное семитомное издание сочинений Аксакова. Оно увидело свет в год его смерти.

Всю свою жизнь Аксаков задавался вопросом: "Отчего же так нелегко нам живЈтся на Руси?". В одной из своих многочисленных статей он пишет следующее: "Трудно ей особенно потому, что приходится ей иметь дело не с какой-либо внешней опасностью, внешним врагом - и с самим собой. Трудно ей потому, что и врачевания приходится искать, как убеждает в том недавний опыт, не во внешних учреждениях только, не в одной благонамеренности правительственной, а в чЈм-то ином, в разрешении многочисленных, громадных вопросов духовного свойства". И далее публицист обращается к западнически мыслящим крупным чиновникам и общественным деятелям, как бы объясняя из-за чего, в итоге, возникает сложная жизнь в России: "Пора бы, кажется, понять, что это не более как средства к жизни, еЈ внешние формы, а не сама жизнь; что в том-то и состоит уродство нашего развития, что прежде содержания являются у нас формы, в которые и втягиваются потом содержания искусственно и насильственно, а не содержание само свободно и органически, создаЈт себе форму. Итак, казалось бы, по этой дороге и идти дальше некуда". Какой же выход видит публицист из данного тяжЈлого положения? С его точки зрения, необходимо прекратить многочисленные эксперименты по навязыванию России западного образа мыслей и образа жизни.

Какие же меры предлагает Аксаков в данной ситуации? Он вполне обоснованно считает, что всем нам необходимо вернуться к своим национальным традициям. "Надо только уразуметь сокровища духа в русской земле и познать их...", - отмечает он.

Иван Сергеевич Аксаков, как отмечает Б.П. Балуев в своЈм исследовании о Н.Я. Данилевском, был единственным кто иногда "давал в своих изданиях отпор наиболее злобным выпадам идеологов европейской цивилизации против России и русского народа". И именно он, имея в виду многочисленные и неоднократные проявления патологической русофобии в западной научной и публицистической литературе, разъясняет, что Россия виновата перед Западом только лишь в том, что существует (в данном случае во многом можно перефразировать знаменитую басню И.А. Крылова о волке и ягнЈнке), что главный источник ненависти Запада к России кроется в "историческом инстинкте непримиримой вражды двух противоположных начал" - "латинского и православного", что Россия для Запада - плебей, при общении с которым не следует соблюдать никаких нравственных норм, и поэтому вполне допустим и осуществим двойной стандарт.

Как известно, Аксаков был во многом продолжателем и распространителем идей Федора Тютчева, на дочери которого Иван Сергеевич был женат. И он, вслед за поэтом - мыслителем продолжил резкую критику западной цивилизации, защищая интересы России и славянства (особенно южного и восточного) во внешней и внутренней политике, считая важным и привлечение западных славян к идее православия.

После неудачной для России Крымской войны наступает во многом блестящий период в деятельности Аксакова как публициста. И хотя, в начале своей публицистической и общественной деятельности он не был сторонником антизападничества, но оно постепенно сформировалось в нем как ясная и четкая идея. Так, например, в 1861 году он писал следующее: "Пора понять, что ненависть, нередко инстинктивная, Запада к славянско-православному миру происходит от глубоко скрытых причин; причины эти - антагонизм двух противоположных просветительных начал и зависть дряхлого мира к новому, которому принадлежит будущее".

Несколько позднее он вполне пророчески писал: "Вся задача Европы состоит в том, чтобы положить предел материальному и нравственному усилению России, чтобы не дать возникнуть новому, православно-славянскому миру, которого знамя предносятся России и который ненавистен латино-германскому миру". И уже, позднее, в 1881 году, он резко критикует Запад, практически перефразируя Тютчева: "На просвещЈнном Западе издавна создалась двойная правда. Одна для себя, для племЈн германо-романских или к ним духовно причастным, другая - для нас и славян. Все западно-европейские державы - коль скоро дело идЈт о нас и о славянах - солидарны между собой. Туманность, цивилизация, христианство - всЈ это упраздняется в отношении Западной Европы к восточно-православному миру".

Аксаков один из немногих русских публицистов того времени, активно поднимает тему "европейничания" передовой русской интеллигенции. В 1861 в газете "День" он писал, что русская интеллигенция "постоянно ищет поддержку в общественном мнении Европы, заискивая его благосклонность или через низкое отречение от своих начал, или через смиренное и унизительное безмолвие".

И в этом плане Аксаков поддерживает Николая Данилевского в яростной критике этой прослойки общества, "которое, веруя только в последнее слово европейской науки, истощается... в бесплотных помыслах и мечтаниях: преобразить по чужому образу и подобию весь русский народный исторический склад". И в данном случае, как и Данилевский, Иван Сергеевич эмоционально стремиться довести до сознания западнически и промасонски настроенной интеллигенции, что последнее слово европейской мысли, будь то в науке, в обществоведении, в искусстве, а также в любой другой области, не всегда и не обязательно есть - слово. Таким образом, как бы подытоживает Аксаков, такой "интеллигент" фальшивит не только тогда, когда навязывает русскому обществу "чужое убеждение, чужое мерило, продукт чужой истории, чужих нравов", но и тогда, когда какую-либо гипотезу европейской науки "выдаЈт уже за научную аксиому, случайное, преходящее мнение или явление на Западе возводит в крайнее слово знания или жизни, обобщает частые факты, искажает смысл возникающих там задач и вопросы, ещЈ не решЈнные там, - сразу решает во имя "европейского прогресса" для своего отечества". Аксакова больше всего возмущает тот факт, что русская творческая мысль страдает и гаснет от общественного равнодушия, а западная, плоская и заЈмная пробивается через все препятствия и охватывает буквально повально, "как-то стадообразно" массы умов.

Сам Аксаков не считал себя теоретиком. Всю свою многочисленную энергию он направлял на популяризацию славянофильского учения. Как активный политический деятель Иван Сергеевич сыграл значительную роль в российской и славянской жизни 1850-80-х годов, но положение практического политика не предполагает излишнего теоретизирования. И всЈ же, несмотря на это, его можно считать по всем заслугам одним из виднейших теоретиков славянофильства. Если такие "основатели" славянофильства, как А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, брат Аксакова - Константин - заложили философскую и культурную основу славянофильства, то Аксаков может считаться создателем его политической теории.

Основополагающими принципами этой теории Аксакова были единство "земли" - народа и "государства" - Царя - при духовной власти Православной церкви. При этом, народ должен не просто слепо подчиняться Царю, он должен был иметь свои права, и, в первую очередь, иметь право высказывать своЈ мнение. "Силу мнения - народу, силу власти - Царю!", - подобную славянофильскую формулу отстаивает Аксаков на протяжении всей своей жизни.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Лабанов
Чужие в европейском клубе
Русский мыслитель Николай Данилевский объяснил, почему Запад считает нас отсталой и агрессивной страной
12.01.2008
Эрн Владимир Францевич (1882-1917)
17 августа 2007 года исполнилось 125 лет со дня рождения замечательного русского мыслителя и публициста начала ХХ века, сторонника самобытных начал русской философии Владимира Францевича Эрна
06.09.2007
Все статьи Сергей Лабанов
Новости Москвы
Все статьи темы
Консервативная классика
Все статьи темы
Последние комментарии
Вперёд к Шишкову
Новый комментарий от С. Югов
30.11.2024 09:53
Ждут ли Америку нравственные перемены при Трампе?
Новый комментарий от РомКа
30.11.2024 09:15
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
30.11.2024 09:05
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Следователь-криминалист Соловьев
30.11.2024 07:53
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Русский танкист
30.11.2024 06:49